Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
ВЫБОР И ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Сакральная фантастика как "возвращение имен"
Сборник фантастических повестей "Сакральная фантастика-2"
Издательство: МАНУФАКТУРА, составитель Д. Володихин
НОВЫЙ (видимо, теперь уже с известной долей уверенности можно говорить - очередной) сборник "Сакральная фантастика" включил произведения пяти авторов, трое из которых представлены и в предыдущем. Все авторы сборника уже в достаточной степени зарекомендовали себя в российской фантастике.
В послесловии к первому сборнику было дано следующее определение сакральной фантастики как нового направления в российской фантастике: "...произведения НФ и фэнтези, описывающие вмешательство потусторонних сил в нашу реальность. И это вмешательство воспринимается авторами как естественное и неизбежное". С этим связывались космическое "Противостояние" и человеческий "Выбор" как главные темы направления. В первом сборнике, по утверждению автора послесловия к нему, "ближе всего к "кристаллической чистоте идеала" подошли Ольга Елисеева и Дмитрий Володихин". По отношению ко второму сборнику это тоже в известном смысле так. Но причиной этому, очевидно, в большей степени то, что в их произведениях ("Ринг" Володихина, "Сокол на запястье" Елисеевой) действительно потусторонние силы или явные последствия их действий предстают воочию на протяжении всего повествования. Причем предстают именно в Противостоянии. У Елены Хаецкой ("Повесть о дальней любви") и Натальи Мазовой ("Янтарное имя") действие также происходит в "эпоху Традиции", когда в Противостояние верили, но тема его здесь не так важна. Да и принимаемое "традицией" той поры Противостояние авторами как безусловная истина не принимается. А Выбор человек делает не столько между космическими силами, сколько на путях своего "я". Наконец, у Натальи Иртениной ("Праздник синего ангела") вновь, как и в ее повести из предыдущего сборника, действие происходит в наши дни. А значит, и Противостояние вновь в значительной степени скрыто от взора героя. Его Выбор (не вполне и сделанный) носит чисто нравственный характер - между "хорошо" и "плохо", а не между Добром и Злом. Но это, конечно, не означает, что Противостояния нет. Просто для героя оно за кадром.
Стоит отметить, что "сакральность" и "традиция" могут весьма разниться. Контраст между мировидением "Ринга" и "Янтарного имени" подчеркивается одновременно соседством произведений в сборнике и присутствием в обоих темы "ведовского процесса". В "Ринге" ведьма - действительно страшное зло. Средневековая европейская картина мира становится в слегка модернизированном виде картиной и "вторичного мира" автора. В "Янтарном имени" истинно "черное" ведовство присутствует где-то на заднем плане, а конкретными жертвами инквизиторов (кстати, самих наделенных магическим даром) становятся, как со времен Возрождения и объяснялось обличителями, невинные. "Вторичный мир" автора этого произведения устроен совершенно не так, как видели Вселенную большинство людей западного и русского средневековья. Скорее это мир восточной религиозности или европейской нехристианской мистики.
В сборнике однозначно преобладает жанр или поджанр, обычно определяемый как "историческая фэнтези". Исключение представляет охарактеризованный выше "Праздник синего ангела" Натальи Иртениной. В остальных же произведениях действие разворачивается на фоне реалий былого. Панно Володихина состоит из "батальных фресок" - двух рассказов и небольшой повести, - ведущих из средневековья через бурный век революций к грядущему Концу. На узнаваемом фоне европейского средневековья (правда, все же не в единственном из миров) разворачивается действие в повести Мазовой. Хаецкая не в первый раз радует почитателей своего таланта изящным и остроумным "рыцарским романом", на этот раз положив в основу легенду о Мелюзине. Действие написанной мастерски и с глубоким знанием материала повести (точнее, глав из романа) Елисеевой разворачивается в античную эпоху - в древнегреческих колониях Северного Причерноморья и в скифских степях.
В послесловии Володихин пишет: "Для понимающих людей сакральная фантастика на девять десятых представляет собой "возвращение имен". Надо же иногда напоминать Петьке Косому, что по паспорту он Петр Васильевич Суздальский, бомжом и попрошайкой стал по пьяному делу, а изначально пел в церковном хоре, да и что мать его жива, и крест еще не пропит. Выбрать сторону и собственное будущее позволительно за три секунды до физической смерти. Хорошо бы только, выбирая, не ошибиться". Что ж, когда кто-то ставит перед собою цель помочь в правильном Выборе, цель эта действительно достойная. Известно, что литература - талантливая литература - всегда указывала людям путь. Средство, наверное, не самое лучшее для всех, но уж точно одно из лучших
© Сергей Алексеев
|
 
|