Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
О САКРАЛЬНОЙ ФАНТАСТИКЕ-1

Сборник фантастических повестей "Сакральная фантастика-1"

Издательство: МАНУФАКТУРА, составитель Д. Володихин

Вопреки расхожему мнению, литературные ярлыки придумывают отнюдь не критики, а как раз наоборот - писатели сами подыскивают себе удобную полочку (это уж потом они все сваливают на критиков). Это они придумали киберпанк, турбореализм, инфоромантизм... А теперь вот - "сакральную фантастику". Оно, конечно, понятно: любому литератору льстит мысль, будто он новатор в словесности: придумал новую манеру повествования, открыл совершенно новый взгляд на мир ("Вся наша жизнь - лишь чей-то сон") и т.п. Что происходит дальше? Для начала литератор придумывает своим новациям определение - какое-нибудь словечко позаковыристей и объявляет, что "свято место" занято. Затем начинается процесс вербовки соратников - часто методом притягивания за уши коллег по перу (разрез глаз, форма ушей и носа, размер обуви). Все, готово! Можно смело заявлять о рождении нового литературного явления: "Мы не такие, как вы. Мы другие". А еще лучше: "Мы - не фантасты. И даже не реалисты. Мы - постреалисты".

Авторы сборника "Сакральная фантастика" тоже декларируют жанровый индивидуализм: "Это общее название ["Сакральная фантастика". - Д.И.] объединяет произведения НФ и фэнтези, описывающие вмешательство потусторонних сил в нашу реальность. И это вмешательство воспринимается авторами как естественное и неизбежное <...> Авторы... спокойно признают существование мира сверхчеловеческого. Для них он - реальность, данность и неизбежность" (С. 516-517). По правде говоря, ознакомившись с текстами, составившими содержание сборника, рецензент растерялся: а в чем, собственно, принципиальная новизна? Сакральная фантастика существует с незапамятных времен. Оставим в покое мифологию, вспомним, хотя бы, русских и европейских романтиков XIX века, а из века ХХ-го... "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, болгарские диаболисты во главе с Ч. Мутафовым и С. Минковым, "Альтист Данилов" В. Орлова... В соответствии с декларируемыми авторами сборника эстетическими принципами написаны ранние повести Г. Л. Олди.

Что касается собственно содержания книги. В нее вошли четыре повести московских литераторов. Добротная проза, литературно грамотная, местами даже изысканная. Чистая фантастика представлена двумя произведениями - "твердая" НФ о параллельных мирах с несколько смазанным финалом "Совсем другая сторона" Марии Галиной и лихая героико-милитаристическая фэнтези Ольги Елисеевой "Пожиратели крови". Что касается повестей Дмитрия Володихина ("Омерзение") и Натальи Иртениной ("Скрипичный ключ"), то отнести их к фантастике весьма затруднительно. Фантастическое здесь присутствует где-то даже не на втором, а на третьем плане как интуитивное ощущение ирреальности, экзистенциальной искаженности объективного мира. Собственно, тексты Володихина и Иртениной укладываются в формат современной прозы, легко представить их появление на страницах какого-нибудь "толстячка".

По большому счету, единственное, что объединяет все эти произведения - все они о проблеме экзистенциального Выбора, о Противостоянии. Герои обречены делать бесконечный выбор между сакральными сущностями Мироздания.

Кстати, из четырех авторов сборника всего лишь один мужчина. Воздержусь от комментариев "по половому признаку".



© Даниил Измайловский
© ЕСЛИ № 12 ДЕКАБРЬ 2000
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz