Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
У КОГО ЧТО БОЛИТ...

Как вы любили кости мыть артистам,
за водку и за низкую мораль;
“И в Личной жизни, мол, у них нечисто,
и часто, мол, спиваются, а жалъ”...

А. Макаревич


- Разберем некоторые другие обвинения в адрес рок-музыки.

- Иногда названиям рок-групп и текстам песен, и даже самому ритму приписывают скрытый непристойный смысл. Возникает вопрос: в наше время, когда повсюду совершенно открыто демонстрируется порнография во всех ее видах, зачем нужны какие-то скрытые подтексты? Такое впечатление, что некоторым критикам хочется их видеть, поскольку каждый судит в меру своей испорченности: у кого что болит... Когда я слушала рок-музыку, мне это в голову не приходило. Подобного рода утверждения и подробные описания неких видеоклипов (заметим, не рок-музыки, а поп-музыки) в некоторых брошюрах крайне нездоровы и сами являются источником соблазна. В них говорится, извините, о таких грехах, о которых многие слушатели рок-музыки даже не подозревают. В кругу моих подруг, с которыми мы слушали рок-музыку, не было никаких наркотиков и разврата, и даже разговоры на "деликатные темы" не приветствовались. Мы искали в рок-музыке совершенно другого.

- Не будем идеализировать творчество некоторых рок-групп, всякое бывает в этой среде. Среди того, что называют рок-музыкой, действительно есть примитивные, низменные вещи. Но обвинять всю рок-музыку и всех музыкантов в пропаганде блуда по причине отдельных непристойных песен - очень несправедливо. Это все равно, что, например, сводить всю живопись к развратной, натуралистической живописи, или отвергать всю классическую литературу потому, что к ней относятся книги Мопассана. Есть А. Дюма, французский классик, есть Жюль Верн, другие писатели. Я не думаю, что читать Жюль Верна или "Графа Монте-Кристо" - это грех. А Мопассан - действительно, развратнейший писатель, и его, несомненно, недопустимо читать православному человеку. Так что же теперь, сжигать книги всех французских писателей потому, что среди них был Мопассан?

Также и современная музыка: есть хорошие музыканты и песни, есть плохие, примитивные. Отчасти это можно объяснить тем, что рок-музыка относительно проста. Создать рок-группу не так сложно: достаточно немного уметь играть на гитаре, синтезаторе и ударных, тогда как для создания симфонического оркестра нужно музыкальное образование, большая работа. Поэтому существует множество бездарных групп-однодневок, но они не делают рок-музыку. Групп, играющих профессионально, не так много, но их композиции действительно можно назвать шедеврами.

Есть замечательные, очень глубокие произведения. Например, как я уже говорил, музыка группы "Pink Floyd". Ее создатели - большие профессионалы и очень интеллектуальные люди. Эту красивую, глубокую музыку вполне можно назвать классикой XX века. Таково мнение и профессиональных музыкантов. Возьмите песни "Beatles": хотя почти все они о любви, в них отсутствует пошлость; это прекрасная, мелодичная, светлая музыка. Можно вспомнить также песни "Uriah Heep" - "Июльское утро" и "Rolling Stones" - "Энджи" (Ангел). Редко кто с такой высокой поэзией пел о любви. А композиция группы "Animals" "Дом восходящего солнца" - настоящий шедевр музыкального творчества.

К названию группы "AC/DC" критики буквально "притягивают за уши" непристойное толкование, тогда как эта аббревиатура значит не что иное, как "переменный ток". Пытаются подобным же образом истолковать сам термин "рок-н-ролл", который миллионы людей всегда понимали как "катящийся и крутящийся" в связи с характерным танцем и движением руки по струнам гитары. Остается лишь заметить, что при большом желании вообще любое слово можно истолковать в блудном смысле.

В отечественном документальном фильме "Рок" Борис Гребенщиков рассказывает, что курсантам военного училища на политзанятиях внушали, что музыканты "Аквариума" прямо на сцене занимаются гомосексуализмом. А в действительности Б. Г. пел:

"Я ранен светлой стрелой - меня не излечат.
Я ранен в сердце - чего мне желать еще?
Как будто бы ночь нежна,
Как будто бы есть еще путь,
Старый прямой путь
Нашей любви.
А мы все молчим. Мы все считаем и ждем.
Мы все поем о себе. О чем же нам петь еще?
Но словно бы что-то не так,
Словно бы блеклы цвета,
Словно бы нам опять не хватает тебя,
Серебро Господа моего, серебро Господа!
Разве я знаю слова, чтобы сказать о тебе?
Серебро Господа моего, серебро Господа!
Выше звезд, выше слов, вровень с нашей тоской...
И как деревенский кузнец, я выйду засветло.
Туда, куда я, за мной не уйдет никто.
И, может быть, я был слеп,
И, может быть, это не так,
Но я знаю, что ждет перед самым концом пути:
Серебро Господа моего, серебро Господа!
Разве я знаю слова, чтобы сказать о тебе?
Серебро Господа моего, серебро Господа!
Выше звезд, выше снов, вровень с нашей тоской..."


Так что клевета на рок-музыку, ни много ни мало, наследие советской пропаганды.

- Может быть, в этой песне отражены, действительно, духовные переживания - такое удивительное впечатление она производит. Хотя в ней не говорится "вот, надо ходить в православный храм", но на меня она произвела именно такое действие.

- В одном из давних интервью Бориса Гребенщикова были такие слова: "Я думал: как можно быть рабом Бога, а потом понял, что поскольку Бог есть Любовь, то это значит - быть рабом Любви".


© иеромонах Сергий
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz