Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
ОХОТА НА ВЕДЬМ
Силы Небесные, так пожалейте же
Бедную нашу страну!
Пусть виноватую, пусть миром клятую,
Но, все же, такую одну...
Мы слезами горькими плакали,
Мы сыты кровавыми драками,
Силы Небесные,
пожалейте нашу страну!
“ЧайФ”
Должно признать, что некоторые рок-группы действительно легкомысленно относятся к сатанистской символике, а некоторые даже заявляют, что исповедуют культ диавола. Например, группа "Kiss", музыканты которой выступают с рогами и хвостами. Говорят, что один из этих музыкантов во время концерта захлебнулся насмерть своей собственной рвотой.
Но не все, кто приклеил себе рога, непременно сатанисты. На самом деле сатанистов очень немного: такого рода песен не наберется и пол процента. Большинство же просто по молодости не понимает, что делает, не воспринимает эти вещи всерьез. Часто просто пугаются некоторой экстравагантности и эмоциональности молодежи. Проще ведь обвинить, приклеить ярлык, чем разобраться. Мы же не обвиняем в сатанизме людей, которые по неразумию поминают нечистую силу в качестве ругательства, или мальчишку, который рога и хвост кому-нибудь подрисовал. Есть такое хорошее слово - мракобесие.
Вот очень характерное высказывание руководителя группы AC/DC, помещенное в одной "антироковой" брошюре, которое как раз опровергает выдвигаемые там обвинения: "Чем мы занимаемся - это только шутка... Никакие сатанинские посланники не подталкивают нас, нам нужно только найти строку, по рифме подходящую к следующей". Непонимание истин христианства, в частности, серьезности адских мучений - еще не есть сатанизм, а есть незнание, глупость.
Часто также обвиняют в сатанизме Оззи Осборна, в свое время вышедшего из группы "Black sabbath" (в переводе "Черный шабаш") и выступающего самостоятельно. Однако, когда музыкант в 1988 году приезжал в Россию, один мой друг, священник, общался с ним лично и убедился, что Осборн - истовый католик, является противником наркотиков, не курит, не употребляет никаких сколько-нибудь крепких спиртных напитков. То, что он бросил все это, по крайней мере, в середине 80-х годов - это известный факт. Несмотря на эпотажные выступления своей юности, в песнях последних альбомов Осборн часто обращается ко Христу, и отнюдь не в кощунственном смысле. Да и раннее творчество "Black sabbath" не так однозначно, хотя их постоянно обвиняют в сатанизме. Вот поразительный текст одной из их песен:
После Вечности (1971 г.)
"Ты когда-нибудь думал о своей душе - может ли она быть спасена?
Или ты думаешь, что когда умрешь, навсегда останешься в гробу?
Разве Бог только мысль в твоей голове или Он часть тебя самого?
Разве Христос - это только имя, о котором ты некогда читал в книге, когда учился в школе?
Я вижу Истину. Да, я вижу свет, и я изменил свои пути.
В конце своих дней я буду подготовлен, а ты будешь одинок и в страхе.
Возможно, ты боишься того, что скажут твои друзья, когда узнают, что ты веруешь в Бога?
Прежде чем критиковать, они должны были бы познать, что Бог - единственный путь к
Любви...
Я думаю, что люди, которые распяли Христа, были такие, как ты.
Это печально, что ты согласен с их мнением.
Когда подойдет смерть, будешь ли уверен в своем деле и сможешь ли сказать, что ни во что не веруешь?
У тебя была возможность, но ты ее отклонил, и теперь уже никогда не сможешь поправить это.
Может быть, ты все же подумаешь, прежде чем сказать, что Бог мертв и забыт.
Открой глаза и познай, что Он единственный.
Кто может спасти тебя от всех твоих грехов и от твоей ненависти.
Или ты будешь все еще глумиться над тем, что теперь слышишь?
- Да...
- Я думаю, что для тебя все слишком поздно".
Судите сами, о чем эта песня, и может ли это быть лицемерной подделкой?
Вокалист группы "Queen" Фредди Меркури был очень верующим и часто в песнях обращался к Богу, хотя их концерты были очень фееричными. (Обычно Меркури обвиняют в грязных грехах, но хорошо знавшие его люди опровергают это и говорят, что он подвергся клевете.)
Многие из тех групп, которые используют в текстах песен, на первый взгляд, антицерковные выпады, на самом деле выступают не против Соборной Апостольской Церкви, а против еретических сонмищ Запада. Они не приемлют ересь, себя же считают верующими людьми и христианами. Поэтому в Православной России как такового сатанистского рока не существует - он не привился.
Вообще, отождествлять всю рок-музыку с представителями сатанистского рока есть беззастенчивая спекуляция. Это все равно, что всю литературу сводить к оккультным книгам или обвинять Пушкина в сатанизме за "Сцену из Фауста" или стихотворение "Ниспровержем престолы и алтари". Много говорилось о вере и благочестии А. С. Пушкина. Но юный Пушкин, восемнадцати-девятнадцати лет, писал стихи, в общем-то, и против Бога, и против Церкви, и против Государя. По молодости человек не понимал, что делал. Став старше, раскаялся, и начал писать совсем по-другому. Есть у него и очень глубокие покаянные стихи. Нельзя же сжечь Пушкина только потому, что у него есть несколько стихотворений, неприемлемых для православного человека.
В сатанизме обвиняют и известнейших композиторов, чья музыка считается классической. Это говорят, например, о Скрябине. Как известно, у Моцарта есть произведение масонского характера "Волшебная флейта".
В критической работе французского ксендза, на которой в той или иной мере основывается большинство противников рок-музыки - в том числе и глубоко уважаемый мной архим. Лазарь (Абашидзе) - содержится немалая доля клеветы, которую не так легко обнаружить русскому читателю. В частности, западный автор распространил утверждение, что текст песни "Лестница на небеса" группы "Led Zeppelin" имеет оккультный характер, в нем упоминается оккультный персонаж королева Мая. Один мой знакомый батюшка, бывший музыкант, хорошо знающий английский язык, когда я ему об этом сказал, перевел мне эту песню. Оказалось, что содержание ее таково: жила-была девушка, которая считала, что все можно купить. Она начала все покупать и в конце концов решила купить небо. Поставила лестницу, стала взбираться, упала и разбилась, потому что небо купить нельзя. Вполне христианский смысл. К слову сказать, группа "Led Zeppelin" дала в 1978 году благотворительный концерт, все средства от которого пошли на помощь детям Бангладеш, где в то время был голод. Это миллион долларов, между прочим. Я не думаю, что сатанисты будут так поступать.
Критики утверждают также, что в рок-композициях содержится некая разрушительная информация на подсознательном уровне, наподобие пресловутого двадцать пятого кадра. Утверждается, что таким образом слушатели, например, вступают в общение с сатаной. Простите, абсурд! С сатаной можно вступить в общение только сознательно, то есть, имея желание, либо бессознательно - исполняя волю страстей, посредством совершения грехов. Если бы это обвинение было справедливо, то после рок-концерта все бы бежали приносить жертву сатане. Некоторые факты хулиганства, конечно, бывают, но гораздо меньше, чем у хоккейных и футбольных фанатов.
Если у рок-групп есть безумные поклонники-фанаты, то не всегда в этом виноваты музыканты, так как фанатизм и ажиотаж бывает даже вокруг самых святых вещей и самых святых личностей.
Утверждение, что вообще что бы то ни было можно передать на подсознательном уровне, сомнительно само по себе и отдает оккультным мировоззрением, наподобие веры в "сглаз" и "порчу". Даже загипнотизировать можно только такого человека, который разрешает поставить на себе этот опыт и добровольно поддастся гипнозу. Верящие в черную магию считают, что если про человека неприязненно говорить, то это плохо подействует, "наведет отрицательные энергии". Но если рядом со мной находится китаец или индус, который на своем языке осыпает меня бранью, то, хоть он и погрешает грехом злословия, мне это совершенно безразлично, потому что я не понимаю, что он говорит. Поэтому его слова вряд ли способны принести мне вред.
Говорят, будто бы, если прокручивать записи рок-музыки в обратную сторону, там содержатся богохульства и обращения к сатане. В частности это все время приписывают уже упомянутой нами песне "Лестница на небеса" группы "Led Zeppelin". Мои знакомые на профессиональной аппаратуре неоднократно проигрывали ее назад, пытаясь обнаружить эту зашифрованную запись, и ничего не находили.
В целом все это очень напоминает истерическую борьбу с ИНН-ами.
Составители "анти-роковых" брошюр часто утверждают, будто бы музыканты группы "Beatles" за свою известность продали души сатане, поэтому их музыка стала настолько популярной. Но если необычайный успех и популярность объяснять связью с демонами, в таком случае в этом нужно обвинить всех талантливых и известных в какой-либо области людей. На самом деле Битлы, будучи чрезвычайно талантливыми, начав выступать, когда им было по шестнадцать лет, очень много работали. Уникальным было соединение творческих талантов Леннона и Маккартни. Благодаря прекрасному сочетанию голосов, звучание "Beatles" исключительно гармонично. Преступив некоторые музыкальные каноны, своими смелыми творческими решениями они создали совершенно новый музыкальный стиль, новое слово в музыкальной культуре, созвучное человеку XX века. В своем творчестве они предвосхитили почти все направления рока. До сих пор во всех музыкальных рейтингах их музыка остается самой популярной, несмотря на то, что прошло уже тридцать с лишним лет с тех пор, как они распались. Их альбом "Revolver" признан наиболее популярным альбомом XX века. Все это - исключительно результат их труда и таланта. Я не думаю, что диавол обладает властью подчинить музыке "Beatles" миллиарды людей. По сути его власть иллюзорна. Кроме того, диавол есть лжец и отец лжи - он все время обманывает, не исполняя своих обещаний.
Для русских же людей "Beatles" имели совершенно особенное значение. Услышав прекрасную музыку, которую советская пропаганда всячески поливала грязью, люди начинали понимать, что их вообще бессовестно обманывают. И в этом смысле для нас "Beatles" сделали больше, чем для своих соотечественников и всего западного мира, для которого они всегда были доступны. Так же, как в крылатой фразе "поэт в России - больше, чем поэт", можно сказать, что рок-музыка в России - больше, чем просто направление музыки, и "Beatles" - больше, чем одна из групп. К очередной годовщине смерти Джона Леннона газета "Times" выпустила передовицу, в которой говорилось, что музыка "Beatles" вложила больший вклад в разрушение "железного занавеса", чем что-либо другое, так как на ней воспиталось целое поколение людей в России, которые больше не желали жить за "стеной", отделявшей их от остального мира.
""Поэт в России - больше, чем поэт",
и рок - не просто музыка для русских:
когда на шаг, и мысль, и веру был запрет,
он нам помог пойти на тусклый свет
из камер тьмы и лабиринтов узких.
Битлы, "Pink Floyd", "Deep Purple", "Jethro Tull",
И наш Российский нищий андерграунд,
что на кастрюлях иногда играл,
но словом поражал затихший зал,
и драйвом восполнял скромнейший саунд.
Мы благодарны всем, кто в горе том
нам сострадал, и голос свой возвысил,
и кто стучался в запертый наш дом,
и кто своим талантом и трудом
лед растопил и день весны приблизил..."
(А. Волжская)
© иеромонах Сергий
|
 
|