Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ЖИЗНЬ В "РОКЕ" И ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ


Здравствуйте о. Сергий!

Хочу у вас посоветоваться бывает ли у вас внутренняя борьба между жизнью в "роке" и православной жизнью, я имею ввиду не внешние атрибуты, а внутреннюю жизнь. У меня была сильная, я когда был неофитом, примерно в 1992 году, стер почти все записи, о некоторых не жалею, например "коррозия металла" и в том же духе, но некоторые после армии записал вновь. После службы я понастоящему понял ценность песен "Алисы" и Шевчука. Тексты Константина отражают мой внутренний мир. Если есть у вас такая борьба, то как у вас это происходит. У меня исповедь. Я стараюсь жить по понятиям "русского рока" (справедливости, солидарности и т.д.), но и стараюсь жить православно.

Поделитесь опытом, пожалуйста. Были у нас во Ржеве 2 батюшки с которыми мне было легко общаться, но они уехали, один в Киев, другой в Сергиев Посад. А без духовника тяжело спасаться, то правильно ведешь себя, то во все тяжкие. Вот и хожу на исповедь к кому-нибудь. А с Киева с о. Андреем по электронке переписываемся, но он что-то в политике весь, но это его дело.

Как вам кажется, совместимо ли положение священных текстов, а то и просто религиозных, на тяжелую музыку, не пахнет ли это протестантизмом? Например, православные тексты в исполнении Napalm Death я себе не представляю.

Я читал ,что если прослушать песню "лестница в небо" Led Zeppelin, то там будут сатанинские тексты, я вообще не представляю, как это технически возможно, да еще в то время. Это не нападки просто на рок?

Жду письма, с уважением Григорий. (город Ржев)

У меня тоже друг, православный священник, бывший панк, теперь крестный моего сына.




Уважаемый Григорий!

Никакой борьбы между жизнью "в роке" и православной жизнью у меня нет и не было. Вернее, было около 30 лет назад, когда я, начав ходить в Церковь, услышал, что слушать рок-музыку грешно, и перестал ее слушать совсем. Затем 22 года я не слушал рок-музыку, не смотрел ни телевизор, ни какие-либо художественные фильмы, не читал художественную литературу (кроме мемуарной). Став настоятелем в Москве, столкнувшись с необходимостью проповедовать Православие на языке, доступном современным молодым людям, пересмотрел свои взгляды на рок-музыку и вообще культуру, что и изложил в моей брошюре "Современная культура - сатанизм или Богоискательство?" (есть на сайте нашего храма).

Сейчас я слушаю рок-музыку достаточно редко: либо с целью ознакомления с новыми произведениями, либо для отдыха при крайней усталости (очень помогает, успокаивает нервы). При прослушивании рок-музыки любых стилей стараюсь творить непрестанную молитву Иисусову, опять-таки, не испытывая при этом никакой дисгармонии. Молитва и рок прекрасно сочетаются друг с другом. Естественно, отдохнув, предпочитаю либо заняться более серьезными делами - которых у меня, как у настоятеля нескольких храмов, предостаточно - либо почитать духовную книгу. Рок-музыка все-таки особое направление культуры. Это музыка ищущих честных людей, которые выражают в ней свой поиск Истины и правды. Не ее вина, что на ту же волну настроились всякого рода сатанисты, хотя не исключено, что для них это тоже своеобразный поиск. Очень гармонично и плавно понятия русского рока переходят в понятия христианские, так как русская душа и христианство очень близки. Поэтому для поколений русских людей XX века рок-музыка явилась детоводителем ко Христу. Как это ни странно, каждый третий батюшка поколений 60-х - 80-х играл в какой-нибудь группе. А Первоиерарх одной из Поместных Православных Церквей в сане митрополита является бывшим хиппи.

Положение священных текстов на тяжелую музыку считаю вполне допустимым, тому есть удачные примеры. Например, в рок-опере Павла Смеяна "Слово и дело", написанной по мотивам романа А.Толстого "Князь Серебряный", под тяжелый рок читаются церковные паримии, что производит неизгладимое впечатление. Диск мне подарил сам автор, который является глубоко верующим православным христианином. Ему же принадлежит рок-опера "Литургия оглашенных". Великим постом в воскресение на всенощном бдении исполняется песнопение "Покаяния отверзи ми двери". Когда я его слышу, мне всегда хочется положить его на мотивы тяжелого рока. Вообще, я заметил, что структура православных песнопений и рок-композиций во многом сходны между собой. Многие ходы практически одинаковы. Не знаю, возможно ли сочетание религиозных текстов с музыкой, скажем, группы "Металлика", но у Константина Кинчева они звучат вполне гармонично. Также я неоднократно говорил слово проповеди на концертах группы "Если", играющей в тяжелом роке, примерно в стиле "Deep Purple". Их авторские песни: "Александр Невский", "Цесаревич", также рок-композиции на стихи иером. Романа (Матюшина), воспринимаются вполне естественно. Мало того, как я уже упомянул, во время их концертов я неоднократно обращался с пастырским словом к молодым людям. Такой концерт-беседа обычно проходит так: 3-4 песни группы "Если", 10-15 мин. - слово священника. Слушатели, обычно молодого поколения, бывают благодарны, приглашают "на бис".

Как это не странно, даже группа "Black sabbath" несмотря на всю одиозность, исполняла и такие песни:

После Вечности (1971 г.)

"Ты когда-нибудь думал о своей душе - может ли она быть спасена?
Или ты думаешь, что
когда умрешь, навсегда останешься в гробу?
Разве Бог только мысль в
твоей голове или Он часть тебя самого?
Разве Христос - это только имя,
о котором ты некогда читал в книге, когда учился в школе?
Я вижу Истину. Да, я вижу свет, и я изменил свои пути.
В конце своих дней я
буду подготовлен, а ты будешь одинок и в страхе.
Возможно, ты боишься
того, что скажут твои друзья, когда узнают, что ты веруешь в Бога?
Прежде чем критиковать, они должны были бы познать, что Бог -
единственный путь к Любви:
Я думаю, что люди, которые распяли Христа,
были такие, как ты.
Это печально, что ты согласен с их мнением.
Когда подойдет смерть, будешь ли уверен в своем деле и сможешь ли сказать,
что ни во что не веруешь?
У тебя была возможность, но ты ее отклонил, и теперь уже никогда не сможешь поправить это.
Может быть, ты все же
подумаешь, прежде чем сказать, что Бог мертв и забыт. Открой глаза и
познай, что Он единственный. Кто может спасти тебя от всех твоих
грехов и от твоей ненависти. Или ты будешь все еще глумиться над тем,
что теперь слышишь?
- Да:- Я думаю, что для тебя все слишком поздно".

Насчет "Лестницы в небо" - один мой друг, пытаясь уличить меня в "потворстве сатанизму", несколько раз прослушал на профессиональной аппаратуре ее в обратную сторону. Ничего там не нашел, после чего опять вернулся в рок-музыку, вполне совмещая это с жизнью православного человека и являясь прихожанином нашего храма.

С любовью о Христе, иг.Сергий


© иеромонах Сергий
© Армия АлисА
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz