Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
ВОПРОС О СОВМЕСТИМОСТИ РОК-МУЗЫКИ И МОНАШЕСТВА
Здравствуйте, о. Сергий! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Я задавала Вам вопрос о совместимости рок-музыки и монашества.
Простите Христа ради за невольные эмоции, которые Вас, по-видимому, оскорбили, если Вы увидели в них обличение. Простите, ибо ни того ни другого я не хотела. И уж тем более ДАЖЕ НЕ НАМЕКАЛА на нарушение Вами Божиих заповедей и церковных канонов - этого НЕ БЫЛО в моем вопросе.
Ваш пример о классической музыке меня, действительно, не убедил, т.к. классика сильно отличается от рока. Но поскольку я не нашла ответа именно на свой вопрос, то прошу прощения за назойливость - хочу его УТОЧНИТЬ: КАКИМ ОБРАЗОМ РОК-МУЗЫКА НЕ МЕШАЕТ ВАШЕМУ ВНУТРЕННЕМУ МОНАШЕСКОМУ УСТРОЕНИЮ? Я спрашивала именно о несовместимости внутренней, а не о нарушении чего-то внешнего. Когда мне невольно приходится где-то услышать рок-музыку, в душе возникает чувство протеста и НЕМИРСТВИЯ, хочется скорее уйти подальше, чтобы не слышать и не разрушать молитвенного настроя. Все-таки рок - музыка СТРАСТНАЯ. Ведь нам заповедано: "Непрестанно молитесь". А разве молитвенный настрой, память Божия, память смертная НЕ ПРОГОНЯЮТСЯ такой экспрессивной музыкой? Разве то духовное состояние, которое возникает у священника, отслужившего Божественную литургию, можно с легкостью ПРОМЕНЯТЬ на те чувства и эмоции, которые породит рок-музыка?
Простите за очень длинный вопрос - хочется, чтобы Вы поняли его точнее и ответили именно на то, о чем интересуюсь, а не на обвинения КОТОРЫХ НЕ БЫЛО.
С уважением, р.Б. Юлия
Здравствуйте, Юля!
Вот это совсем другой разговор. Не в бровь, а в глаз! Здесь самая суть. Отвечаю.
В своей жизни, сколько можно я всегда старался быть честным перед своей совестью. Еще с ранней юности с некоторого времени это стало моим жизненным кредо. Наверное, поэтому я не принял "социалистическую действительность", от партийных лозунгов на каждом углу меня просто тошнило. Делать какую-либо карьеру в советском обществе обязательно означало идти на компромисс с совестью, участвовать в той или иной мере во всеобщей лжи. Я выбрал стать добровольным изгоем. Вряд ли, Юля, Вы сейчас сможете представить, что значило быть хиппи в СССР 70-х. По всем канонам марксистской науки нас не должно было быть. Нас терпели только на правах шизофреников и наркоманов. Официальная советская пропаганда в движении хиппи ничего другого видеть не хотела.
За право быть свободным человеком, жить в соответствии со своими убеждениями и своей совестью, я вынужден был расплачиваться клеймом шизофреника и наркомана (каковым никогда не был). Похоже, что в СССР быть свободным по-другому было нельзя. К сожалению, врали даже некоторые архиереи Православной Церкви, в частности, что у нас нет гонений на религию (но я им не судья, пусть это останется на их совести). А вот рок-музыка не боялась говорить правду, за что я всегда уважал и уважаю ее. Мое участие тогда в движении хиппи закономерно-туда привело меня желание "жить не по лжи", как требовала моя совесть. Также закономерен мой приход затем в Православную Церковь, а в Церкви-к монашеству.
С тех пор как я стал православным, 20 лет я не слушал рок-музыку, считая все эти годы ее, как и Вы, чем-то несовместимым с духовной жизнью христианина, тем более - монаха. Так считал я, начитавшись различных брошюрок, которым слепо верил. Возвращение интереса к року произошло в связи с тем, что как священник, пастырь я неминуемо должен был столкнуться с духовными проблемами современного общества. Мне всегда была особенно близка молодежь. Движение хиппи научило многому. В конфликте поколений я всегда на стороне молодых. Старшие поколения, на мой взгляд, недооценивают потенциал молодых; отсюда непонимание.
Но молодежь меняется, как и весь этот мир. Вы не такие, какими были мы в ваши годы. Ваши проблемы, менталитет, культура, чаяния-все совсем другое. Единственное, что, пожалуй, осталось прежним - поиск Истины и смысла. Если проповедник хочет достичь успеха, он должен хорошо представлять себе ту среду, в которой хочет проповедовать. Я всегда хотел общаться с русской молодежью. Много лет готовил себя к этому общению, зная, что это не простая задача. Как некогда св. равноап. Николай, прежде чем выйти с проповедью перед Японией, внимательно изучал ее культуру, язык, религию, нравы. Как бы не доказывали, что молодежная субкультура - фикция, не поверю. Чтобы проповедник был услышан, он обязан с ней познакомиться. Так я опять столкнулся с рок-музыкой. Прослушав после 20-летнего перерыва любимые группы: "Пинк флойд", "Лед Зеппелин", "Дип пепл" и т.д., уже будучи христианином, монахом в священном сане, вдруг увидел, что их композиции не потеряли для меня своей прежней глубины и свежести. Это удивило. Ожидал чего угодно: "наркотического действия рока", "разрушения клеток мозга", "удара по внутреннему человеку", "вреда для духовной жизни", "восстания страстей и нашествия блудных наваждений", "встречи с самим сатаной" и т.д., как писали брошюрки. Странно, но ничего этого не ощутил (может быть, не заметил). Никаких разрушительных действий рок-музыки на мою духовную жизнь не почувствовал.
Критерием допустимого и недопустимого многие годы для меня являлось то, как это отражается на молитве. То, что не от Бога, отвлекает от молитвы в той или иной степени. Если молитва рассеивается каким-либо помыслом, опытно знаю, что обязательно задействована какая-либо страсть. Впечатления, которые не отражаются на молитве вовсе, допустимы. Никакие страсти ими не задеты. Как ни странно, прослушанные мной рок-композиции никак на молитве не отражались. Мало того, во время самой музыки сердце располагалось к молитве, молиться хотелось. Сделал открытие, что рок-музыку, как и другую хорошую музыку, можно слушать творя при этом Иисусову молитву. Эти два впечатления (от музыки и молитвы) не смешиваются между собой и не противоречат друг другу. Когда я вставал на мое молитвенное правило, в уме не крутились никакие рок-мелодии. И это тоже было странно, так как опытно знаю: чуть-чуть затронь какую-либо страсть, тут же начинается насилие помыслов, образов, впечатлений, переживаний, особенно при занятии молитвой.
Конечно же, в музыке, как и в любой другой душевной вещи, должна быть мера, а именно: когда, сколько, в каких состояниях ее слушать. Если могу молиться, читать духовные книги или заниматься чем-либо полезным, считаю, что этим и обязан заниматься. После же 15-ти часового рабочего дня ум просто ни к чему другому не способен и музыка - замечательный отдых в таких состояниях.
Поскольку я не заметил никакого вредного действия музыки на свою душу, возникли вопросы. Почему то, что заставляло нас в молодости задуматься о смысле жизни - оказывается, плохо? Почему то, что являлось отдушиной в советские времена, учило "жить не по лжи" - сатанизм? Почему то, что наше поколение учило протесту против безбожной действительности, что в конечном итоге привело к Богу - не от Бога? Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? (Мф 12; 26). УТОЧНИТЬ Почему я вообще должен верить каким-то глупым брошюркам с обширными цитатами из еретиков? Пойдем дальше. Почему кельтские и европейские мелодии английских групп - "наследие африканского шаманства"? Разве русские и греки не были когда-то язычниками? Значит, вся народная музыка тоже наследие шаманства? Почему добропорядочные музыканты все огульно обвиняются в разврате, наркомании и обязательной продаже души сатане? Я тоже в семнадцать лет играл на барабанах, но душу сатане продавать не собирался.
Попросил моих православных друзей, у которых имелась соответствующая аппаратура, прослушать задом наперед те известные рок-композиции, в которых якобы содержался скрытый смысл: восхваление сатаны и т.д. - ничего подобного там не нашлось. Оказалось, что и это - чьи-то глупые выдумки. Посмотрел тексты песен, как наши отечественные, так и западные, за те 20 лет, пока ничего не слушал. Конечно же, никакого сатаны там не было. Вот о Христе текстов прибавилось. А так, в основном, как и в годы моей юности пели о любви, о поисках смысла жизни, о драме человеческого бытия, о том, что человек должен жить какими-то высшими ценностями, о том, что война и насилие не приемлемы. За эти годы рок нисколько не потускнел: по-прежнему большинство текстов - философские размышления, поиск высшего смысла, неприятие серой, греховной, бессмысленной действительности. Почему это плохо? Почему 20-летние юноши и девушки по-прежнему слушают музыку уже шестидесятилетних музыкантов? Да потому что рок он и в России рок. Эти ритмы, мелодии и тексты созвучны душе молодого человека, отвечают его исканиям, как и наше поколение, по-прежнему приводят к Богу.
Дальнейшее мое общение с молодыми людьми и рок-музыкантами только укрепило мои взгляды. В рок-музыке гораздо более созидательного начала, чем разрушительного. Это явление, возникшее во второй половине двадцатого века, несомненно, промыслительно. Рок - это философия в музыке. Конфликт между некоторыми представителями церковной мысли и рок-музыкой - недоразумение. Это более конфликт поколений, когда старшие не понимают младших. И виноваты здесь, прежде всего, эти самые "представители", которых, между прочим, Церковь не уполномачивала ничего "представлять".
После служения Божественной Литургии, я не воспринимаю рок-музыку. Впрочем, за некоторым исключением, каковым является прогрессив-рок (рок, построенный по канонам классической музыки, нередко использующий классические мелодии в роковой обработке). Но после Божественной Литургии, Юля, я вообще не воспринимаю ничего относящегося к этому миру. Мне хочется лишь уединиться, молчать и молиться. Но как настоятель двух храмов, я не имею права отказать в беседе людям, которые меня ждут с различными вопросами, как духовными, так и хозяйственными. Это мой долг, мое монашеское послушание.
Но я категорически не согласен, что рок-музыка - страстная. Как явление душевное, принадлежащее к этому миру, она изображает земную действительность. Поскольку грех и страсти - неотъемлемая часть земной жизни, как и в любом искусстве, в том числе, классическом, в рок-музыке отражены и страсти. Это не ее вина: она лишь пытается правдиво отразить этот мир. Пенять надо не на рок-музыку, а на грех, живущий в мире. Как раз во многих своих произведениях рок-музыка обличает грех, особенно насилие, призывает к борьбе против него. Но более всего рок изображает драму жизни. В этом отношении он в чем-то даже поучителен для молодых людей. Да, рок-музыка не бесстрастна, как любая мирская музыка. Но страстность ее сильно преувеличена. Настоящий молитвенный настрой и память Божия не прогоняются рок-музыкой. Это не антагонисты. А некоторые произведения даже способствуют появлению памяти смертной, так как очень реалистично изображают скоротечность жизни и размышляют об этом. Несвойственен настоящей рок-музыке (отнюдь не ее подделкам) цинизм, наоборот, более свойственна глубокая философия поиска. Рок-музыку слушают вопреки общепринятым мнениям как раз не кретины, а интеллектуалы, чего не могу сказать о попсе.
Уважаемая Юля, поверьте, если бы слушание рок-музыки противоречило моим убеждениям, моим воззрениям и моей совести, я никогда не стал бы ее слушать. Но именно эта музыка учила меня в юности жить не по лжи. Если бы моя совесть сегодня воспринимала рок-музыку как нечто греховное, недозволенное монаху, ни на минуту не колеблясь, я отказался бы от нее. Но еще раз хочу повторить: рок-музыка для меня сегодня не больше, чем редкие минуты отдыха, случающиеся один раз в несколько дней, а также возможность для общения с молодыми людьми, чтобы рассказать им о Православии. В свое время рок помог мне в поисках смысла жизни и приблизил к Истине, за что я ему благодарен, стал в некотором смысле детоводителем ко Христу; ныне же Истина сияет мне из Евангелия, творений Святых Отцов Православной Церкви, ее Божественной Литургии и Таинств.
С уважением, иеромонах Сергий.
© иеромонах Сергий
© Армия АлисА
|
 
|