Михаил Круг родился 7 апреля 1962 года в Твери. Учился в музыкальной школе по классу баяна, но потом бросил. Занимался хоккеем, был вратарем. После восьмого класса поступил в ПТУ и получил профессию слесаря авторемонтника. Пошел в армию, служил в военной школе младших специалистов инструктором по вождению автомобилей. После армии женился, поступил на подготовительное отделение Политехнического института. Там же, в Политехническом, наткнулся на объявление о том, что состоится восьмой региональный фестиваль-конкурс авторской песни. Стал лауреатом с первого захода, оставил институт. Работал начальником автоколонны, но работу вскоре тоже оставил. Записал несколько альбомов в стиле Русский шансон. Был убит в 2002 году.
Инок Всеволод (Филипьев) родился в Москве в конце 1960-х гг.
Эмигрировал в США. В 1992 году принял иноческий постриг. Насельник Свято-Троицкого монастыря в г. Джорданвилль (США). Преподаватель патрологии и гомилетики Свято-Троицкой духовной семинарии. Сотрудник объединенной редакции журналов "Православная Русь", "Православный путь", "Православная жизнь". Член Союза писателей России. Автор ряда статей и стихотворных публикаций в различных периодических изданиях. Ведущий страниц http://www.livejournal.com и http://www.russian-inok.org.
Вопрос:
- Отец Всеволод, о Михаиле Круге следователь ведший дело о его убийстве говорил, что последний его альбом написан не на собственные его тексты. Известно, что незадолго до гибели он стал приближаться к Церкви, жертвовал деньги на строительство храмов. Интересно, как бы эволюционировало его творчество, если бы его не убили.
Ответ:
- Действительно, Михаил Круг поставил перед нами новую загадку. Почему так часто бывает, что когда певец - властитель дум народных - приближается к вере, или делает в ней первые шаги, его убивают, или он скоропостижно умирает. Возьмите из последнего времени Высоцкого, Цоя, Башлачева, Талькова.
Скажем, Тальков начал делать первые шаги: он исповдывался и причащался в православном храме, и скоро последовало возмездие... Силы зла не потерпели. Я имею ввиду не буквальную, а духовную сторону вопроса. Конечно, после того как все перечисленные выше начинали приближаться к вере, у них бывали отклонения и тяжелые падения, но пусть кинет в них камень тот, кто без греха. Что касается Михаила Круга, то действительно мне сообщали, что он собирался выступить с альбомом на мои стихи. Причем, лично мы знакомы не были, но мои стихи известны в России. Однако, этот альбом выйти не успел. Зато в 2001 году Михаил Круг выпустил одинаковые диск и кассету под названием "Духовные песни". Сам он выступил как продюсер, а исполнил песни иерей Геннадий Ульянич. Музыка Н. Балашовой. Интересно, что Михаил Круг лично работал над оформлением диска и кассеты, были использованы сделанные им фотографии русской природы. В новый аудио-сборник под продюсерством Круга "Духовные песни" вошли четыре песни на мои стихи (это фактически половина сборника), в частности: "Вечеря странная", "Псалом пустынника", "Песнь калики-перехожего", "Кончина". Обратите внимание на название последней песни и связь с судьбой самого Михаила.
Вопрос:
- Получили ли Вы какие-либо отклики после выхода диска под продюсерством Михаила Круга на Ваши стихи?
Ответ:
- Да, и положительные и отрицательные. Последние сводились к тому, что мол вот я - инок - в блатной кампании оказался. На это я возражал, что очень рад, что Михаил Круг сделал такой диск. Верю, что это был Промысл Божий о нем, и прекрасно, что перед смертью он успел сделать что-то во славу Божию. А ведь сказано Господом: "В чем застану, в том и судить буду". Но были и положительные отклики, вот один из них: " Что касается Круга, то он, слава Богу, успел в своей жизни сделать какой-то очень важный для своей вечной Жизни поступок. И какой бы Круг не был жиган-хулиган... тех людей, которых мы презираем, отвергаем, не любим - Бог любит не меньше, чем каждого из нас". Справедливы слова!
Вопрос:
- Планируете ли Вы что-либо подобное в будущем?
Ответ:
- Открою Вам творческий секрет. В настоящее время с музыкантами из Петербурга мы готовим диск на мои стихи. Идея такая: сделать в музыке нечто о духовном, но на понятном современном человеку и особенно молодому человеку языке. Причем это не должно быть навязчиво и слушатель должен сам сделать выводы. А по стилю это будет не бардовская песня, а скорее что-то среднее между Цоем и Борисом Гребенщиковым.
Вопрос:
- Вы не боитесь нападок со стороны церковных кругов?
Ответ:
- Все что я делаю, я стараю делать с чистой совестью, во славу Божию и по благословению. Но нападки возможно будут. Однако, у меня есть что возразить. Дело в том, что еще святые отцы золотого века церковной письменности (это четвертый век от Рождества Христова) использовали в проповеди о Православии язык современной им языческой культуры. Идя таким путем они значительно преуспели. Мы можем и должны говорить с современными людьми на их языке, но при этом разумеется не принижать Православия. А возьмите переписку Пушкина и святителя Филарета (Дроздова). Ведь владыка Филарет не стал обращаться к поэту словами Псалтири на церковно-славянском, а обратился стихотворением вполне в современном для того времени стиле. И такое обращение нашло положительный отклик в душе поэта. Кроме того, я вообще не могу представить себе будущее Православия в России, если в самое ближайшее время не сформируется современная православная культура: кино, музыка, поэзия, живопись, архитектура. Это нужно как воздух, потому что современные люди не могут, к сожалению, сразу читать святых отцов, им нужны связующие мосты. Православие же это такой глубокий и благодатный источник, что из него можно черпать и черпать и наполнять им самые разные формы. Единственное условие: дух и вероучения Православия должны оставаться неизменными.
- Отец Всеволод, остается пожелать Вам в этом деле удачи и помощи от Бога, и поблагодарить за беседу.
© инок Всеволод © беседу провел Сергей Кузнецов, главный редактор журнала "Большой Вашингтон"