Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

 
7. О Боговоплощении. Инкарнации и аватары. Метемпсихоз

7.1 Сверхъестественное рождение Спасителя и Боговоплощения в язычестве

Лишь кажущимся оказывается сходство сверхъестественного рождения евангельского Избавителя и языческих спасителей. Здесь все подробности, главные мотивы, места действия, окружающая Среда - все различно до неузнаваемости. Так, Пресвятую Деву Марию Евангелия изображают как личность, исполненную ангельским целомудрием и кротостью, духом самых молитвенных возвышенных настроений и созерцаний (см. Лк. 1, 26-55). Ничего подобного не видим в языческих сказаниях о девах, рождающих сынов-спасителей.

Напротив, Венера, рождающая Геркулеса, изображается как богиня чувственной любви и разврата. Артемида отличается кровожадностью. Кроме того, мифические сказания о девах, рождающих богов, крайне сбивчивы и противоречивы. По одним сказаниям матерью Адониса была дева Мирра, а по другим Адонис был сыном Сирийского царя, жившего со своей дочерью как с женою. Богиня Герра попеременно называется то вдовой, то девой. Аполлону приписывается рождение то от девы, то от Зевса и Латаны или Леты. Будда только по позднейшим сказаниям рожден от девы, по всем древним - от царя Соббоданны и жены его - Махи-Майи.

И сама идея боговоплощения в христианстве имеет совершенно иной характер, чем в язычестве. Боговоплощения в христианском смысле языческий мир не знал совершенно. Зевс, по верованиям язычников, превращался в быка, сатира, орла, золотой дождь. Юпитер - превращался в дракона - крылатого змия с рогами на голове. Богиня Кибела превращается в дерево, Латона - в перепела. Нужно ли доказывать, что между этими фантастическими невероятными превращениями языческих богов и воплощением Сына Божия нет ничего общего? У язычников были не воплощения в собственном смысле, а только принятие божествами на известное время тех или иных масок. "Боги, - говорит Эпикур, - не пойдут на то, чтобы сделаться людьми действительными". Языческие боги воплощаются не однажды, а десятки раз. Мы же исповедуем не призрачное или кажущееся, но действительное Боговоплощение, и докетизм считаем ересью (1Ин. 4, 2-3; 1Тим. 3-6, и др.). Событие воплощения Сына Божия " исключительное, не повторяющееся" единственное в мировой истории.

Все эти отличия от христианства мы видим и в индуистских "аватарах" (воплощениях Вишну), в которых заключено индуистское учение о воплощении, инкарнации божества. По выражению ведийских текстов, Вишну, воплощаясь, уподобляется актеру, который меняет костюм и надевает маску. Так что аватары - это чисто призрачные, только кажущиеся воплощения, а не действительные, лишь "симуляция" христианского учения о Боговоплощении. Кроме того, в отличие от христианского учения о Боговоплощении как о единственном и единичном факте всемирной истории , индуистское учение об аватарах характеризуется тем, что боговоплощении признается неопределимое и безграничное множество - как в порядке временной преемственности, так и в пространственной совместимости. Так, Кришна, высшее (20-е) воплощение Вишну, имеет не только свою ко-аватару в лице Рамы (19-е воплощ. Вишну), но и множество второстепенных ко-аватар, в непрерывно нисходящем порядке до вепря и даже до рыбы включительно, равно как имеет и современных друг другу ко-аватар, которые при том нередко соперничают друг с другом.

"Ясно, - скажем словами проф. Введенского, - что такое учение о боговоплощениях по существу радикально не имеет ничего общего с христианским учением о воплощении Бога Слова. "

Халкидонский догмат является принципиально новым учением о боговоплощении по сравнению со всеми до того бывшими представлениями.

Его особенности следующие:

1. Христианство учит о воплощении не Бога, но Логоса. Второй Ипостаси Единосущной Троицы-Бога.

2. Христос не явился аватарой другого божества.

3. Он родился безмужно в отличие от мифических богов (за немногими исключениями).

4. "Рождается Христос Бог, ставший человеком через присоединение плоти, обладающей разумной душой" (Максим Испов. T.I, 258).

5. Он воплотился однажды и действительно, а не как языческие боги, которые меняют плоть как маски (прим. Юпитер).

6. Бог Слово, став Богочеловеком, действительно родился, жил, страдал, умер, воскрес и вознесся.

7. Божественная и человеческая природы во Христе соединены в одном Лице Бога Слова: неслитно (не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека), неизменно (без изменения природ), нераздельно (неотделимо в единстве Богочеловека), неразлучно (навечно), чего совершенно не знает языческая мифология.

8. Он воплотился добровольно. Поэтому Его страдания и смерть не случайны, не бессмысленны, как, например, у Адониса, Аттиса или Озириса.

9. Бог Слово воплощается по любви к человеку (Ин. 3, 16), чтобы "прежде падший воскресити образ" (троп. праздн. Рожд. Христова), а не для каких либо земных целей.

10. "Бог Слово, Сын Бога и Отца, для того и стал человеком и Сыном Человеческим, чтобы соделать человеков богами и сынами Божиими" (Максим Испов. 1, 238). "...чтобы Самому стать Человеком, как знает Сам, и человека сделать богом через соединение с Собой" (Максим Исповедник. 2, 75).

II. Христос чист от всякой страсти - в отличие от языческих божеств (у Кришны, напр., по одному из сказаний, было 8 жен и 16 тыс. наложниц, от которых он имел 180 тыс. сыновей).

12. Он воскрес единожды, а не как те же Адонис, Аттис или Озирис и другие боги, умирающие и воскресающие ежегодно, являясь лишь символами переходных периодов природы (осени и весны).

13. Боговоплощение есть начало обожения человечества во Христе и источник всеобщего Воскресения. Ни того, ни другого язычество никогда не знало.

14. Через воплощение Бога Слова падший человек приобрел "надежду Воскресения и вечной жизни", унаследовать которую он призван приобщением Иисусу Христу, Кто "послушанием расторгнул осуждение прародительского греха и смертью упразднил державу смерти, дабы "как в адаме все умирают, так в нем все оживут"(1Кор. 15, 22) (Преп. Максим Испов. 1, 75).

Преподобный Максим Исповедник придавал Таинству Воплощения первостепенное значение, так, как Оно "содержит в себе смысл всех загадок и образов Писания, а также знание являемых и постигаемых умом тварей" (T.I, 226).

С языческим учением о перевоплощениях (аватарах) богов непосредственно связана идея о т.н. перевоплощениях личности (метемпсихоз). Эта идея не имеет под собой каких-либо оснований, хотя бы потому, что:

1. Нет фактов подтверждающих ее. Приводимые же случаи "воспоминания" т.н. предшествующих воплощений имеют совсем иную природу. Это:

внушения, которому особенно легко поддаются люди т.н. медиумического склада (особенно дети, женщины); непроизвольное самовнушение;

телепатические воздействия (см. напр. свт. Лука. Дух, душа и тело); психические заболевания; прямые бесовские воздействия, беснования;

проявление т.н. генетической памяти (механизм действия которой представляет пока для науки тайну), которая может при определенных условиях воспроизводить в сознании человека впечатления и переживания предков.

Если бы и эволюция действительно имела место, то генетическая память могла бы воскрешать и дочеловеческие формы самоощущений.

2. О метемпсихозе ни слова не говорит Библия, признаваемая за Откровение последователями учения о перевоплощениях (в частности, индуизмом, теософией). Напротив, Апостол пишет: "человекам положено однажды умереть, а потом суд"(Евр.9, 27).

3. Молчат все без исключения христианские святые, в том числе и самые великие из них, которых в качестве великих мистиков признают теософы и оккультисты разных направлений. Напротив, св. Исаак Сирин пишет: "Кто не старается здесь стяжать эту жизнь [духовную] в душе своей, да не обольщает себя тщетною надеждою.

4. На Пятом Вселенском Соборе (551г.) это учение было осуждено.

Учение о перевоплощении вносит в сознание человека искусительную мысль о возможности потом, в серии следующих перевоплощений заняться своим духовным совершенствованием, что в подавляющем большинстве случаев усыпляет духовную активность человека и обесценивает уникальное время этой жизни.

Языческие мифы о воплощении богов - это своего рода куклы, с которыми играет маленькая девочка, еще не знающая, что означает рождение ребенка. Их фантазии о боговоплощениях есть не что иное, как выражение религиозного инстинкта, подсознательного чувства близости Бога и ожидания Его грядущего видимого пришествия - Воплощения.



© профессор Алексей Осипов
 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА

СТАТЬИ

МАТЕРИАЛЫ

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz