|
6. Логос - Христос и дохристианские представления о Логосе
(в древнегреческой философии, у стоиков и Филона Александрийского)
Св. ап. Иоанн Богослов в Евангелии показал. Кто есть Тот Логос, т.е. Разум, Истина и Смысл, Которого искали древние мыслители. Реальный Логос оказался Второй Ипостасью Пресвятой Троицы: истинным Богом, принявшим реальную человеческую природу, пострадавшим на Кресте, воскресшим и ставшим Царем будущего века, - т.е. глубоко отличным от всех бывших о Нем представлений.
Древнегреческие учения о Логосе:
Логос - это "слово, адекватно выражающее мысль и от нее неотделимое" (Филос. энциклоп. Т.З. А.Лосев). Имеет 34 гнезда значений, т.е. более 100 (см. Древнегреческо-русский словарь И.Х.Дворецкого). У Гераклита Логос это "закон бытия".
У Анаксагора и софистов - "слово" в риторическом смысле.
У атомистов (Левкип, Демокрит) - "Закон" в логическом смысле, "отношение". У Платона - понятие, суждение, рассудок, первичная причина.
У Аристотеля - как и у Платона; также - речь, слово, доказательство, Перводвигатель.
Стоицизм. "Живописная Стоя" - афинский портик. Основатель Зенон (+265) с Кипра, далее Клеанф, Хрисипп. Отличались крайним ригоризмом этического характера. Поздняя стоя - стоический платонизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Растворение в неоплатонизме. Метафизика строится на Гераклите. Огонь - первостихия, из которой все возникает
- это Логос, пневма, дух, космос ноитос (мир идей), созидающий все вещи, включая человека, и остывая в неорганической природе. Логос осмысливается трояко:
как Логос сокровенный (Эндиафетос) - непознаваемый первичный Божественный Разум, имманентно присущий Первоогню, пребывающему в центре космоса;
как Логос явленный (профорикос) - познаваемый через космос (красоту мира), его законы;
как Логос осеменяющий (сперматикос), изливающийся "осеменяющими идеями" ("сперматическими логосами"), пронизывающими весь космос. Он - провидение, бог в душе человека. Логос иногда именуется Зевсом (чтобы избежать обвинения в безбожии). Вселенная
- это разумное, одушевленное животное, тело которого материя, а душа - Логос. Логос подчинен судьбе (року) или сам является ею.
Мир постоянно возрождается и сгорает, после чего все вещи, люди, события повторяются вновь.
Этика. Идеал - мудрец, любящий свой рок (amor fati). Основное достоинство его - полное бесстрастие (невозмутимость, беззаботность) - апатия. Поэтому главный принцип стоика: "Живи согласно с природой", т.е. "логично", разумно, подчиняя себе все чувства. Разум должен быть властелином в человеке.
Равенство всех перед лицом рока; космополитизм (Цицерон: "Civus sum totius mundi").
Главное отличие учения стоиков о Логосе от христианского учения в том, что стоицизм пантеистичен и его Логос безличностен. Поэтому все основные христианские догматы для стоицизма абсурдны (не потому ли Тертуллиан говорил : Credo, quia absurdum est?).
Сравнить: учение о Логосе; судьбу с промыслом Божиим; идеи равенства, бесстрастия; христианский патриотизм с космополитизмом.
Промысл Божий заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное САМОопределение человека решает проблему его греха. Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть СВОБОДНО-личностное принятие Бога-Спасителя. Поэтому все действия Божий в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь в самом ее существе. Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его спасению.
6.1 Филон Александрийский (ок. 49г., иудей)
Энгельс охарактеризовал Филона как "настоящего отца христианства". Абсолютная трансцендентность Бога (Иеговы). Бог выше платоновского "Единого" и "Блага" и вообще всякого определения. Он - Сущий, более ничего о Нем мы знать не можем. Бог познается только в экстазе.
Мир чужд и противоположен Богу, он сотворен из вечной материи - косной, хаотической массы.
В/Завет, по Филону, богодухновенен в каждой букве. Писание аллегорично, поэтому необходимо раскрыть его подлинный смысл. Греческая философия в лице Пифагора, Платона, Зенона и др. это и делает. Она - иносказание В/Завета.
Логос - высший посредник между Богом и миром, совершеннейшее Его творение. Он заключает в Себе все посредствующие силы и творит ангелов, человека и мир. Он - Разум, идея всех идей, первородный Сын Божий, второй Бог, первообраз вселенной. Логос может рассматриваться трояко: как душа и связь мира, как бессамостная энергия Бога и как тварно-личностный посредник.
Филон учит: о предсуществовании душ; что тело - тюрьма для согрешивших душ; что чувствительность - корень греха, и потому необходим аскетизм как средство достижения экстаза, в котором душа вновь возвращается в мир Логоса. Основные отличия учения Филона о Логосе от христианского:
1. Логос Филона - творение или эманация Сущего.
2. Филон не знает Триипостасного Бога и потому его Логос не есть Бог в подлинном смысле этого слова. Он не есть Сын Божий, равночестный Отцу.
3. Поскольку материя, по Филону, начало косное, инертное, противоположное духу и противящееся ему, то воплощение может быть только следствием грехопадения души, ее наказанием. Отсюда, для Филона, воплощение Логоса, а тем более Крест, не мыслимы, богохульны.
Философия Филона явилась действительно отцом... многих ересей, в первую очередь арианской, 1-1V вв. Лит,;
Смирнов Н.Т. "Терапевты и соч. Филона иудея "О жизни созерцательной". К. 1909. Муретов М.Д. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М. 1885.
[Флоренский. "Как известно, ни светская языческая письменность, ни письменность церковная доникейская не знали различия между словами усия и ипостасис... в философском словоупотреблении усиа безусловно приравнивалось к ипостасис. Так было даже еще в VB. по Р.Х." Афанасий Великий через 35 лет после Собора утверждает, что "ипостась есть сущность и не что иное обозначает, как самое существо"(Столп... Письмо третье. С.52. Также см. прим.149. Так же: ЖМП. 1977. №4. Григорий Синаит: ЖМП. 1980. №2. С.62).]
© профессор Алексей Осипов
|
 
|
БИБЛИОТЕКА
МУЗЫКА
СТАТЬИ
МАТЕРИАЛЫ
ФОРУМ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
|