Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

 
Юрий Носовский

ЭТА ТАКАЯ РАЗНАЯ "САКРАЛЬНОСТЬ"…



Открывает список конкурсных работ произведения Дмитрия Толкунова.

"Поле брани" - красочное развертывание классических святоотеческих представлений о "духовной брани" "доброго воина Христова" - в данном случае, видимо, св. Антония Великого.

"Тэлеквента" - рассказ намного более глубокий и зрелый. Впрочем, на крепком толкиенистском фундаменте, ИМХО, легче и строится нечто более значительное, чем, при начале "с нуля" :)

Рассказ о предательстве и любви, наказании и прощении…

Все же, трудно отделаться от мысли, что последний эпизод с явлением прощающего Даэрона Христа выглядит несколько надуманным и искусственным. Подобно явлению "бога из машины" в древнегреческих пьесах.

Мир Толкиена - сам по себе вполне христианский, но Христа - как Личности - там нет. Его являют собой люди - в полном соответствии духом Догмата Иконопочитания.

Для прощения Даэрона вполне достаточно исполненного настоящей христианской любви и жалости решения Арвен.

Если же автор хотел дополнительно показать христианскость мира Арды привлечением в рассказ прямых заимствований из Св.Писания…

Мне кажется, что для тех христиан, которым это качество является доказанным - сие просто излишне, а для тех, кто считает толкиенистов "опасными сектантами" - явно недостаточно ;)



Рассказы Максимова я бы отнес к фантастике психологической.

Собственно, любая хорошая фантастика и должна описывать в первую очередь людей и их проблемы, а уж затем - фантастический антураж, но в первых двух рассказах "антураж" выглядит ну совершенно случайным.

Ну какая разница - кто и когда зашел в гости к церковному сторожу в рассказе "20 минут"- инопланетянин в будущем, или приговоренный "братками" к смерти наш современник?

Сюжет и герои выписаны предельно реалистично - что, помимо всего прочего, оставляет и некоторое ощущение вполне обоснованной критики нравственных качеств служителей Церкви.



А вот следующий рассказ - "Узник" - вещь в гораздо большей мере и фантастическая и философская. С довольно оригинальным решением "на что можно опереться в Бытии" - вместо авгутиновско-декартовского "Мыслю - следовательно существую" идет интуиция "Если я человек, а не мыслящая машина - я должен ощутить Бога".

"Подобно познается подобным" - Неотмирное Существо может быть познано лишь тем, что Этим Существом создано и не подчиняется законам этого мира…



Но вот в рассказе "10 эпизодов из жизни московских хрононавтов", ИМХО, увлекательным его делает именно фантастический сюжет - без этого он бы выглядел несколько затянутым.

Также, как и в "Тэлеквенте", эпизодическое появление святого старца выглядит довольно искусственным "пристегиванием" к автономному сюжету ;) А ведь тема прочувствования благодати "видимым образом", вне обостренных хроноперемещением чувств доступная лишь святым, могла бы быть развита автором гораздо сильнее! Как мне кажется - даже в другом, отдельном произведении.

Мое резюме на этот рассказ - "сакральной" фантастикой он является в явно недостаточной степени - хотя "чистой" (и весьма неплохой!) фанастики в нем - хоть отбавляй :)



Рассказы Роберта Блюмкина "Булавка" и Дэна Шорина "Пилигрим" можно отнести к жанру нравоучительной притчи.

Причем, "Пилигрим" в этом смысле смотрится гораздо выигрышнее - ненавязчивостью, мягким юмором, почти классической восточной мудростью.

А вот "Булавка", на мой взгляд, из-за усиленного выпячивания идеи "убийственности любого греха", особенно позабытого, местами напоминает стишок из недавнего прошлого "Сегодня ты играешь джаз - а завтра Родину предашь" ;)))

Конечно, грех вещь нехорошая - но есть еще и Благодать, "преизобилующая там, где умножается грех", есть Милосердие Божье, учитывающее не только наши грехи, но и нашу любовь.

Как говорил один мой знакомый: "Бог по натуре своей - "адвокат", в "прокуроры" рвется сатана" ;)

В конце концов есть Таинство Елеопомазания, в котором прощаются и забытые грехи.

К сведению - дети до 7 лет не исповедываются, поскольку им не вменяются грехи по причине несознательности ;)

Ввиду всего этого, смерть женщины в родах и рождение ею ребенка-инвалида из-за кражи несчастной булавки в раннем детстве выглядит не более, чем обскурантистской "пужалкой" и "страшилкой" (термин диакона Андрея Кураева).

Хотя, не исключаю, что автор как раз хотел спародировать подобные вещи, увы, слишком часто появляющиеся на ультраправославных сайтах ;)

Если это так - замысел удался блестяще, и данный рассказ смело можно номинировать по категории "самая убийственная пародия" ;))



К категории "заумной фантастики" я отнес бы рассказы Ket "Небо над проводами" и Радия Радутного "Ожидание" и "Что же будет" ;)

Думаю, если бы авторы решились бы лично объяснить, в чем суть сюжета - получилось бы как в анекдоте:" объяснил ему раз, объяснил второй, на третий - сам понял - а он все не понимает!" ;))

Пока же туманности повествования позавидовал бы и Дельфийский Оракул.

Все же "Небо над проводами" по крайней мере увлекательно, человечно и по своему романтично.

А вот рассказы Радутного как будто сотканы из штампов - как старых советских антиклерикальных фильмов, вроде "Последней реликвии" с ее мерзкими церковниками, обрекающих несчастных на падение в люки в полу; так и из дешевой голливудской детективной мистики, с непременным сваливанием в одну кучу лже-монахов, Апокалипсиса, и "демонов", на поверку оказывающихся злыми инопланетянами со сверхоружием ;))



Настоящей мистике посвящены рассказы "Волчий гон" и "Маяк Хааргад", Натальи Иртениной и Дмитрия Володихина.

Первый сочетает увлекательность детектива, загадочность и размах мистического триллера, и настоящую человеческую доброту и гуманизм. Одним из косвенных открытий рассказа - образ Ксении, которую многие считают ведьмой за ее паранормальные способности, но которая, на самом деле, очень добрый и верующий человек.

Рассказ на мой взгляд - один из лучших на конкурсе.



А вот к рассказу Володихина есть некоторые претензии.

Вообще, и стиль и содержание сами по себе практически безупречны ;)

Для ОБЫЧНОЙ фантастики.

Но автор ведь в недавнем интервью отметил свое благоговение перед церковной догматикой :)

Нет, "ниспровержение Догматов" в произведении отсутствует :)

Но есть детали, которые, ИМХО, не совсем адекватны с точки зрения современной церковной жизни.

Главным героем выведен московский каббалист Иосиф Резник.

Конечно, Дмитрий делает своего рода "дисклеймер" упоминанием о том, что "Иосифа тут же отлучили бы от синагоги, узнай, чем он занимается".

И все же, факт остается фактом - если свести сюжет к нескольким словам то останется следующее: "Московский еврей, занимаясь черной магией, превращает Землю в ад".

Во-первых, "по Сеньке ли шапка?" - рядовому "слуге дьявола" "открыть кладезь бездны" ;)

Это ближе к Голливуду, чем к Православию ;)

А, во вторых, неужели нельзя было, учитывая печально высокий уровень внутрицерковного антисемитизма, вынуждающего делать соответствующие заявления самого Патриарха, проявить минимальную "политкоректность" в выборе национальности главного героя?



В обосновании мотивов действий Иосифа, автор буквально разрывается между стремлением действовать в рамках строгой (на самом деле - просто консервативной) ортодоксии и понятным писательским желанием изобразить живую, полноцветную (а не уныло темную) личность.

От ортодоксального истолкования кабалистики берется сумасшедшая гордыня и "прелесть", от гуманизма - любовь и стремление к иному.

В результате Иосиф (как и все кабалисты) выглядят банальными мазохистами, в духе средневековой банальщины обрекающие свои души на вечные муки в обмен на краткосрочное упоение властью и наслаждениями. Среди которых, кстати, нет ничего сверхъестественного - кроме права плюнуть в лицо третьеразрядному демону, библиотеки с книгами по магии, горячего шоколада и плотских утех ;)

Вспоминается прича о Будде, встретившего отшельника, полвека умерщвлявшего плоть с целью научиться творить чудеса.

"Чего же ты научился?", - спросил Будда.

- Ходить по воде - теперь я пешком могу перейти речку, - гордо отвечал отшельник.

- Бедняга, - заметил Будда - ведь паромщик взял бы с тебя за переправу всего один грош ;))



Если автор так хорошо изучил кабалистику - ему надо было бы, хотя бы ради объективности, показать не то, как представляют ее адептов "извне", а то, как они себя представляют сами.

Более чем уверен, что будущее им мнится отнюдь не в котлах с кипящей смолой ;)

А - хотя бы согласно обетованиям Князя Тьмы в Житии свмч. Киприана "Поставлю тебя князем в своем Царстве".

Впрочем, то, что автор так убедительно показал - "Любовь, если она не стоит на "твердом основании правой веры" - греховна, "прелестна" и губительна" - конечно же, искупает своей твердокаменной "ортодоксией"(в смысле мертвящей "буквы") все вышеперечисленные недостатки ;))

Лучшее произведение в жанре "ортодоксальной" фантастики ;)



Формально следующий в мистическом разделе - "Вампирушка" Натальи Макеевой.

Вампир показан в рассказе не просто мерзким и жалким - но еще и добродушным. Но - если ты вампир - то добрым ты быть не можешь, и тебя сожрет такой же добродушный вампир.

Да уж, до Кости Саушкина - дистанция огромного размера ;)

И было бы из-за чего гордиться - все мы в той или иной мере "вампиры" - только вытягиваем не энергию из ближних, а природные ресурсы планеты, и, кстати, жизнь "братьев наших меньших" - ввиду мясоедства ;)

Вообще, называть такой рассказ "Ответом "Ночному Дозору" после блестящей повести Виталия Каплана "Иной среди Иных" - ИМХО, все равно, что назвать "Запорожец" ответом "Линкольн-континенталю" ;)

Хотя, если отбросить этот эпатирующий подзаголовок, и воспринимать рассказ просто как философскую притчу о нашей жизни - то он довольно неплохой, с глубокими ассоциациями.



"Игра воды" Дмитрия Серегина и "Благословение" Александра Русинова можно определить как просто "рассказ на тему" - своей фантазии и - и "Ветхого Завета" во втором рассказе.

Если честно, мне уже порядком набило оскомину именование Первосвященников "верховными жрецами" и "хорошими магами" ;) Но - о вкусах не спорят.



"Как пал Дийнавир" - добротная фэнтези с магией, злыми и добрыми волшебниками, борьбой Света и Тьмы.

Чисто сакральная составляющая - чтобы победить Тьму, надо отказаться от любой магии - оставлена "на десерт" :)

Но может это и неплохо - проглотивший книжку (до и после множества подобных книжек) подросток, глядишь, и впрямь в это поверит :)



В заключении - два, на мой взгляд, самых лучших рассказа - Олега Воротилина "Сказка про Артура и Хельгу" и Ольги ОВЗ "Эксперимент".

Первый рассказ может служить настоящей "лакмусовой бумажкой" в определении церковных консерваторов и либералов :)

Поскольку его оценки с вышеупомянутых позиций должны быть абсолютно противоположны.

С точки зрения "буквы" - "Артур, одержимый блудной страстью, неоднократно продолжая блудодействовать по пути к наиболее желанной блуднице, вместо того чтобы вступить в законный брак приходит к логическому концу - самоубийству" ;)

А вот с другой стороны…

Молодой человек готов отдать все ради любви, подобно "купцу, отдающему все богатство ради одной драгоценной жемчужины".

Для этого он неоднократно рискует жизнью, он "верен, когда она (Хельга) уже неверна".

Артур часто уклоняется от цели - но всегда возвращается на "главную дорогу".

И, когда в мистическом прозрении, главный герой видит, что именно его подруга, ЕДИНСТВЕННАЯ - и есть его предназначение в Вечности - он без колебаний отвергает все остальные - временные и потому ложные пути.

Потому что, лишь "Любовь пребудет всегда - когда языки умолкнут и знание упразднится", а смерть не властна над единственным истинным Бытием…



Именно гимном Любви можно назвать и рассказ Ольги ОВЗ.

Любви к Творцу. К людям. И - даже к их вольным (или невольным?) противникам…

Очень добрый и мудрый рассказ, автор которого умудрилась вместить в подчас суховатый физико-математический язык символов сложнейшие (хотя подчас и дискуссионные) истины рационального и мистического богословия - Боговидения, веры, любви, спасения…



В заключении хотелось бы сказать потенциальным читателям - весь этот сборник, объемом где-то с "Сумеречный Дозор" Лукъяненко, прочесть стоит :)

Конечно, с классикой жанра часть его произведений сравнить трудно - но твердую "четверку с минусом" - в целом - ему поставить можно :)



© Юрий Носовский
© http://uric67.narod.ru/
© http://www.livejournal.com/users/yoriy_nosovsky/

 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА

СТАТЬИ

МАТЕРИАЛЫ

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz