Господа Бога славим!

 
ТЯЖЕЛЫЙ РОК ВО СЛАВУ ГОСПОДНЮ

или

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД С ГИТАРАМИ НАПЕРЕВЕС

Вместо предисловия

Sex, drugs, rock-n-roll. Триединство, по традиции считающееся неделимым. Говорим "Ленин" - подразумеваем "партия", говорим "рок-н-ролл" - подразумеваем тотальный перетрах и вены, лопающиеся от всякоразной "дури". Как результат - смерть либо от СПИДа, либо от спирта, либо от героина. Для рок-музыкантов такой исход - как знак качества, и даже акции типа "Рок против того-сего" не в силах подрумянить их бледный имидж в глазах обывателя.

С точки зрения последнего, и тот, кто играет рок, и тот, кто его слушает, относятся к одной группе риска, подверженной всевозможным порокам, к перечню которых в последние годы добавилась еще и пропаганда сатанизма, воинствующего язычества и прочих оккультно-мистических заморочек. Благодаря стараниям отмороженных скандинавов и их последователей в сознании "среднего" гражданина, благополучного отца семейства, формируется сейчас новое триединство: extreme music, Satan, ritual murder. Что означает примерно следующее: всякий, кто исполняет либо слушает экстремальную музыку, является сатанистом, только и ждущим того, чтобы принести в жертву любимую кошку своего соседа-христианина.

Это суждение сделалось общепринятым и на постсоветском пространстве, чему в немалой степени способствовало поведение самих фэнов-"экстремистов". О том, что на Западе в этот самый кувшин наливают и совсем другое вино, у нас, кажется, вообще не имеют представления. В итоге складывается следующая ситуация: каждый, кому нравится жесткая, тяжелая, энергичная музыка, вынужден, за неимением альтернативы, воспринимать сопутствующую ей атрибутику, а затем - и идеологию, зачастую откровенно нездоровую и, как сейчас любят говорить, "деструктивную". Выбирать попросту не из чего. Либо Burzum, либо … еще раз Burzum.


Клин вышибают клином или Где собака зарыта

Сейчас сложно сказать, с чего именно все начиналось. Одно можно утверждать наверняка: сама идея использовать "богопротивную" музыку для воспевания Господа Всемогущего и продвижения его Послания в волосатые, обкуренные и обколотые массы принадлежала людям неординарным. Они определенно не были ортодоксами, эти основатели жанра, в самом названии которого уже содержалось противоречие.

Христианский рок-н-ролл. Позднее - христианский хард и хэви-метал рок. В наши дни - экстремальная христианская музыка, представленная во всем разнообразии существующих стилей: power, thrash, death, doom, goth, grind, industrial, punk, hardcore, black… Направление, вызывающее массу споров и спекуляций как со стороны "светских" экстремалов, так и ярых противников рока, окопавшихся в лагере "правильных" христиан. "Невозможно славить Господа с помощью этого вашего "Ар-р-р-гх-х!" Вся ваша "музыка" основана на смерти и разрушении!" - вот самый бронебойный аргумент, который чаще всего приходится выслушивать ребятам из христианских экстрим-бригад от своих братьев по вере. "Наша музыка не имеет ничего общего со лживыми иудейскими происками! Не лапайте ее своими чистыми белыми ручками!" - с пеной на губах орут им в другое ухо "упертые" блэк- и дэт-хеды.

Заблуждаются, однако же, и те, и другие. "Зри в корень!" - поучал небезызвестный Козьма Прутков. Скажем несколько иначе: "Слушай музыку!"

В самом деле, ведь в отдельно взятых аккордах, быстром стуке барабанщика или гроулинг-вокале нет ничего "злого" или "дъявольского". Блюз, рок-н-ролл, хэви-метал во всех его современных разновидностях - все основано на звуках, которые сами по себе "идеологически нейтральны" и самодостаточны. Представьте, например, что B.B.King написал песню не о том, как его кинула подружка, а о политике… это был бы блюз или нет, как по-вашему? Конечно же, блюз, поскольку первостепенное значение имеет музыка, которую исполняет музыкант, а не то, о чем он поет. Слов может не быть вообще.

Так что же делает экстремальную музыку христианской, равно как и прочей другой?

Во-первых, текст, то есть содержание, выраженное в словах. Во-вторых, идеология, то есть modus vivendi, соответствующий тому или иному музыкальному направлению. Death или grind, исполняемый верующими в Спасителя, ничуть не "мягче" и не "легче" сыгранного атеистами, язычниками или сатанистами. Он такой же жесткий, брутальный и агрессивный. Просто у него другое п о с л а н и е, и он предлагает слушателю совершенно другой modus (кодекс поведения, культурные ориентиры - как угодно).

Фишка с посланием напрямую связана с миссионерскими делами. Послание - это Слово Божие, а миссионер - человек, несущий его тем, кто еще не изведал благодати. Курьер Господа, доставляющий спасение нуждающимся. Церковная музыка издавна помогала в этом - она служила средством психологического воздействия и настраивала слушателя на размышления о горнем. Однако в век рок-н-ролла хоровые песнопения и музицирование на органе потеряли ту привлекательность, которой они обладали триста-четыреста лет назад. Язык музыки подвергся кардинальным изменениям, стал грубее и проще. Осознав это, пионеры христианского рока, не мудрствуя лукаво, взяли гитары наперевес и двинулись в бары и клубы, чтобы петь там "Осанну" на современный манер.


Стоявшие у истоков, или В начале были…

Итак, не подлежит никакому сомнению то, что христианский рок - явление на сто процентов текстовое, а не музыкальное. Верующие не стали изобретать велосипед - они просто заменили колеса и повернули руль в другую сторону. А посему в своем развитии крайст-метал (от англ. Christ - Христос) прошел те же самые этапы, что и "мирское" железо.

Первая половина 70-х. Гленн и Уэнди Кайзер, опухнув от драгсов и виски, поворачиваются лицом к Господу и открывают изрядно запылившуюся Библию. Им не было еще и двадцати, но детки уже успели испытать на себе разрушительное влияние рок-н-ролльной культуры; поняв, что в конце этого туннеля нет света, они решили открыть глаза своим сверстникам и обратились к таким же "страждущим", как они сами, на языке Евангелия и… рока. Кайзеры быстро нашли сподвижников и сформировали команду под названием "Resurrection", или просто REZ. Самое первое демо, записанное REZ, датируется 1974-м годом и называется "Music To Raise The Dead" (Музыка, поднимающая мертвых). Они начинали с так называемого хард-блюз-рока, но на протяжении 23 (!) лет своего существования успели отдать дань и хэви, и глэм-року, и соулу, элементы которого всегда можно было идентифицировать в их музыке.

Текстовая эволюция REZ типична для большинства христианских рок-групп. Они начинали с песен-проповедей, в которых было не так много собственно поэзии, а гораздо больше назидательности и цитат из Писания. В дальнейшем в центре внимания Гленна Кайзера, который в основном и занимался сочинительством, оказались не столько спиритуальные, сколько социальные проблемы - расизм, нищета, инвалиды, аборты, голод и т.п. Однако путь их решения, пропагандируемый группой, был один: через приобщение к истине Господа, который есть Любовь. Постепенно тексты Гленна становились все больше и больше похожи на собственно стихи - страстная, эмоционально насыщенная лирика, удачно сочетавшаяся с такой же, "на нерве" сыгранной музыкой.

Через шесть лет после старта REZ заявили о себе первым альбомом "Hear the Light" (Услышь Свет) еще одни христианские рокеры - группа "Barnabas" (Варнава - был такой библейский персонаж). Сегодня в США и REZ, и "Barnabas" признаны коллективами, не только во многом повлиявшими на дальнейшее развитие крайст-рока, но и внесшими довольно весомый вклад в рок-музыку как таковую: например, американцы считают "Approaching Light Speed" (Приближаясь к скорости света) и "Feel the Fire" (Ощути огонь), записанные "Barnabas" в 83-м и 84-м годах, одними из лучших рок-альбомов всех времен и народов, а вокалистку Нэнси Джо Манн - одной из самых выдающихся рок-певиц.

"Barnabas", однако, с самого начала угодили под плотный огонь критики, с которой на них обрушились их же единоверцы. Музыкантов называли "оборотнями", "не-христианами" и даже "одержимыми дьяволом". Группа боролась до 1986-го; записав в этом году свой последний альбом "Little Foxes", представляющий собой хэви-метал с экскурсами в прогрессив-рок, члены группы расстались. Сие прискорбное событие привело к распаду супружеской пары: вокалистки Нэнси Джо Манн и басиста Гэри Манна.

Но никто не забыт, и ничто не забыто. В 1999 два первых альбома "Barnabas" были переизданы на одном компакте, а летом 2001 года вышло переиздание их программного творения "Approaching Light Speed", что свидетельствует о неугасающей популярности христианской рок-классики.


Свидетели Армагеддона, или Крайст-метал наших дней

"Путевку в жизнь" христианские экстрим-бригады получили от австралийских бруталистов из "Mortification" (Умерщвление плоти). Начав с элементарного трэша, соотечественники кенгуру и опоссумов решительно сменили стиль на death metal, показав дорогу прочим. В этом и есть их главная заслуга - по стопам этой ничем не примечательной, но плодовитой команды ринулась масса талантливых ребят. Слово Господне зазвучало в иных, травмирующих непривычное ухо ритмах. Сегодня на христианской death metal сцене вдохновенно трудятся такие авторитетные команды, как Lament (мелодичный death metal, разбавленный акустическими партиями и приправленный текстами на испанском), Noiz (death старой флоридской школы), Cryptomnesia (забористый death с готическими обертонами)…

В 1994-м году произошло другое знаменательное событие: столь дорогие сердцу всякого метал-хэда парни из Nuclear Blast издали дебютный (он же единственный) альбом норвежского блэк-проекта "Horde" под интригующим и неоднозначным названием "Hellig Usvart", что в переводе с норвежского значит "святой не-черный" (в противоположность традиционному норвежскому "unholy black metal" - "нечестивый черный металл"). Для крайст-экстремистов открылись врата в мрачный мир блэк-арта, до этого считавшегося вотчиной исключительно сатанистов и язычников. Парни тут же выстроились в очередь: Draco (black/death кроссовер), Antestor (симфонический блэк-метал с элементами goth), Vaakevandring (атмосферный блэк-арт из все той же Норвегии)…

Годом позже на сцену вырвались грайнд-монстры "Crimson Thorn", буквально с первого своего альбома "Unearthed" завоевавшие статус культовых исполнителей в жанре яростного и бескомромиссного grind/death метал. За ними последовали "Training for Utopia" (гибрид grind и industrial), Prophecy, Inc. (медленный низкочастотный grind/HC), Frank"s Enemy и другие.

Не чужды христианским исполнителям и такие стили, как doom (Last Chapter, Morphia, Ethereal Scourge), gothic (Wedding Party, Bethroth, Eva O), industrial во всем его многообразии (Generation, Betrayal, A Different Kind Of Cop, Chatterbox), а также хардкор (Mindrage, Focused, No Innocent Victim). Выбирай!

Помимо исполнителей, христианская экстремальная субкультура (разумеется, речь - только о музыке) включает в себя еще и кучу всяких разных студий, где они пишутся, лэйблов, которые их издают, и дистрибьюторов, которые распространяют музыкальную продукцию "экстремистов" по всему миру. В Паутине существует огромнейшее количество соответствующих сайтов, чатов и веб-зинов, посвященных самой разной тематике в этом русле: обсуждению феномена крайст-рока, его истории и дальнейшей судьбе, обзорам альбомов, интервью с группами, репортажам с рок-фестов и всякому прочему.

Дело Иисуса живет и побеждает?


Как бы вывод…

Крайст-метал - реальная альтернатива для верующего, которому нравится тяжелый рок, но малосимпатичны блевотные или воспевающие Князя Тьмы тексты. Другое дело, что наш музыкальный импорт состоит в основном из произведений бойцов прямо противоположного лагеря. Можно было бы задуматься над тем, почему на рынке экстремальной музыки христианское направление практически не представлено - доступны разве что "Mortification" да один-два альбома "Paramaecium". Попытайтесь ответить хотя бы на такой вопрос: кому может быть выгодно продвижение в массы именно "норвежского психоза"?

© Сергей ЭМ GEEz Брест, Беларусь
© ЭКСПЕРИМЕНТ.РУ
 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА

СТАТЬИ

МАТЕРИАЛЫ

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz