Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
РАСПЯТИЕ
(лекция)
Христиане осеняют себя крестным знаменем, когда молятся, когда вспоминают о Боге… Но крестное знамя стало для нас привычным: мы часто осеняем себя этим спасительным знаком, забывая о том, что за ним стоит. Когда мы говорим о том, что Христос спас нас через свой крест… всё-таки за словом «распятье» мы почти разучились слышать тот ужас, который за ним стоит…
Цицерон, античный ритор, писатель, неслучайно говорил, что распятье – это самая страшная из казней, которую выдумало человечество за всю свою историю. Когда христианство стало господствующей религией в Римской империи в IV веке, людей перестали распинать. Это было первое непосредственное влияние христианства на общество – эта казнь ушла в прошлое.
XX век – век, который слишком во многих отношениях вновь вернул нас в дохристианское варварство. Он напомнил людям и о том, что значит распятье. Распинали людей в нацистских лагерях, немецких. И, поскольку немцы педанты, они не просто распинали людей – они вели медицинские журналы: книги, которые показывали, что происходит с человеком, что он чувствует, когда его распинают. И вот, с одной стороны, печальные свидетельства немецких концлагерей, рассказали нам о том, какая мука стоит за распятьем. А, с другой стороны, неожиданное свидетельство Туринской плащаницы. Ткань, в которую был завёрнут Христос, когда его хоронили.
Эта ткань в течение многих столетий почиталась, кочевала из города в город, перевозилась, захватывалась, терялась, вновь обреталась... К ней привыкли как к одной из святынь: в одном храме есть гвоздь, которым был прибит Христос, в другом – частица древа, на котором был распят… К этому относились как к привычной святыне.
Это отношение было перевёрнуто сто лет назад, когда однажды один из фотографов решил сфотографировать Туринскую плащаницу. И вот когда он, принеся фотопластинки домой, начал их проявлять, он был поражён, потому что, когда он проявлял негатив, из ванночки с растворителем на него вдруг взглянул именно лик Христа. То есть на фотографии должен был быть негатив, а оказалось позитивное изображение. И вот тогда была открыта… воспринята, осознана главная тайна Туринской плащаницы: на ткани изображён именно негатив Христа, то есть черты его лица на плащанице, на этой ткани, отпечатались так, что там, где у человека обычно максимально освещённые участки кожи, плащаница оказалась максимально тёмной. И, наоборот, те части лица, которые затенены обычно у человека, на плащанице оказались светлы. Почему? Ткань светлая, в общем-то белая. Но там, где она касалась лица Христа, она обгорела… А, скажем, в глазных впадинах, где ткань тела не касалась, осталась своего естественного цвета.
Со времён первой фотографии Туринской плащаницы минуло больше ста лет. Эти годы были заполнены научным изучением этой тайны. Почему, откуда в ткани, несомненно, древнего происхождения, которая возникла никак не позже XIV века, вдруг такая техника изображения?
Исследователи были очень серьёзные, в частности, специалисты из НАСО, из Массачусетского технологического университета. Вот эти исследования ещё более поразили. В конце концов, действительно оказалось, что Туринская плащаница – это пятое Евангелие… которое рассказывает нам гораздо подробнее, может быть, даже чем Евангелий, которые мы имеем в Библии, историю страстей… страданий Христа. Об этой истории чуть позже.
А пока надо немного сказать о тех публикациях, которые не так давно прошли в прессе, сообщая, что, дескать, учёные установили: Туринская плащаница – это поздняя подделка. «Поздняя» – в смысле XIII век. Так вот, что выяснили эти исследования, которые проводились где-то в ’89 году?
Это были исследования по методу углеродного анализа, когда берётся ткань, то есть предмет органического происхождения. Поскольку ткань, из которой соткана плащаница, сплетена изо льна, то это органическое вещество. Принцип углеродного анализа строится на чём? Пока эта ткань, это растение, ещё живо, в нём есть определённое соотношение нормального атома углерода и изотопа (C13). Когда растение срывается – умирает, – это соотношение начинает разрушаться. Зная, какое соотношение углерода и изотопа в сегодняшней ткани, зная скорость этого процесса, зная изначальное соотношение, можно установить, сколько времени длится нарушение натуральной естественной пропорции. Измерили современный уровень изотопов в Туринской плащанице – пришли к выводу: для того, чтобы от нормального, от живого уровня эта пропорция пришла к современной, нужно было порядка семисот лет. То есть, это XIII век, а не 1-ый век.
Однако этот вывод, хотя с радостью был опубликован всеми газетами, далеко не так очевиден, как кажется. Во-первых, любой серьёзный историк и биолог вам скажет, что метод изотопного анализа может давать ошибки в тысячелетия. Во-вторых, этот метод пригоден только для изучения систем, которые были закрыты, изолированы от окружающей среды. А Туринская плащаница таковой отнюдь не была. Люди постоянно как к иконе к ней относились: прикладывались к ней, целовали её. Совершенно естественно, поэтому, что и капельки слюны, и отслоившийся эпителий губ, отпечатки пальцев – всё это оставалось на ткани в течение столетий. И омолаживало её: кусочки новой, более свежей органики постоянно в неё проникали – с одной стороны. С другой – плащаница находилась в храме. В храме постоянно совершаются богослужения. В частности, используются восковые свечи и ладан, то есть опять (неестественной химии не было вплоть до XX века в церкви) используются некоторые органические вещества, которые насыщают собою воздух. Этот воздух также вновь и вновь пропитывает плащаницу, вплоть даже той пыльцой, которую он с собой заносит, и так далее, что также омолаживает ткань. В-третьих, ткань несколько раз горела. Она хранилась в ковчеге. Этот деревянный ковчег несколько раз загорался, когда храм горел. Поэтому плащаница вся пропитывалась дымом, золой, сажей – это тоже омолаживание. Наконец, из летописи мы знаем, что после одного из таких пожаров, когда очищали ткань от наслоений, монахини в растительном масле кипятили плащаницу. Это опять означает, что свежая органика пронизала все поры этой ткани. Так что, эти вещи также надо было бы учитывать и делать на них поправку. Но даже не это самое главное…
Главное в том, что установили исследователи: в данной ткани нормальное соотношение углерода и изотопа было в XIII веке. Но можно задавать вопрос: а, может быть, оно было до этого нарушено в другую сторону и только к XIII веку оно вернулось к норме? Туринская плащаница, действительно, совершенно загадочна по своему происхождению. Изображение не нарисовано, изображение не выдавлено, не напечатано. Верхние волокна ткани, которые составляют рисунок, - они обуглены. Там произошло обезвоживание – в некотором смысле они просто сгорели. Сгорели от соприкосновения с невероятной энергией, которая воздействовала на эту ткань ничтожную долю секунды, потому что, если бы она действовала чуть-чуть дольше, то вся ткань просто сгорела бы. Некоторые учёные полагают: как после ядерного взрыва – была та энергия, которая необходима, чтобы такой эффект произвести. С другой стороны, древние летописи говорят о том, что Туринская плащаница раньше светилась. Византийские хроники достаточно ясно об этом говорят.
Далее: если мы плащаницу сегодня сфотографируем с помощью фотографической техники XIX века или техники с аналогичной разрешающей способностью, то у нас появится изображение хуже, чем то, которое было у фотографов, скажем, начала XX века, то есть изображение на плащанице постепенно гаснет – оно исчезает. Современный человек, если невооружённым глазом посмотрит на плащаницу, ничего не увидит – там почти уже ничего не осталось: нужно смотреть в поляризованном свете, в инфракрасном диапазоне – тогда это будет заметно. Понятно, что никакого поляризованного света не было в древности, тем не менее, копии Туринской плащаницы хорошо известны – и после XIV века, и даже раньше. Например, компьютерным образом установлена идентичность изображения лика на Туринской плащанице и на знаменитой иконе «Спас Нерукотворный», которая хранится в Псковской галерее – эта икона XII века: самая знаменитая из древнерусских икон, она квадратная, достаточно небольшая. «Спас нерукотворный» - «нерукотворный», то есть на полотне изображение: голова Христа с пробитыми глазами, удивительным ликом. По сути, эта икона была даже гербом Древней Руси.
Так вот, слишком многое свидетельствует о том, что эта плащаница существовала до XIII века, слишком много исторических свидетельств об этом, свидетельств из истории искусства, собственно научных свидетельств. Вплоть до того, что на плащанице есть монеты, которые использовались только при императоре Тиберии – во времена Понтия Пилата. Они использовались очень недолго, буквально пять лет, затем они вышли из употребления навсегда. И, когда начали исследовать Туринскую плащаницу и обнаружили отпечатки этих монет (ими раньше закрывали покойнику глаза – у Христа на этой плащанице тоже монеты лежат на глазах), нумизматы начали искать. Действительно, несколько таких монет обнаружили, но они никогда не были замечены и описаны раньше в тех подробностях, которые были видны на плащанице. Ну, и самое главное…
...Тот рассказ, который выносит нам Туринская плащаница, его нельзя выдумать, его нельзя повторить. Это рассказ о совершенно уникальном событии.
Итак, на плащанице изображена длинная полоса, длиной пять метров. Эта полоса была расстелена, на неё было положено тело (труп) Христа, через голову была переброшена и спереди прикрыла его. Поэтому на Туринской плащанице изображение распятого человека и сзади, и спереди. Эти два изображения соприкасаются головами.
Так вот, этот человек был распят не так, как распятье изображают средневековые художники. Гвозди прошли ему в запястье: не в кисти, а в запястье. Ни одному художнику не пришло бы в голову в средневековье так изобразить распятье человека. Уже упоминавшиеся нацистские эксперименты показали, что если гвозди при распятии вбиваются в кисть, то под тяжестью тела рука просто разрывается – гвоздь проходит между косточками. Рука рвётся – человек падает. Для того чтобы человек держался на кресте (держался часами), оказывается, гвоздь нужно ему вбивать между теми костями, которые идут к кисти.
Но… когда гвоздь сюда вбивается, он перебивает пучок нервов, которые идут в кисть управлять рукой. Чисто физиологически из этого какое последствие происходит? Перебивается пучок нервов, перебивается мышца, которая управляет кистью. И в результате большой палец оказывается подогнут под ладонь. На Туринской плащанице очень хорошо видно, что на обеих руках невидно большого пальца. Он спрятан под ладонь, рука четырёхпалая. Это ещё одно свидетельство того, что человек был именно распят. А что дальше…
Вот человека прибили за руки – он висит на кресте. Оказывается, что смерть у распятого человека наступает от удушья… Когда человеческое тело висит под углом, то при этом руки не являются опорой, ноги в общем-то тоже. И вся тяжесть тела держится грудным поясом мышц. Поскольку на них приходится главная нагрузка, то они начинают просто деревенеть – они не могут расслабиться. Они находятся в состоянии крайнего напряжения – из минуты в минуту, из часа в час. И тогда, в конце концов, наступает такой момент, когда грудной пояс мышц сводит судорога. Они не могут расслабиться и, значит, не дают вдохнуть человеку – человек не может вобрать в себя воздух. И вот тогда он может умереть от удушья.
Как же эта смерть, тем не менее, является страшной, мучительной – почему? Человек ведь не сразу умирает от удушья… Нет. Он пробует дышать, пробует. Как может он вздохнуть? Для того чтобы вздохнуть, он должен ослабить давление на грудную клетку. Для того чтобы ослабить это давление, он должен найти какую-то другую точку опоры. Не грудь, не диафрагму, а другую. Эту точку опоры он может найти только в ногах своих. Но ноги его тоже пробиты гвоздями. И надо (в таком случае) – опереться на те гвозди, которыми пробиты ноги человека. Он опирается на те гвозди, которыми прибит. И выпрямляет колени… Его тело (верхняя часть тела) начинает подниматься – он может вдохнуть воздух… Но дело-то в том, что он не просто поднимается. А его руки фиксированы в распятом положении. Поскольку они фиксированы гвоздём, то его рука начинает вращаться – вокруг гвоздя.
То есть, получается, для того чтобы вздохнуть, человек должен не только опереться на те гвозди, которыми пробит внизу, но, поднимаясь, он должен по сути дела вращать свои руки вокруг гвоздей, которыми они пробиты. При этом представьте себе, что это были не те гвозди – штампованные, которые мы сегодня знаем, из проволоки. Это гвозди кованные, когда берётся кусок железа, и на наковальне молотом им придаётся соответствующая форма. Обычно это трёхгранный гвоздь. Дело в том, что в XX веке во время раскопок в Палестине было найдено захоронение одного юноши – Ионафана по имени, который был распят. И он не просто был распят, а гвоздь, которым были прибиты его ноги, войдя в дерево, запнулся о сучок и покорёжился. Там оказался загнутый гвоздь – его вытащить не удалось. Поэтому, когда этого юношу Ионафана хоронили, то просто отпилили этот кусок дерева. И вместе с кусочком своего креста и гвоздём он так и остался лежать в могиле. И вот мы знаем, какие гвозди использовали при распятии: это кованные трёхгранные гвозди.
Вокруг этого кованного гвоздя – с заусеницами сложной геометрии – рука начинает вращаться… Теперь представьте себе: в человека воткнули нож и ещё поворачивают в нём. А здесь сам человек для того, чтобы дышать, должен этот нож поворачивать в себе… Не просто поворачивать в ране. Гвоздь перебивает пучок нервов, который идёт к кисти. Человек редко испытывает прикосновение к обнажённому нерву. Может быть, обычно это знакомо людям по зубной боли, когда нам вскрывают канал, пытаются удалить нерв. Представьте, что это один единственный нерв испытывает такую дикую боль. А тут целый пучок этих нервов без всякой анестезии. Мало того, что они пробиты гвоздём, но ещё этот гвоздь, получается, вращается. В течение нескольких часов – каждый раз, когда надо вздохнуть. Человек должен приподыматься и неслыханно умножать свои мучения. Теперь понятно, почему Цицерон называл это самой страшной из всех казней, которую придумал человек...
Но для того чтобы ускорить казнь, существовала такая мера: человеку распятому перебивались ноги ударом меча. Когда ломались ноги, человек больше не мог опираться на те гвозди, которыми прибиты его ноги. Тогда через несколько минут человек уже задыхался совсем.
Нечто подобное произошло на Голгофе. Должно было произойти… Дело в том, что Христа распинают в пятницу. По богослужебному календарю (в том числе, иудейскому – ветхозаветному календарю) суббота начинается в три часа дня. Это канун. В субботу смертную казнь нельзя было совершать: это был святой день, праздник. Дальше: это была пасхальная суббота.
Голгофа – это скала, которая возвышалась над Иерусалимом. Властям тоже не хотелось, чтобы три трупа, три креста нависали над городом в день праздника. Кроме того, было ещё одно ограничение ветхозаветного закона: с наступлением темноты нельзя было прикасаться к трупу. И в субботу нельзя было касаться трупа – осквернять себя. Прикосновение к трупу считалось оскверняющим. Вот поэтому, чтобы не смущать людей, было принято решение ускорить казнь, которая началась утром. Ускорить так, чтобы до захода солнца, по крайней мере, успеть погрести казнённых. Тогда – пишет Евангелие – воины подошли к умиравшим на крестах людям и перебили голени разбойникам, которые были ещё живы. Когда же они подошли к Иисусу, то они увидели, что он уже мёртв. И поэтому его голени не перебили. Его ударили копьём.
Вот здесь сразу возникает несколько вопросов. Во-первых, почему Христос был уже мёртв к тому моменту? Ведь он был физически очень сильный человек. По сути, вся его жизнь – это странствия. Скажем, 40 дней без пищи смог прожить в пустыне. 40 дней абсолютного поста – без всякой пищи. Всю свою жизнь у него не было своего дома, он ходил из конца в конец страны, окружённый апостолами. Однажды он даже говорит: «Птицы имеют гнёзда, лисица имеет нору, но Сын человеческий не имеет, где главы приклонить».
Он человек эмоционально сильный: скажем, как он изгоняет торговцев их храма, опрокидывает их столы. Может при желании пройти сквозь толпу, не быв ничем задетым. Действительно, физически он был очень сильный человек. И, тем не менее, здесь он умирает раньше этих разбойников. Причём образ жизни их вряд ли был очень уж правильный, здоровье их вряд ли было таким уж крепким. Так почему же?
Ответ на это мы можем найти и на Туринской плащанице, и в Евангелиях. Туринская плащаница показывает нам, что человек, который был распят (она являет нам тело распятого человека), он был ещё иначе наказан: он подвергался бичеванию. Вот само по себе это достаточно странно. Дело в том, что Иудея в то время, во время Туринской плащаницы, во время Христа, входила в состав Римской империи. Римская империя жила по законам римского права. Один из основных постулатов этого права гласит, что человека за один и тот же проступок нельзя наказывать дважды. А здесь перед нами совершенно очевидное двойное наказание одного и того же человека: он был сначала наказан бичеванием, а затем он тут же был распят… Других таких случаев двойного наказания, по сути, мы из истории Римской империи не можем себе вспомнить.
Почему же это произошло? Из Евангелия мы это видим. Понтий Пилат надеялся всё-таки (он не имел ничего против Иисуса), что ему удастся уговорить иудеев не убивать его. И поэтому, когда первосвященники потребовали казни Христа, он приказал своим солдатам наказать Христа по еврейскому закону. А по еврейскому закону было такое наказание, как наказание бичом, и нельзя было наносить больше 40 ударов – это был предел. Понтий Пилат надеялся на то, что когда толпа увидит Христа, окровавленного, избитого, она удовлетворит свой кровожадный инстинкт и не будет требовать казни. Произошло, однако, обратное. Христос был бичёван. И, тем не менее, слуги, которых подговорили архиереи и пустили в толпу (во внутренний дворик резиденции Прокуратора), вновь и вновь требовали:
"Распни! Распни его! Ты не несёшь ответственности, кровь его на нас и на детях наших. А, если ты не распнёшь", - угрожали они Пилату, - "мы донесём императору, что ты не казнишь людей, которые сами делают себя кесарями, а у нас же нет другого царя, кроме кесаря…". ...
И тогда, уступив этому шантажу, испугавшись за свою жизнь, испугавшись доноса в Рим, Понтий Пилат приказывает казнить – распять Христа. Поэтому получается двойное наказание. Однако же вновь вернёмся к бичеванию. Евангелие нам просто говорит, что Христа бичевали. А Туринская плащаница добавляет подробности. Сейчас есть очень сложная отрасль науки, как судебная криминалистическая медицина: по телу, по останкам, даже по одной части тела опытный эксперт может очень многое рассказать о том, как человек встретил свою смерть. Когда медики исследовали с этой методикой Туринскую плащаницу, им удалось выяснить, в частности, как именно бичевали Христа.
Во-первых, оказалось, что это такая плётка трёххвостная, то есть не просто один бич, а три ремня. В конец каждого кожаного ремня был зашит свинцовый шарик с шипами. И вот бичевание происходило как? Человека привязывали к столбу. Это был небольшой столбик высотой примерно сантиметров 70. Руки его складывали и привязывали к вершине этого столба. Таким образом, он стоял в наклонной позе. По бокам от него – слева и справа – стояли 2 палача-экзекутора, которые и приводили наказание с исполнение. Удалось установить даже, какого роста были эти палачи: один был повыше, другой пониже. Человек стоит в наклонённой позе, и, когда ремень бьёт его по спине, то он обкручивается вокруг его торса – это удар не только по спине, это удар и по бокам, и по груди. Ремень просто взрезает кожу человека по всему периметру его тела. Взрезает и напоследок ещё чрезвычайно больно, дробя кости, рёбра, бьёт шариком с шипами, закрутившимся со страшной силой. Вот уже эта казнь: 39 ударов было нанесено Христу – уже это было страшным мучением и ослаблением для человека…
Но… если мы ещё на один день раньше вернёмся, мы увидим, что уже и до этого страдания Христа начались. Бичевание он выдержал более чем достойно. Даже Понтий Пилат, когда увидел, с каким мужеством проповедник переносит страдания, сказал: "Се человек" (Это по истине человек).
Но страдания начались ещё раньше – они начались на тайной вечере. Евангелии говорят нам о том, что, когда Христос вышел на молитву, ожидая ареста, в нём происходило борение, естественное борение, потому что для человеческого естества немыслимо войти в пространство смерти. Человек создан так, что он должен жить: смерть есть нечто неестественное, Бог не для этого сотворил. Поэтому перед лицом смерти человеческая душа Христа, она возмущается...
Евангелист Лука, который был доктором (медиком) по светской своей специальности, описывает, в частности, что когда молился Христос в саду, то "кровь как капли пота стекала по лицу его". Этот феномен, который был образом до XX века в христианской литературе, у медиков в XX веке получил совершенно ясное описание и техническое название. Происходит вот что: в момент крайнего психического напряжения – не всегда, но в некоторых случаях – начинают лопаться кровеносные капилляры, которые подходят к коже. И, когда они лопаются, кровь из них начинает вытекать на поверхность кожи через потовые протоки. При этом кровь смешивается с потом, становится более жидкой – тогда действительно кровь «как капли пота» начинает стекать по лицу. Это случается очень редко, но, очевидно, это и произошло с Христом. А это, кроме того, значит, что человек, который такое пережил, чрезвычайно ослабляется, он теряет очень много сил. Итак, сначала этот кровавый пот, затем бичевание, затем бессонная ночь, когда воины издеваются над Христом в претории… поэтому он был ослаблен настолько, что во время Голгофы сам не мог нести свой крест. Что означает, что человек несёт свой крест в буквальном смысле?..
На Голгофе, на месте постоянной казни, уже были врыты в землю столбы – они там стояли постоянно. Каждый человек, которого приговорили к казни, к Голгофе должен был поднести на себе поперечную перекладину, к которой прибивались его руки. Итак, огромный деревянный брус налагался на спину человека. И, чтобы он не убежал, его руки за спиной привязывались к этому деревянному брусу. Христос нёс этот брус на Голгофу, и Евангелии говорят, что он несколько раз падал. Не хватило у него сил самому уже донести этот страшный груз до вершины горы. Поэтому стражники попросили крестьянина, который был рядом, и – по Евангелию – он взял этот крест Христов на себя и донёс его до вершины (потом он стал учеником Христа, стал христианином – сам). Туринская плащаница рассказывает о том, что, действительно, есть отпечатки этого деревянного бруса на спине того человека, который изображён на Туринской плащанице. Но не только на спине…
Вы представьте себе: вот человек идёт по каменистой горной дороге. Его руки привязаны сзади – привязаны к тяжёлому деревянному бруску. Он спотыкается и падает. Поскольку его руки заняты, он не может выбросить руки вперёд – амортизировать, смягчить своё падение. Он падает прямо лицом. Кроме того, сверху ещё брус бьёт его вдобавок по голове, ужесточая тяжесть падения. Поэтому на Туринской плащанице мы видим, что этот человек падал три раза. В кровь избиты его колени (это там видно). Изуродовано лицо – в частности, этими падениями. И видно, как уродовал, буквально врезался в мясо брус на спине при этих падениях. Вот теперь понятно, что, действительно, после этих страданий Христос на кресте умирает раньше разбойников.
И умирает он, очевидно, от разрыва сердца. Когда Лука и Иоанн описывают, как казнили Иисуса, они говорят, что разбойникам перебили голени, но Христу не перебили, а его пронзили копьём. И затем, когда копьё вошло в его сердце, евангелист говорит, что тогда "излились кровь и вода". Что это за вода? Воды в человеческом организме как таковой нет. А речь идёт о жидкости из околосердечной сумки. И вот изошли кровь и вода – причём именно в таком порядке, смешавшись. Медики говорят, что это возможно только в одном случае: если кровь с околосердечной жидкостью из этой сумки с лимфой перемешалась ещё раньше. А это происходит в случае разрыва сердца. Когда вот разрывается сердце, инфаркт – тогда кровь из сердца начинает заполнять околосердечную сумку. И, когда она была проткнута, тогда всё это наружу хлынуло. Значит, Христос умирает от разрыва сердца на Голгофе.
Тогда возникает вопрос: почему же этот последний удар копьём был нанесён? И вот здесь тогда вновь надо обратиться к более ранней истории страданий. Христа обвиняли в том, что он Царь Иудейский. На его кресте как раз была надпись: «Иисус Навин, Царь Иудейский» - по приказу Понтия Пилата поставлена. И вот царя отдают на расправу солдатам в казарму. А у солдат была такая жесточайшая игра – игра, которая потом пришла к уголовникам. Некоторые из этих игр описываются в Евангелии. Ну, например, Христа ставили к стенке, били по нему сзади и говорили: "Ну, скажи, кто тебя ударил?". Страшная игра – игра палачей, затем игра уголовников. И этой игрой, к сожалению, сейчас уже балуются в детских садиках и в школах дети.. Так вот, не только эта игра была. Было и другое…
Вы помните, Христа били со словами "радуйся, Царь Иудейский!". Дело в том, что была такая игра в римской армии – она называлась «Василес». «Василес» - это император, царь. Собственно императором назывался в Римской империи не просто глава государства, а назывался глава армии – полководец. Игра в императора – это игра военная, военно-уголовная. Заключается она в том, что на одну ночь некого солдата, человека провозглашают императором. А император – избранник армии. Провозглашают императором, одевают в пурпурные одежды императорские и воздают ему всяческую честь, исполняют любые его приказания. Но наутро с восходом солнца его убивают… Поскольку он римлянин, этот солдат, и он император, как бы то ни было, по закону он мог был убит только мечом или копьём – оружием воина.
Так вот, здесь вдруг среди этой казармы оказался человек, которого обвиняют в том, что он сам делает себя царём (императором, кесарем). Ну, раз так, то они с ним в эту игру решают сыграть. Одевают его в говерницу (говерница – это императорская одежда). Между прочим, по законам Римской империи, если человек не императорской крови носил хотя бы частицу в одеянии пурпурного цвета, хотя бы полоску, он подлежал смертной казни: он приближал себя к царю, не имея на это никакого права. А здесь солдаты одевают этого иудея в пурпурную одежду и начинают воздавать ему честь. Надевают на него корону – тот самый терновый венец.
Следы тернового венца видны на плащанице. Кстати, они видны и на иконах. Дело в том, что когда смотришь на древнерусские иконы или древнегреческие, там есть одна маленькая деталь, которая кажется непонятной. У Христа прядки волос спадают до середины лба, что, на самом деле, при причёске с длинными волосами совершенно немыслимо (волосы слишком длинны, они зачёсываются). Очевидно, эти пряди короткие, которые на иконах, они происходят от Туринской плащаницы. На Туринской плащанице, действительно, очень хорошо видно – тёмные полосы на лбу. Но это не волосы. Это капельки крови, которые в самой ткани – они въелись туда. Ткань близко касалась, поэтому не изображение потоков крови, а сами капли крови перешли на плащаницу. Кстати говоря, удивительно, что эта кровь принадлежит к группе А. А это удивительная кровь: эта группа, очень редкая. Человек, обладающий кровью этой группы, является абсолютным донором: его кровь приемлется всеми остальными людьми. Вот это вот кровь Христа – физиологическая его кровь…
На плащанице от тернового венца, которым была проколота кожа его головы и мышцы, проступают потоки крови. Во время этой игры на него надевают этот терновый венец. Сейчас даже известно археологам, что это был за венец. Во-первых, это отнюдь не была полосочка, веночек. Это, действительно, была целая шапка: она облегала всю голову, а не просто по периметру прокалывала шипами. Дальше… Этот терновник (он так и называется – «спина Кристи» по латыни, это его научное название - «шипы Христа») растёт и до сих пор в Иерусалиме, в Палестине. У него, по сути, стальные иглы, которые прокалывают человеческую кожу до самого черепа. Стальной твёрдости, чрезвычайно острые. Этим терновником отапливались казармы. Было всё-таки достаточно холодно – это была ранняя весна, поэтому по ночам ещё топили. И вот из этого топлива, из этого терновника, сплели быстро венец, который надели на Христа.
На полу в этих казармах в Иерусалиме видны рисунки. Они выщерблены прямо в каменных плитах, поэтому они сохранились. Игра напоминала этого "Василеса" – страшная аналогия – детскую игру в классики. В развитой форме игры в классики – вот девчонки прыгают от квадратика в квадратик: надо не просто прыгнуть, а в каждом квадрате надо что-то сделать. Так и в этой игре «Василес»: в каждом квадрате что-то происходило. И, когда доводили несчастного до квадрата, помеченного буквой «бета», там его должны были казнить.
Но дело в том, что Христа нельзя было казнить в казарме. Всё-таки дисциплина была дисциплиной: он был приговорён к другой казни. И поэтому солдаты не могли его убить сами в казарме. Они должны были сохранить ему жизнь до утра, распять его на Голгофе. И, когда сама казнь уже произошла, приказ был исполнен. Иисус умер… И вот тогда, наконец, оказалось возможным поставить последний штрих в этой страшной воинской игре: воинским оружием можно было нанести последний удар. Вот этот удар – удар копьём – и наносит воин. Этот удар хорошо очень виден на плащанице: видны и потоки крови, которые оттуда исходят. Этот удар описывается в Евангелии. Описывается, в частности, потому евангелистом Иоанном, что голени его не были сокрушены. Описывает, потому что, действительно, было пророчество в Ветхом Завете – о том, что всё-таки кости Христа при том, что он пострадает, кости его не сокрушатся. Так и здесь: кости Агнца Божия остались несокрушенны. Но, тем не менее, он оказался убит. Он принёс себя в жертву за искупление людей – за наше спасение...
И вот затем, когда его погребли… Его не успели обмыть, не успели стереть следы этих страшных страданий: все эти следы есть, начиная от падений, бичевания… На Туринской плащанице видно, что сломан нос. В Евангелии говорится, что однажды скипетр, который он держал в руках вместо палки, один из солдат вырвал и ударил его по лицу: "Возрадуйся, Царь Иудейский!" - от этого удара был, очевидно, переломал нос. Виден терновый венец…
И вот Христа погребли. Не успели ничего с него смыть, потому что к трупу нельзя было прикасаться с наступлением темноты. А затем через день, по прошествии субботы, утром гробница его оказывается пустой. Что удивительно, между смертью Христа и его Воскресением проходит где-то порядка тридцати шести часов: по богослужебному календарю вынос плащаницы и, когда «Христос Воскресе!» начинают петь – порядка тридцати шести часов. Медики говорят, что на теле видны следы начавшегося трупного процесса, начавшегося тления. Но… тело отпечатано в таком состоянии, каким оно могло быть в промежутке от 30 до 40 часов после смерти, то есть очень чётко даже в этот промежуток всё это ложится.
И, наконец, ещё одна маленькая деталь… На лбу на Туринской плащанице – капелька крови. Именно капелька крови, а не отпечаток её. Так вот, что удивительно, эта капелька, она имеет именно каплевидную структуру. Это некоторый нарост – не просто промокнутое пятно крови тканью, а сама капелька застыла. Понятно: если рана, скажем, нанесена и рану не промокали, не промывали, то кровь застывает в виде капельки. Эта короста осталась здесь, на плащанице. А что в этом странного? Странно… действительно, чудесно то, что ведь это же какая капля осталась на плащанице: которая свыше тридцати часов находилась в контакте с телом… Представьте себе бинт, который отрывают от раны, после того как он больше суток на ране на этой был. И вот, когда бинт так отодран, то кровь, которая успела на нём засохнуть, она рассыпается – в виде капли она не сохраняется. А здесь эта капелька сохранилась…
Туринская плащаница, таким образом, даёт нам не только свидетельство о смерти Христа, но и его чудесного Воскресения. А для нас с вами это лишнее напоминание о том, что человек, который действительно ищет Христа и идёт к нему, этот человек всегда найдёт укрепление, подтверждение своей веры… если он будет идти открытым сердцем…
Открытие Туринской плащаницы никого не понуждает к вере. В конце концов, никогда нельзя заставить человека думать логично. Но и утверждать, что "я не христианин, потому что наука ничего не знает, история ничего не доказала", по меньшей мере, после открытия Туринской плащаницы такие утверждения являются тоже научно недобросовестными. Ну а что касается христиан, то нам просто нужно чаще вспоминать – особенно в дни Великого Поста, в дни страстной седмицы – о страданиях нашего Господа и о том, что же стоит за этим спасительным знаком крестного знамени, которым мы осеняем себя в минуты наших молитв…
© дьякон Андрей Кураев
© записано Chemarlik
|
 
|