Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
ИНТЕРВЬЮ ГАЗЕТЕ "СОБЕСЕДНИК"
- Скоро Пасха. Чтобы вы хотели сказать людям накануне праздника?
- Я хочу выразить свое традиционное возмущение деятельностью московских властей, которые, вопреки церковным канонам, загоняют горожан на кладбища на Пасху. Прошу вас, не верьте лужковской пропаганде, не ездите бесплатными пасхальными автобусами "на могилки". Потому что это советская, а не православная традиция. Это традиция пугливых суеверов, которые дорожили своим социальным статусом, работой и поэтому не ходили в храм. Но с наступлением Пасхи срабатывал какой-то атавизм: "Бабушка этот праздник ценила, надо бы на ее могилку съездить".
И люди ехали на кладбища - они были пограничной территорией между церковью и Советским Союзом. То есть можно было на профкоме в случае чего оправдаться: "Да я не знал, что Пасха!
Снег стаял, поехал могилку поправить - вот и все". А по церковным канонам, напротив, на Пасху не ездят на кладбища, потому что это праздник жизни: надо идти к живым и делиться радостью. И в самой церкви не совершаются заупокойные молитвы в эти дни. Только во вторник второй недели после Пасхи церковь молится за всех усопших – в Радоницу. Поэтому у меня просьба - не поддаваться на провокации, не беречь силы ночью во время пасхальной службы, не отсыпаться ради того, чтобы совершить паломничество на кладбище. Лучше сходить в храм на ночную службу или на утреннюю, а посещение могил отложить на потом.
Вторая просьба - не упиваться в этот день. Не красть у самого себя светлую радость Пасхи, не менять дух святой на бутылку. И третье, конечно - попробовать в эти пасхальные дни и особенно предпасхальные, подготовить себя к празднику не только генеральной уборкой дома, но сделать над собой усилие, чтобы хоть чуть-чуть узнать о Христе и Евангелии. Не питайте вы свою душу попсой типа "Кода да Винчи". Попробуйте что-то более серьезное и более научное почитать о евангельской истории.
- Неверующий может пойти в храм на Пасху?
- Конечно. Мы даже специально зачитываем слово Иоанна Златоуста, который говорит: постившиеся и непостившиеся, придите все, в этот день радость для всех. Хочу еще сказать, что мы долго постились и праздновать будем тоже долго - 40 дней. Сколько постились, столько и празднуем. По утрам всю первую пасхальную неделю во всех храмах повторяются крестные ходы.
Если кто хочет поучаствовать - пожалуйста.
- Отец Андрей, вы практически каждую неделю читаете лекции и встречаетесь с людьми в разных городах России. В чем смысл этих поездок?
- В известном фильме про белое солнце пустыни один персонаж на простой вопрос, что ты здесь делаешь и как сюда пришел, отвечал: "Стреляли…". Так и я .. Я никуда не напрашиваюсь, еду, куда зовут. Иногда забываю, куда должен поехать, иногда меня ждут сразу в двух местах и я в последний момент вспоминаю, что произошла накладка, приходится что-то отменять. Но я ни в коем случае не жалуюсь. При всех трудностях понимаю: это нормальная жизнь счастливого человека. Если звонят, зовут и ждут, значит нужен. Когда телефон замолчит и электронный ящик опустеет - будет хуже всего. Такие каникулы хотелось бы отложить на как можно более долгий срок. Но здесь есть свои проблемы - даже если вынести за рамки проблемы возраста и здоровья.
- А если не выносить?
- Если не выносить, то так жить нельзя. Я уже лет десять живу в таком ритме, в прошлом году у меня были лекции в 109 городах, лет пять пробую нажать на тормоза, но не получается. Когда зовут куда-нибудь на Камчатку - грех не съездить, это же так интересно! Некоторые европейцы десятки тысяч долларов за это платят, а меня бесплатно зовут. Другое дело, что каждый полет на Камчатку, Сахалин или во Владивосток - не самый лучший вклад в банк своего здоровья.
- Вы ведь не только церковными делами интересуетесь, наверное, видите, как живут люди за пределами МКАД.
- Да, конечно. Сейчас немного больше позитивных впечатлений. А в середине девяностых я просто стыдился того, что москвич. То есть Москва откровенно процветала, гнила и пахла, превосходила весь мир по числу казино и новостроек. Как известно, запах процветания – это запах штукатурки. В Москве явно пахло ей, а в других городах - нет. Сейчас же и провинция начала отстраиваться. Другое дело, мне говорят, что пока это элитное строительство, а муниципального жилья для небогатых людей - нет.
- То есть не все так катастрофично. Россия не гибнет, как любят кликушествовать чиновники и журналисты.
- Россия, боюсь, действительно гибнет и проблема не в уровне доходов людей. Есть очень печальный критерий - это решимость людей жить и бороться за свою жизнь. По этому критерию все очень плохо. Сокращение продолжительности жизни мужчин - это безмолвная революция. Психологи давно заметили - чем более культурен народ, тем больше диспропорция между количеством самоубийств и убийств. В обществе примитивного сознания агрессия всегда выплескивается вовне, а когда общество и культура более развиты, агрессию человек сдерживает в себе и она обращается внутрь него. Россия 90-х годов кажется безумно варварской страной, но, обратите внимание - не было ни одного погрома, инициированного русским населением. И при этом - катастрофическая смертность, самоубийственный протест русских мужиков. И протест женщин – в виде отказа от детей. И еще одна важная вещь, которая видна везде и всюду – отсутствие общинно-национальной солидарности. Неспособны люди защищать свои собственные интересы. В Сибири постоянно слышу рассказы - стоит одному китайцу приехать в какой-то колхоз - через пять лет весь колхоз работает на него. И мы видим, что на наших рынках от Владивостока до Москвы уже нет ни китайцев, ни азербайджанцев.
- Но ведь есть же.
- Нет, снимите очки и посмотрите: китайцы и азербайджанцы - хозяева рынка. Но они уже не лоточники. Они сделали важный шаг по социальной иерархии. И эта готовность идти в услужение и не защищать свои интересы сказывается даже в этом. Удивительный паралич русского народа меня и печалит. Единственные точки роста - церковно-приходская жизнь. Когда начинается разговор в смешанной церковно-светской аудитории о демографии, батюшки с гордостью говорят: "Мы эти проблемы не понимаем - на наших приходах рождаемость выше, чем в Узбекистане". Я убежден, - лишь возрождение религии может физически спасти Россию. Дело в том, что в наше время согласие родить ребеночка и вырастить его - действительно подвиг. Это решение оборачивается отставанием в карьере, замораживанием или падением уровня жизни. Чтобы пойти на эту боль и эту радость одновременно - нужна сверхмотивация. А мир сверхмотивов и сверхценностей - это как раз и есть мир религии.
- А замены нет?
- Опыт показывает, что нет. У нас многодетные семьи только у бомжей и религиозных людей. Но надеяться на бомжей немного странно. Я думаю, вполне очевидно, что концу 21 столетия атеистов в России не останется - они вымрут, как мамонты. По законам дарвинизма атеисты выглядят как тупиковая ветвь эволюции: они размножаться не умеют. Для выживания необходимо менять систему ценностей. Например, в одном отношении мы должны вернуться к эпохе неолита. В курганах находят статуэтки неолитических богинь - таких пышнотелых женщин, с большим тазом, чтобы было удобно рожать, и конечно, большой грудью. Вот они и должны стать для нас идеалом женской красоты вместо тощей и узкобедрой куклы Барби. Нужно, чтобы и взрослые, и дети, понимали, что самая красивая женщина - с большим животиком, беременная.
- Они все же очень толстые. Внедрить в сознание людей такой идеал красоты невозможно.
- Ну что вы! Людям даже смогли внушить, что отмена льгот только способствует их процветанию. Девяностые показали, что пиар может все И ЧТО ЗА БОРИСА ЕЛЬЦИНА МОЖНО ГОЛОСОВАТЬ НЕСКОЛЬКО РАЗ.
- И все-таки, отказ от детей - разве обязательно женский бунт? Это может быть и мода, и желание жить для себя.
- А что такое мода? Это пассивность, это там, где матрица имеет тебя, говоря словами бессмертного фильма братьев Вачовски. Это плавание по течению. Мода - это там, где не я живу, а где меня живут. Я не знаю, в женской психологии есть ли сегодня такая ценность, как самостоятельность. Но если она есть, то я апеллирую к ней. Я говорю: "Девочки, матрица имеет вас, проснитесь!"
- Есть вещи пострашнее моды. Алкоголизм, к примеру.
- И алкоголизм, и наркомания. Кстати, шел 1 апреля на лекцию и на двери в МГУ видел объявление - "Меняю стакан анаши на обратный билет с Марса!" Думаю, изрядная часть людей уже на Марсе, а нам бы хотелось их в Россию вернуть.
Когда летом приезжаю на дачу в тверской глубинке, в обычном селе, то будто выслушиваю сводки с фронта: один спился, этого убили, того посадили… И все же скажу, что я с уважением отношусь к русским пьяницам. Русский алкоголизм - особый, у него есть философский подтекст. Не всегда, но часто, это форма несогласия с самим собой, способ критики самого себя, отчасти дикое, но покаяние.
- У вас много крестников. Кто они?
- Они разные, многие далеко не дети, крестились в зрелом возрасте. Среди них есть архитекторы, компьютерщики, дипломаты. Но маленькие тоже есть - одному из них два с половиной годика и это потрясающий человек. Я на всю жизнь запомнил минуту, когда он стал моим крестником. Я держал его на руках - крохотный, девятидневный малыш умещался у меня на ладони. И когда я, как крестный отец, повернулся на Запад, а крещающий священник сказал – «Дуни и плюни на него!», я почувствовал, что в эту секунду малыш пукнул. По-моему, это чудо. На доступном ему языке малыш выразил свое отношение к темному Западу. Так что посмотрим, чего из него вырастет.
- Прочитала одну вашу книгу, из которой следовало, что вы противник сексуального образования в школе. Почему?
- Потому что есть вещи, о которых дети должны узнавать друг от дружки. Когда возмущенно спрашивают: "Неужели дети должны узнавать об этом из подворотни?" я отвечаю: "Да, а что плохого в подворотне и подъезде? Это же подростковая субкультура - она всегда была во всех обществах". О чем-то у ребенка не повернется язык говорить со взрослым. А со сверстником - спокойно. Дети любят страшные сказки. Остаются одни в темной комнате и начинают друг друга пугать. А теперь представьте, что приходит первое сентября и какая-нибудь Марья Ивановна входит в класс и говорит: "Дети, сегодня мы изучаем страшные народные сказки. Открыли свои тетрадочки и записываем: "В черном-черном лесу стоят черные-черные деревья". Текст вроде тот же, но отношение к нему ребенка будет совершенно другим и не переживет он некий катарсис...
Малыш должен научиться в этом возрасте владеть своими страхами. Тем и хороша сказка про Гарри Поттера для 11 -летних детей. Если ее читают более маленькие - это не здорово. Но если соблюдается возрастной ценз, пройти через этот опыт преодоления страха, школу мужества - очень важно для растущего человека. Нечто подобное и с сексуальным воспитанием – сегодня столько журнальчиков в каждой подворотне продается, что, честное слово, информационного голода у современных подростков в этой сфере нет. А ПОТОМУ И В ШКОЛУ ЭТО ТАЩИТЬ НЕ НАДО.
- Много ли в церковной среде людей, одобряющих "Гарри Поттера", как и вы? Не ощущаете себя "белой вороной"?
- Для меня это привычное ощущение - быть "белой вороной". Кроме того, в церковной среде по этому вопросу не существует единомыслия, и я встречал как тех, кто вполне разделяет мою позицию, так и совершенно бессовестные суждения в адрес "Гарри Поттера" и в мой.
- Монахи, которые собирают пожертвования на улицах и в метро - настоящие?
- Изрядная часть - шарлатаны. А кто-то может быть искренним человеком. Но в любом случае, их поведение не укладывается в рамки церковного канона, который требует письменного разрешения Патриарха на такой сбор. Их легко осудить, но... В одном монастыре мне рассказали, что как-то священника из очень бедной епархии послали собирать пожертвования в Москву... Он стоял с ящичком пожертвований на улице и на плоды его труда положил глаз один из местных бандюков. Когда священник собрался домой, в темном переулке грабитель на него напал, прислонил к стенке и потребовал деньги. Священник не стал драться: ладно, бери, Бог дал, Бог взял. Но бывает, как поет группа "Чайф" - "по щекам хлещет лоза, возбуждаясь на наготу". Бандюга впал в раж и начал издеваться над беззащитным - ударил пару раз, потом достал бритву, порезал и тут священник не выдержал - благо, он был десантником в прошлой жизни: в мгновение ока приложил обидчика к асфальту. Взял ящик, собрался уходить, а грабитель приходит себя и говорит: "Батюшка, спасибо тебе" - "За что?" - "За то, что стукнул - а то я ведь убить тебя хотел, грех на душу взял бы…". И такое бывает.
- Отец Андрей, на что вы живете?
- Гарантированных источников дохода нет - кажется, это называется человек свободной профессии. То есть без ИНН и без отчислений в Пенсионный фонд. В основном живу на гонорары. В храме у меня зарплата символическая - 2 с половиной тысячи, в Академии - тысяча и в МГУ – тоже тысяча. Это гарантированный ежемесячный доход. Если я кому-то понадоблюсь, заказывают книги, статьи. Бывает, сваливается гонорар тысяч в десять рублей - можно что-то себе позволить, отпустить родную «жабу» погулять….
- Вы довольно комфортно устроились - у вас просторная квартира не в самом дешевом районе. Неужели купили жилье на гонорары?
- Это квартира от преподобного Серафима Саровского. Ее приобретение - одно из чудес моей жизни. Дело в том, что книги из старой квартиры меня и родителей выжили - они были повсюду.
Вдобавок уже не хватало ни терпения, ни сил ездить на автобусе до метро,. Стал искать новое жилье. Сначала по глупости присматривался к центру. Но там цены запредельные. А здесь, на Юго-Западной - последняя станция метро, значит, всегда можно спокойно войти в поезд - это огромный плюс. Свежий воздух, рядом университет и храм - место для меня идеальное. Но риэлторы подходящей новостройки назвали цены не моего уровня. Пошел к ее инвесторам - и эти люди, владельцы стройки, меня узнали.
Они оказались церковными людьми - одними из главных спонсоров Дивееевского монастыря. В общем, продали мне квартиру по цене значительно ниже рыночной, сделали еще несколько уступок. В итоге я смог сделать здесь ремонт, переехать и только после этого продать старую квартиру. Так что я доплатил за эту новую квартиру лишь 4 тысячи долларов. Но почему я говорю, что она от Серафима Саровского. В тот день, когда мне предложили выгодные условия покупки, подошла ко мне совершенно незнакомая женщина. Сначала говорила дежурно-благодарные слова о моих книжках и лекциях, а потом добавила: "Я только что вернулась из Сарова, и почему-то у меня возникла идея, что я должна вам что-нибудь привезти. И срезала веточку ели. Можно я вам ее подарю?" И я понял, что это Серафим Саровский решил мне подарить квартиру. Я потом спрашивал духовника: "Батюшка, мог ли я принять ее? Ведь если бы квартиру продали по рыночной цене, то вырученные деньги отдали бы монастырю. А батюшка ответил: "Но ведь эта квартира - твое рабочее место, где ты работаешь ради церкви. Поэтому пусть тебя это не смущает".
- Почему вы не женаты, ведь церковь вам этого не запрещает?
- Церковь не запрещает - нет такого, что женился - и сразу в подвал монастыря, на Соловки. Я и сейчас могу жениться, но в этом случае я, может, и смогу продолжать писать и преподавать, но уже точно не смогу служить в храме, как дьякон. Да и какая жена потерпит такого приснопутешествующего супруга?
Большими буквами выделен текст, опушенный газетой
© дьякон Андрей Кураев
© "СОБЕСЕДНИК"
|
 
|