Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАЦИИ "ЭПОХЭ" В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ ЭТИКЕ
Примечание: Перед Вами статья знаменитого ныне деятеля русского православия - диакона Андрея Кураева. Статья написана в 1985 году, когда 22-летний Андрей Вячеславович был аспирантом Института философии АН СССР.
Тезис, который мы попытаемся обосновать в данной работе, можно сформулировать так: в экзистенциализме специфичность исходной этической ситуации - ситуации выбора - в значительной мере задана феноменологической методологией. Поэтому именно последняя должна стать предметом специального критического анализа.
Своеобразие этой методологии заключается в особом способе раскрытия "феноменов" - операции "эпохэ". Принцип "эпохэ" означает приостановку метафизических суждений - суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания. Тем самым как бы снимается классическая постановка вопросов о соотношении явления и сущности, восприятии предмета и его объективном бытии. Главное для феноменологии не соотнесение смыслов, конструктов сознания с действительностью, а выяснение их отношений между собой. Но может ли элиминация внешнего мира быть этически ценной?
В экзистенциалистской этике разрабатывается специфическая и предельная ситуация - ситуация абсолютной ответственности индивида за свои поступки. Этот своеобразный этический эксперимент оказывается возможным лишь при проведении операции "эпохэ". Экзистенциалистская этика (точнее - онтология, задаваемая этикой, в отличие от просто философской онтологии экзистенциализма) рассматривает мир как абсолютно проницаемый для нравственного деяния, не имеющий собственной аксиологической плотности, собственного напряжения, способного внести возмущения в поле нравственного поступка. Бессубстанциональность мира, полагаемая операцией "эпохэ", порождает известный экзистенциалистский базис, предельный в своей ригористичности: в каждом решении человек выбирает весь мир.
Согласно экзистенциализму, абсолютная пластичность предстоящего человеку бытия, в котором результат всегда равен цели, а воплощение замыслу, накладывает на индивида абсолютную ответственность. В таком мире нет возможности сослаться на внешние обстоятельства: они редуцированы операцией "эпохэ". Поскольку за миром феноменов ничего не стоит, нужно быть предельно осторожным при ориентировании среди феноменов, при выборе действия, которое прорвет завесу феноменов и понесет миру новую онтологию. Операция "эпохэ" призвана способствовать выявлению новых, прежде скрытых смысловых связей; призвана, уничтожив традиционную иерархию онтологических значимостей "сущность-феномен-символ-эпифеномен-:", научить человека внимательности и корректности в обращении с феноменами, в особенности с теми, которые ранее полагались как гносеологически ложные. Поскольку же в этике такого рода феноменами являются ценности, мотивы, проекты, относящиеся к внутреннему миру субъекта, то именно по отношению к ним в наибольшей степени применяется метод анализа без соотнесения с реальностью. В феноменологии феномен выступает как самодостаточная реальность, как причина самого себя, то есть как субстанция. Соответственно, в экзистенциалистской этике явления нравственного мира, став феноменами, приобретают статус онтологически значимых частей бытия.
С точки зрения экзистенциализма ценности и мотивы оцениваются не по степени их соответствия реальности, но по степени своего соответствия жизненным замыслам субъекта. Постулат независимости, бытийной самостоятельности духовного мира человека, дарованный операцией "эпохэ", требует замены гносеологического понимания истины онтологическим. Истинным здесь называется не верное понимание действительности, но бытие; причем такое бытие, которое в наибольшей степени реализовало, развернуло свои внутренние потенции.
Экзистенциальная философия выстраивает иерархию мотивов, ценностей и других бытийных компонентов внутреннего мира человека по их соотнесенности с главной ценностью, образующей стержень духовного мира личности. Специфика этой главной ценности заключается в том, что по отношению к ней даже сам человек не может рассматривать себя как субстанцию, ибо не может помыслить себя вне связи с ней. Человек становится подлинным бытием, вполне реализовавшим свои возможности, лишь при условии собственной причастности к этой высшей ценности.
Феноменологический анализ полагает принципиальную неравноправность феноменов, "представляющих" внешний мир и феноменов ценностей. Последние получают резкое преобладание в силу своей жизненной значимости для индивида. Собственно, ради того, чтобы ценностные компоненты сознания получили преобладание над когнитивными образованиями, экзистенциалистами и задумана операция "эпохэ". Принцип реальности преодолевается принципом ценности.
В процессе преодоления реальности ведущая роль в экзистенциализме отводится воле. Но почему же возникает надобность в таком отражении действительности; отражении, понятом не как вос-приятие, но как не-приятие внешнего мира, волевое сопротивление ему?
Дело в том, что высшая ценность экзистенциалистов - бог - "говорит нам здесь и сейчас" (С.Л.Франк). Но что же бывает, когда человек находится вне этого "здесь и сейчас", вне "здесь-бытия": Ведь, как писал Л.Шестов, "обыкновенно, по большей части Его (Бога) не бывает".
Для преодоления такой ситуации, грозящей разрушением внутреннего ценностного мира индивида, экзистенциалисты и предлагают задействовать волевые ресурсы человека. (Впрочем, волевое неприятие фактов знакомо еще ап. Павлу, настоятельно советовавшему своим ученикам "испытывать духов", и, в определенных ситуациях, отказываться от их "даров"). Экзистенциалисты привлекают волю для своеобразной "фальсификации" фактов: экзистенциалист должен строить свои аксиологические теории таким образом, чтобы в случае столкновения с противоречащими им фактами, не теории, но факты были фальсифицируемы и устранены. Такие теории должны обладать достаточным зарядом прочности и жизненности, чтобы уметь не просто игнорировать факты, но и решительно преодолевать их.
Так, факт не-встречи бога преодолевается экзистенциалистами указанием на, во-первых, сверхмирность бога (видимое отсутствие бога в мире не тожественно отсутствию бога в бытии) и, во-вторых, на неспособность данного человека в данный момент подняться до видения этой сверхмирной реальности. Ясно, что и для признания первого, и для реализации второго, прежде всего необходима воля.
Итак, операция "эпохэ" лишает эмпирические факты их неотвратимости, а феноменам-ценностям придает новые силы, могущие быть актуализированными в волевом акте. Редукция внешнего мира, находящегося по ту сторону добра и зла, и аксиологизация бытия - вот основные результаты применения операции "эпохэ" в экзистенциалистской этике.
© дьякон Андрей Кураев
|
 
|