Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
ПОЗИЦИЯ УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ СВЯЗАНА С ЭКСТРАОРДИНАРНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ
То, что происходит сейчас в выборной кампании Украины — очень необычно, потому что Православная Церковь... открыто участвует в этой кампании. Однако еще раньше я заметил наличие религиозной составляющей в этой кампании не со стороны православной церкви. Около месяца назад появилось послание Виктора Ющенко христианам Украины. И в этом послании был тезис, что если я буду избран президентом Украины, я гарантирую всем христианам полную свободу совести, а всем христианским церквам Украины я гарантирую, что они смогут с полной свободой осуществлять свое пасторское служение. Для меня одна буква в этом тексте значила очень многое. Дело том, что в православии принято говорить "пастырь", а "пастор" — обозначение проповедников в новопротестантских образованиях, таких как пятидесятники, адвентисты и т.д.
Причем, замечу, что Ющенко — это человек, для которого русский язык является родным, как и для Януковича, Ющенко — уроженец Сумской области, а отнюдь не западной Украины. Так что предположить, что речь идет о недостаточном знании русского языка, не представляется возможным.
И вот то, что в обращении Ющенко это слово было написано именно так, означает, что или сам Ющенко, или же люди, которые формируют его религиозную политику — это люди, которые причастны к ориентированным на Америку неопротестантским группам. Так что, как видим, религиозная составляющая сначала проявилась в деятельности прозападного кандидата.
Что касается позиции Януковича, то я считаю важным отметить время, когда Митрополит Киевский Владимир (глава УПЦ) высказал свою позицию. Его суждение прозвучало уже после оглашения итогов первого тура. Если бы такое заявление было сделано до начала голосования, то это можно было бы считать продолжением достаточно обычной линии церкви на поддержку власти. В случае с Украиной очень трудно понять, где власть, а где оппозиция. Во-первых, по итогам первого тура уже Ющенко становился властью, а отнюдь не Янукович. И в этих условиях высказать свою позицию в поддержку Януковича — это поступок. Во-вторых, это заявление сделал киевский Митрополит, а не донецкий, запорожский или одесский. Киев — это, во-первых, регион, который проголосовал за Ющенко, а не за Януковича, во-вторых, и административная власть Киева, и бизнес-элита, интеллектуальная элита опять же поддерживают Ющенко. То есть, в данном случае нельзя сказать, что имело место подлаживание церковной позиции под мнение власти. Так что я считаю, что это поступок. Поступок, к которому Митрополит был сподвигнут, в некотором смысле спровоцирован. Накануне Виктор Ющенко нанес ему визит, была обычная беседа, как это вообще принято у православных христиан. Но потом штаб Ющенко оповестил об этом событии весь мир и сказал, что Митрополит преподал благословение ему, именно как кандидату в президенты. Дальше последовало опровержение пресс-службы УПЦ, где подчеркивалось, что это было обычное пастырское благословение обычному христианину, а не кандидату в президенты.
Я должен заметить, что опять-таки можно было бы, учитывая двусмысленность ситуации между двумя турами, когда непонятно, кто победит, Митрополит мог бы просто отойти в сторону, однако вскоре за этим последовало собственно выступление Митрополита, где он сказал, что только одному кандидату давал свое благословение на участие в выборах и это — Виктор Янукович.
В России часто архиереи попадают в подобные ситуации, когда идут локальные региональные губернаторские выборы, ясно, что все кандидаты ищут возможности сфотографироваться с местным архиереем, получить его поддержку и, как правило, на эти недели перед выборами, на самые горячие деньки архиереи уходят куда-нибудь в паломничество, отпуск и т.д., стараются исчезнуть из региона. Митрополит Владимир, напротив, вернулся в Киев на эти дни, он решил не скрывать своей позиции. Это необычно, но если такой поступок совершен, значит, наверное, и обстоятельства были экстраординарные.
Очевидно, киевский Митрополит, лучше зная подводные течения киевской политической жизни, понимал, что означает для дальнейшего развития ситуации в Украине победа одного или другого кандидата, то есть здесь тот случай, что если ты не касаешься политики, то со временем политика заграбастает тебя. Достаточно сказать, что только позавчера в Полтаве (заметьте, что это не западноукраинская область) на стенах древнейшего храма города Спасского Собора ночью появилась следующая запись "Так!" (написано с восклицательным знаком, а это главный лозунг Ющенко), а дальше было написано — "Москалям нi". Таких суждений много не только на уровне экстремистов, но и на уровне ющенковского штаба, понятно, что это ориентация на тот полюс в украинской жизни, который пришел к власти в начале 90-х годов, затем за период Кучмы был чуть-чуть оттеснен и сейчас снова пробует взять реванш.
Картина здесь достаточно понятная, просто Украина оказалась неожиданно многолика. По большому счету Украины сегодня не существует. Есть шесть разных регионов с очень разной историей, разной историко-культурной, национальной и религиозной самоидентификацией, по разному в разных регионах оценивается даже фундаментальные события в собственной национальной истории. Например, Переяславская Рада имеет одно значение для галичан и совершенно другое — для крымчан или жителей Слободской Украины или тем более Новороссии. Вот эта многоликость Украины, многоукладность оказалась неожиданностью для всех, оказалось неожиданностью для нас. Мы приезжали в Одессу или Крым, в гости, на отдых и не замечали Львова, не замечали, что там совершенно другие настроения. Но эта многоликость Украины оказалась неожиданностью и для западных политиков, которые имели дело с украинской антисоветской диаспорой, преимущественно галицийской, и считали, что так же на вопросы отношения с Россией смотрят и в других частях Украины. Но это не так.
Украина пятнадцать лет не может понять, что она должна идти путем федерализма. В России тоже есть события фундаментальные, на которые по-разному смотрят представители разных групп, скажем Куликовская битва. Она одним образом выглядит в глазах русских и совершенно другим образом — в глазах татар. Поэтому мы и не говорим, что мы единый народ, и поэтому свою страну мы называем федерацией. Такая же проблема, я думаю и в Молдавии, с ее гагаузами и Приднестровьем, такая же проблема стоит и перед Украиной. И эти выборы лишний раз это показали. И то, что многоликость Украины сказывается и в религиозном плане — это тоже стало понятно.
Московские каналы не транслируют украинскую политическую рекламу, а когда находишься здесь и видишь украинское телевидение, то многое становится гораздо понятнее. Здесь парадокс типично русский. В истории России ХХ века, как ни странно, именно либералы проявляли крайние формы нетерпимости. Люди, боровшиеся за общечеловеческие ценности, брали в руки бомбы, например, эсеры, затем подобные вещи мы видели в Москве, когда либеральные писатели и поэты аплодировали расстрелу Белого Дома и т.д. То же происходит сейчас и в Украине, когда партия, которая сама себя считает демократической и прозападной, дает крайне агрессивную рекламу. Главный ролик Ющенко звучит так "Наши отцы и деды в 1944 году разгромили фашистов, а мы сейчас свою родину освободим от бандитов". Такого рода обращение, именование своих политических оппонентов — оно очень серьезно, потому что бандит — человек, находящийся вне закона. То есть в глазах этих либералов люди, не согласные с ними, находятся вне правового пространства и, кроме того, уподобляются фашистам.
И, напротив, ролики штаба Януковича подчеркнуто нейтральны, общечеловечны, они не несут в себе запала агрессии. Я думаю, что эта важная для христианина вещь также оказала определенное влияние на то, что православная церковь Украины заняла именно такую позицию.
© дьякон Андрей Кураев
|
 
|