Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
БОГАЧ И ПУСТОТА
Это может показаться загадочным. Что же такое происходит с людьми, которые вместо того, чтобы скрывать неправедно нажитые состояния, наоборот вызывающе их демонстрируют?
Вот олигархи, получившие за бесценок природные богатства, тратят сумасшедшие деньги на пустые развлечения. Вот иные госчиновники со скромным жалованьем устраивают пышные торжества во дворцах и на яхтах.
Ну не могут же они не понимать, какие чувства вызывают тем самым у нормальных людей. Они наверняка сознают, что такое поведение не прибавит им уважения и симпатий в обществе. Более того, они, без сомнения, отдают себе отчет в том, что таким образом повышают для себя уровень опасности, нагнетают социальную напряженность в стране. Что же толкает их на такой, можно сказать, самоубийственный путь? Чего им не хватает?
А никаких особых загадок тут нет. И поведение этих людей вполне понятно и давно объяснимо. Не хватает им самих себя. Не хватает ощущения своей души. В конце концов, не хватает им Бога. Вот что самое главное.
И эту свою пустоту они пробуют заполнить чем-то другим. Но тщетно. Им ведь не хватает того, что нельзя купить. А все кажется: вот если еще миллион потратить, то это наконец даст ощущение радости, уважения, осмысленности своей жизни. Так хочется почувствовать: я есть, я "самодостаточен". Это все равно что занемевший палец ущипнуть, что-то с ним сделать, чтобы вернуть его ощущение.
А эти люди потеряли сами себя. Выпали из настоящей жизни, которая возможна только с Богом, по заповедям Божиим.
И поэтому им нужны какие-то суррогаты, какие-то провокаторы острых ощущений для того, чтобы самих себя почувствовать, получить какую-то обычную человеческую радость. По существу – это больные люди. У них разрушена и вегетативная нервная система, а главное – и центральная, настоящее имя которой – душа. Ну и естественные проявления этой разрухи – атрофия, в частности, логики, несоразмерность цепи и средств, затрат и результата... И, конечно, дикая безответственность. И потеря чувства самосохранения.
Особенно это касается, между прочим, и сохранения собственных детей. Я понимаю, что у них дети давно за границей и, возможно, сюда не вернутся. Но вспомним лермонтовские строки про Божий суд, который недоступен звону злата. Именно там все это, боюсь, аукнется. Не в порядке мести Бога. А просто потому, что ты вот так впустую прожигал свою жизнь, зная про беды многих людей, которым мог бы помочь, но не сделал этого. И коль так, то и своим детям ты не сможешь ничего передать. Из того, что действительно стоило бы передать. А убийственным наследством станет пустота, которая будет преследовать человека и рано или поздно сожжет его.
Ничего нового тут нет. Такой диагноз ставил еще Апостол Павел, когда писал в своем Первом послании Тимофею: "А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям".
© дьякон Андрей Кураев
© ТРУД 28 декабря 2005 г.
|
 
|