Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

 
"КРАПИВИН И РЕЛИГИЯ" - ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

Прочитал в ТС-10 статью Виталия Каплана "Религиозные мотивы в творчестве В. Крапивина", и как-то, право, неуютно, что ли, стало.

Я не теолог, и вообще человек достаточно далекий от религии, и поэтому спорить с автором по поводу каких-то чисто теоретических выкладок не собираюсь. Автору, конечно, виднее, как соотносятся те или иные места из Крапивина с текстом Священного Писания. Меня это в принципе не интересует.

Интересно другое. Зачем нужно представлять книги Крапивина чуть ли не подпольным Евангелием, неким учебником по христианству? Ведь идеи, которые главенствуют в его книгах - идеи общечеловеческие, и совсем не факт, что они чисто евангельские (в конце концов, христианство существует всего 2000 лет, тогда как человечество...)

Да и вообще...

Простите меня, но при чем тут христианство вообще и православие в частности?

Автор противоречит сам себе. В первой части он очень убедительно притягивает за уши православие к произведениям Крапивина, а потом заявляет, что все священники, выписанные Владиславом Петровичем, не соответствуют стандарту "православный батюшка".

Правильно. Не соответствуют. И слава Богу. Не знаю, какому, но слава. Ибо, простите меня уважаемый Виталий, но священник, готовый для защиты детей вспомнить каратистские стойки лично мне намного ближе, чем пьяный батюшка, сующий пятерку водителю автобуса, дабы тот сменил маршрут и доставил его, батюшку, до дому (случай, имевший быть у меня на глазах, где-то на самой заре перестройки. Сейчас сии "бессребренники" ездят на собственных автомобилях).

Но это некоторое отвлечение от темы. А тема - "Крапивин и религия".

Я уже писал об этом несколько лет назад в своем отклике на статью В.Веснина (он, кстати, тоже приводил выдержки из Евангелия).

Да, на первый взгляд религия на страницах ВПК действительно христианская. Более того, если исходить из тупой логики здравого смысла - православная (ибо чего-чего, а католических храмов и монастырей на бескрайних просторах нашей Родины пока что не так много).

Но это только на первый взгляд. Оставим в стороне "Сказки Севки Глущенко". Хотя Бог там и присутствует, но он ни в коем разе не олицетворяется с Христом, а скорее даже противопоставляется ему (могучий седой старик в шерстяной матросской тельняшке с разлохмаченной ветром бородой и густыми белыми бровями, сидящий на каменном крыльце перед высокой башней - скорее уж языческий волхв, нежели Христос).

И, пожалуй (да простит меня Виталий Каплан), я не буду сравнивать манекенов с бесами, барабанные палочки со святой водой, а в Нашествиях искать происки сатаны.

Да и вообще, можно ли рассматривать то, что так явно выделилось на страницах крапивинских книг в последние годы как Веру в общепринятом смысле этого слова?

По-моему, нет.

Я глубоко убежден, что Крапивин создал какую-то свою "религию", выделив ее из всевозможных религиозных нагромождений и поставил ее над ними.

Я говорю о Вере, где всё крутится не вокруг Иисуса, или Аллаха, или Будды, а вокруг образа Матери и её Ребёнка. Не обязательно именно Богородицы и маленького Иисуса. Любой Матери и любого маленького человечка, который нуждается в тепле родных рук, надёжной опоре, просто любви.

И священники Крапивина, даже те, которые прямо заявляют о своей приверженности православию (отец Леонид из "Лоцмана"), и те, которых в православие определяет наш "здравый смысл" (отец Евгений из "Синего города..."), и настоятели "Храма Девяти щитов" - религии, даже не имеющей аналогов в земной истории - все они служители культа Матери и Ребёнка.

Командоры. Люди, в которых дети (да, зачастую, и не только дети) видят не распространителя церковных догм, занудного и нетерпимого к любому непослушанию, а настоящего Друга и Защитника, доброго и строгого одновременно. Но строгость которого не злая, а ласковая.

Ведь приветил умеющий быть очень жёстким отец Дмитрий из "Крика петуха" шалопая Филиппа, хотя мог бы примерно наказать.

И во время последующих встреч он не проводил никакой "религиозной пропаганды", а просто дружил с ним. Как с равным. И даже пошел на прямое нарушение церковных канонов - поставил свечку в память петуха Петьки-Крюгера (перед образом Богоматери, кстати).

И вообще крапивинские священники предпочитают не говорить о религии. Они просто поступают в соответствии со с в о и м, может быть, не совсем соответствующим официальному, пониманием Веры. Если их спрашивают, они отвечают, опять же не догматируя свою точку зрения. Они не устраивают торжественных служб, от которых за версту несёт театральщиной.

И они помогают защищать, вспоминая приёмы каратэ, как отец Евгений из "Города...", или службу в Береговой охране, как отец Венедикт из "Корабликов".

А часто и погибают с оружием в руках, как Альбин Ксото, Настоятель Пётр...

И, несмотря на всю свою доброту и ласку, они умеют быть жёсткими. "Учение Хранителей зовёт к добру и защите, но не признаёт всепрощения", - говорил Настоятель Пётр... А через грани Кристалла, через многие пространства, идёт заросший человек в чёрной коже. Идёт и идёт, днями и ночами, не ведая конца. Тот, кому отец Дмитрий отказал в отпущении грехов за то, что он стрелял в детей. И будет стрелять снова, если прикажут.

И никакие красивые слова не заставят служителей крапивинской церкви простить того, кто поднял руку на ребёнка.

Кстати, об обрядах. Один, пожалуй, самый главный, всё же есть. В Детской церкви города Старотополь стоит икона Божьей матери, а перед ней - кораблики из сосновой коры с парусами из лоскутков. "А вскоре неизвестно, кто положил начало обычаю: дети приносили самодельные кораблики и оставляли перед образом с тайными своими молитвами и просьбами", с просьбой помочь в Пути...

А в далёком княжестве Юр-Танка построили Церковь Матери Всех живущих. "Мать была у каждого, хоть он христианин, хоть язычник... Говорят, кто в эту церковь приходит, будто на какое-то время со своей матерью встречается. Если даже её не помнит..."

И не случайно Писатель из "Лоцмана" мечтает написать об Иисусе-мальчике, который сказал самые мудрые слова: "Одному люди не научатся никогда... Делать так, чтобы, когда человек летает, мама за него не боялась..."

© Михаил Веретенников Саратовская область, Энгельс
© альманах "ТА СТОРОНА"

 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА

СТАТЬИ

МАТЕРИАЛЫ

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Яндекс.Реклама
Последние данные показали, что статьи на тему испания из спб пользуются популярностью.
Hosted by uCoz