Елена ХАЕЦКАЯ дьякон Андрей КУРАЕВ иеромонах Сергий (РЫБКО) РОК-МУЗЫКАНТЫ РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези) |   |
Мне было стыдно, что я пел. За то, что он так понял.
Вполне возможно, что подобные эмоции может испытывать Кинчев, едва ли не обвиненный "Нашим Радио" в пропаганде фашизма в связи с использованием в оформлении альбома "Солнцеворот" летящего креста - символа снискания Святого Духа. "Пел" в данном случае следует понимать, как "пытался объяснить". Причем - совершенно очевидные вещи.
"Пересечена определенная нравственная граница" - формулировка, примененная Михаилом Козыревым (хочется пристать - а какая, какая граница?), демонстрирует его кредо - политкорректность, политкорректность и еще раз политкорректность! "Мы будем политкорректны везде, где сможем заметить, что не пересекли какую-либо нравственную границу", - как бы говорит "Наше Радио" и, несмотря на отказ в информационной поддержке "Солнцеворота", размещает в эфире песню "Рождество". Публика рукоплещет, в "Чартовой дюжине" Михаил Козырев лихо комментирует песню - "Рождество по-алисомански"! Меж тем упоминание великого христианского праздника - Рождества Христова - в ироничном обороте, напоминающим название блюда, звучит кощунством и оскорбляет чувства верующих. Впрочем, полагаю, что православные - да и вообще христиане - не являются основой target group "Нашего Радио". Голос Кинчева делается усталым, когда его спрашивают про свастики. "А вы объясняете, что вы имели ввиду?", - спрашивает корреспондент "Скандалов недели?" "Объясняю и объясняю, объясняю и объясняю", - отвечает Кинчев и разводит руками. Во всех интервью, лично Михаилу Козыреву и ,естественно, в пресс-релизе. " В свете Христова учения свастика выступает как символ действующего посредством огня и ветра Святого Духа, о котором в Писании говорится: "И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами вовек, Дух Истины, Егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его; вы же знаете Его, яко в вас прибывает и в вас будет" (Ин.14:16-17) Если интерпретировать свастику в контексте христианских богословских понятий, то правосторонняя свастика должна считаться знаком исхождения Святого Духа, а левосторонняя - Его собирания. "Идет к югу и обходит к северу, обходит окрест: идет Дух, и на круги своя обращается Дух".(Екклезиаст 1:6)" В сюжете программы "Скандалы недели" Михаил Козырев, показывая на компакт "Алисы", говорит: "ты меня вот с этим рядом не снимай!" и едва ли не отпрыгивает в сторону как черт от ладана. Как справедливо заметил Петр Толстой, заместитель главного редактора телекомпании ВИД и ведущий программы "Скандалы Недели", в последнее время наша интеллигенция стала пуглива и малообразованна. Например, программный директор "Нашего Радио" Филипп Галкин говорит в интервью газете "Коммерсантъ" ( №33,26.02.2000): "Вообще, свастика, конечно, древний символ, но в фильме Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" все, по-моему, объясняется. А если ты не умеешь чинить автомобиль - лучше не лезть под капот". Что касаемо абсолютно внезапного автомобиля, я уже имела честь посредством печатного слова советовать "Нашему Радио" быть поаккуратней с устным творчеством и не придумывать пословиц и поговорок, а умело пользоваться имеющимися. Как то: в свете всего вышеизложенного рекомендую сотрудникам станции каждое интервью, посвященное альбому "Солнцеворот", начинать словами: " Пошла бабка на речку, взяла с собой мочало. Эх, песня хороша - начинай сначала!" Вообще с точки зрения "Нашего Радио" , "Солнцеворот" не форматен в принципе. Это касается и звучания, и содержания - и то, и другое с позиции граждан, занимающихся радио бизнесом и формирующих эфир в соответствии с понятиями о рейтинге и комфорте слушателя, звучит слишком жестко и резко. Такого рода претензия со стороны rock-station выглядит довольно комично, но суть, собственно говоря, совсем не в этом. И совсем не в том, что группа "Ария", которую можно обвинить в чем угодно, только не в "комфортности" саунда, тем не менее звучит в эфире того же "Нашего Радио" (повезло, что называется - "Жанна из тех королев"!) Дело в том, что программные директора столичных станций находят возможным пенять артистам на то, что при записи альбомов не учитывается радиоформат. Предложение, с одной стороны, даже естественное - в мировой практике шоу-бизнеса принято издавать синглы, рассчитанные на радио формат и соответствующую ротацию. Однако тут речь не о синглах, о которых в силу специфики местного рынка, речь в принципе идет очень редко, а как раз таки об альбоме. И тут приходится впасть в банальность и сказать такую речь: группа "Алиса" не занимается коммерческой музыкой, сохраняя, несмотря на "громкость" своего имени, статус независимой группы - именно в силу того обстоятельства, что записывая тот или иной альбом, думает не о количестве продаж, а совсем о других вещах. Как раз и составляющими содержание альбома, благодаря которому Солнцеворот" является программным. (Потому, что знак солнцеворота...а, впрочем, не процитировать ли нам опять пресс-релиз и Филиппа Галкина до кучи? - думаю я). В сущности, предложение корректировать запись альбома соответственно требованиям радио формата является "мягким" предложением ввести самоцензуру. И чем оно в данном случае отличается от необходимости в советские времена "литовать" тексты или приводить, скажем, кинопроизведения в соответствие с представлениями о культуре министерских чиновников одноименного ведомства? В советские времена единственный (поскольку монопольный) "рекорд- мейджор", фирма грамзаписи "Мелодия" отказывалась печатать альбом "Алисы" "БлокАда" - с точки зрения чиновников, его обложка являлась пропагандой фашизма. Но и сегодня альбом "Алиса" издается вовсе не компанией "Реал", единственным в России мейджором (состоящей, к слову, в "родственных" отношениях с "Нашим Радио"). "Солнцеворот" издан на маленьком лейбле, имеющим статус независимой фирмы грамзаписи - компании CD-land. К слову, директор компании Юрий Цейтлин был глубоко и немало озадачен историей вокруг обложки одного из своих релизов и долго ее разглядывал, узнав о реакции "Нашего Радио". На пресс-конференции, посвященной выходу "Солнцеворота", Кинчева спросили, что он думает о Мерлине Мэнсоне и Ла Вэе (одиозная фигура, создатель собственной - "карнавальной" - модификации сатанизма). Ответ был более чем неожиданным. Кинчев сказал, что его счастье, что он родился в России и пришел к православию. Родись он в Америке, с ее лицемерным христианством, его дорога вела бы туда же, куда и Мэнсона - к сатанизму. Не полагаясь на образованность нашей интеллигенции, процитируем Мэнсона. "Когда полтора года спустя, во время нашего турне "Антихрист", я вновь повстречался с Ла Вэем, нам надо было о многом поговорить. Я уже повидал противостоящих мне врагов. Они были способны не только прекращать гастроли и предъявлять необоснованные требования на концертах, но и без всякой причины отбирать то, что мы с Ла Вэем отстаивали - личную свободу. Подобно Ла Вэю, я обнаружил, ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ТЫ ПРОИЗНОСИШЬ УБЕДИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА, ЗАСТАВЛЯЮЩИЕ ЛЮДЕЙ ЗАДУМАТЬСЯ. ЛЮДИ ПУГАЮТСЯ И НЕЙТРАЛИЗУЮТ ТВОИ ИДЕИ, ПРИКЛЕИВАЯ ТЕБЕ ЯРЛЫК, НЕ ПОДДАЮЩИЙСЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ - ЯРЛЫК ФАШИСТА, ДЬЯВОЛОПОКЛОННИКА ИЛИ СТОРОННИКА ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ" . (Мерлин Мэнсон, "Долгая дорога из ада - Автобиография") Понятно, что в итоге все будет хорошо. Что Кинчеву, который отнюдь "не червонец, чтобы нравится всем", вся эта история - "по барабану". Ни радио, ни телевидение, ни книга рекордов Гиннеса не повлияют на судьбу альбома: по той простой причине, что он уже есть и будет - и на тех пресловутых полках музыкальных магазинов, мимо которых пойдут бестолковые, с точки зрения чиновников "Нашего Радио", "обыватели", и вообще, как факт культуры и проявление бытия. Рецензировать альбом "Солнцеворот" я не берусь, поскольку не обладаю музыкальным образованием. Однако как простой обыватель и слушатель замечу, что мне радостно его слушать. Мне радостно слышать: "А в небе сила - любовь! Божья воля - закон! Смертью смерти поправ, дышит вечность с икон. Да святится Имя твое на все просторы Руси! Мы Православные!" И вот это для меня - самое главное. А все остальное - уж как Бог управит. © Настя Рахлина  |
  |