Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
МУЖСКИЕ ИГРЫ
Давно прошли те времена, когда женщина-фантаст считалась явлением исключительным. Классическими стали книги Урсулы Ле Гуин и Андрэ Нортон, Ольги Ларионовой и Энн Райс. Но и сейчас всякая фантастическая писательница вызывает уважение и восхищение — прежде всего потому, что играет на традиционно “мужском” поле. Сегодня, накануне Восьмого марта, мы собрали в нашей редакции сразу семь известных писательниц.
“Писать фэнтези веселее, чем любовные романы”
Как вы чувствуете себя в фантастике? Каково женщине быть писательницей?
Надежда Первухина: Пожалуй, так же нелегко, как быть женщиной-боксером, шпалоукладчицей или снайпером. В литературе, как и в любой другой опасной работе, нет никаких скидок на пол. Если заявляешь, что ты писательница — доказывай делом, стилем, талантом, а не цветом волос или объемом бюста. Поэтому писательнице-фантасту приходится биться за свое имя, популярность и вообще право на существование именно в литературной ипостаси наравне с мужчинами.
Елена Хаецкая: Чувствую себя уютно. Я вообще воспринимаю сообщество писателей-фантастов как большую семью. Со всеми достоинствами и недостатками большой семьи, разумеется.
Ольга Громыко: Довольно забавно, когда задают такие вопросы, словно это что-то необыкновенное. Писать ничуть не сложнее, чем мужчине. Даже легче: жена не пристает, чтобы шел кран чинить, полку приколачивать или в магазин за картошкой. А муж сам себе пельменей сварит, не впервой.
А вот пробиться в издательство, пожалуй, труднее. Полагаю, из-за того, что фантастикой (особенно научной) увлекаются по большей части мужчины, и редакторы это учитывают.
Далия Трускиновская: Я, если честно, уже никак не чувствую. Занимаюсь тем, что нравится, и не очень интересуюсь тем, что делают мои соседи. Если приходит в голову фантастический сюжет, пишу рассказ. Как ни странно, рассказов получается достаточно много.
Оксана Панкеева: Очень даже весело. Во всяком случае, писать фэнтези намного веселее, чем, скажем, любовные романы.
Яна Боцман: Очень комфортно. В писательском плане у меня мужская идентификация. Опять же, работа под мужским псевдонимом этому способствует...
Наталья Точильникова: Как чувствую себя в фантастике? Вполне нормально. Не вижу в данном контексте никакой разницы между писателем-мужчиной и писателем-женщиной.
“Разница не в пользу женской фантастики”
Каковы, на ваш взгляд, различия между “мужской” и “женской” фантастикой?
Яна Боцман: Фантастика, ориентированная на женщин, — она более уютная, что ли. Мужская — более жесткая, у мужчин толще кожа, чтобы достучаться до них, надо использовать тяжелую артиллерию.
Елена Хаецкая: По-моему, женская и мужская фантастика различается исключительно потребителем. Кто что читает. А вообще литература, по-моему, вне рамок пола.
Ольга Громыко: С моей точки зрения, хороший писатель должен быть “унисекс”, в книгах коего каждый может найти что-то свое. Мужчины — интересный сюжет и качественно прописанные бои, женщины — лав-стори и хэппи-энд. Разделите это — и получите искомые полюса.
Далия Трускиновская: Разница не в пользу женской фантастики. Мужчины, извините за тавтологию, пишут о мужчинах, которые ведут себя как мужчины. Женщины же пытаются писать о женщинах, которые ведут себя как мужчины, что выглядит довольно комично.
Надежда Первухина: “Мужская” фантастика агрессивна во всех смыслах этого слова; ее основная идея — вторжение в жизнь, ее исследование, изменение, борьба, познание. Это фантастика вопроса “Что делать?”.
А “женская”, соответственно, — “Кто виноват?”, поскольку тут, на мой взгляд, размышлению, путешествию в глубины человеческих отношений придается больше значения, чем собственно действию. “Женская” фантастика — прежде всего фантастика чувств. Да, женщины тоже умеют писать жестко и проливать в своих книгах реки крови. Но, проливши эти реки крови, героиня “женской” фантастики все равно будет думать о домашнем очаге и колыбельной.
Наталья Точильникова: Пожалуй, женщин в фантастике в первую очередь интересует философия и психология, а мужчинам интереснее приключения тела, что называется, “мочилово”. Но это, конечно, зависит от предпочтений конкретного автора и читателя. Среди представителей “сильного пола” встречаются мужчины настолько мудрые, что они способны подняться до уровня женщины и написать настоящую философскую фантастику.
Оксана Панкеева: Этот вопрос уже множество раз обсуждался на различных сетевых форумах, и сказать по нему что-то новое вряд ли возможно. На мой взгляд, такое деление очень условно из-за неоднородности как мужчин, так и женщин. Сколько различий не называй, обязательно будут исключения.
“Каждая женщина — тайна”
Женские персонажи в фантастике — какие они?
Елена Хаецкая: Женские персонажи в фантастике, на мой взгляд, вообще ущербны. Фантасты используют для их описания стандартные ходы. А между тем каждая женщина — тайна, загадка, иногда маленькая, но всегда неожиданная. И женщины, и мужчины обычно одинаково плохо описывают персонажей-женщин. Бывают, разумеется, исключения. Случается, что автор нащупает удачный образ, как Ольга Ларионова или Урсула Ле Гуин. А вот у Толкина, например, женские образы удивительно блеклые. Фантастика — литература жанровая, она передает образы через действие, а женщина в действии ущербна. Здесь набор женских ролей ограничен. Это или ведьма, или “роковая женщина” а-ля Миледи, или травести, женщина, выдающая себя за мужчину. Чтобы подать женщину правильно, надо построить вокруг нее хрупкую оболочку. Когда все вокруг летают и стреляют, отслеживать тонкие эмоциональные движения непросто. Я честно работаю в жанровых рамках и не пытаюсь их взламывать. Задано нарисовать образ прекрасной принцессы — я рисую прекрасную принцессу. Хотя хорошим тоном сейчас считается, допустим, переодеть ее мальчиком и отправить в странствие. Зачем, спрашивается? Пусть девочки будут девочками, а мальчики мальчиками...
Далия Трускиновская: Я заметила, что когда пишу научную фантастику, женские образы у меня получаются достаточно плоскими. Обтесывать женщин под требования НФ мне не хочется, НФ — это мужские игры. Мне интереснее разворачивать женские образы в исторических и фэнтезийных произведениях.
Яна Боцман: С космической фантастикой сложнее всего. Главная героиня-женщина для меня в произведении такого жанра непредставима. Женщину труднее свести до набора функций. С женщинами сложно, у них есть тонкие чувства, эмоции, которые управляют всей их жизнью. В фэнтези чуть проще. Женщин-героинь мы с Митей очень любим, поэтому стараемся выписать их как можно качественнее. Хотя сложностей много, о них я могу рассказать целую сагу.
Оксана Панкеева: Женские персонажи в фантастике такие же, как и в жизни. Все они разные, но все они женщины.
Наталья Точильникова: У меня практически нет героев-женщин. Если писать о женщине, неизбежно придется вводить любовную, романтическую линию, а это у меня не очень получается. Нет, в своих произведениях я могу пока представить женщину только среди второстепенных героев, как в “Людях огня”. А вообще я не понимаю, почему женщина должна занимать какое-то особое место в литературе, отличное от мужского.
Надежда Первухина: Можно ввести целую классификацию женских персонажей в фантастике.
Тип первый: “Боевая подруга”. Распространен практически повсеместно. Роль сводится к тому, чтобы в выгодном свете показать главного героя и, если надо, принять на себя роковой удар. Владеет всеми мыслимыми искусствами боя и всеми видами оружия, легко управляется с танками, вертолетами и даже может читать топографические карты. Не обременена семьей, хозяйством, детьми. Темперамент вулканический. Из одежды предпочитает бронелифчик, кожаный килт и сапоги с острыми каблуками.
Тип второй: “Королева”. Ведет происхождение от Иезавели, Клеопатры и Мессалины. Населяет миры фэнтези, занимается придворными интригами, травит любовников и под корсажем носит толедский кинжал. Детей если и рожает, то мимоходом, тут же после родов бросаясь в водоворот дворцовых страстей. Обычно заканчивает тем, что ее сбрасывают с главной башни дворца.
Тип третий: “Леди Тьмы”. Сущая радость для поклонников неоготики. Может быть вампиршей, оборотнихой, неупокоенным призраком и зомби-каннибалом. В роман вводится для того, чтоб хорошенько повеселить читателя описанием погони кровавой леди за положительным главным героем. Иногда автора пробивает на жалость, и тогда в свет выходят исповеди покаявшихся вампирш и подымательниц мертвецов. В них леди Тьмы сильно жалуются на неудавшуюся личную жизнь и отсутствие большой и чистой любви.
Тип четвертый: “Просто ведьма”. Действительно, просто ведьма во всей своей профессиональной красе. Собственно, любой роман о судьбе ведьмы — это роман на производственную тему. Если в роман вводится опытная, толковая ведьма — успех обеспечен.
Тип пятый: “Харизматическая личность”. Это разряд возвышенных, добродетельных дам, одаренных силой ясновидения и талантом посылать на смертный бой сотни людей. Занимаются в основном тем, что благословляют на подвиги и вручают главному герою полезные артефакты. Естественно, ни семьи, ни хозяйства — это харизматической личности не к лицу...
Ольга Громыко: Если автор — женщина, то непомерно крутые. Хрупкие, ранимые, нуждающиеся в надежном мужском плече, но внешне непробиваемые и неубиваемые. Как и в жизни. :)
Если автор — мужчина, то в зависимости от его настроения. Красивые, умные, глупые, опасные, подлые, вредные, спасаемые из драконьих логов, бурных речек, разбойничьих лап ит.д. И, разумеется, ничего без вышеупомянутого плеча не могущие.
“Мужчины любят женщин, которые любят фантастику”
Что вы хотели бы пожелать нашему журналу и его читательницам?
Елена Хаецкая: Чтоб побольше “тургеневских барышень” было и среди героинь фантастики, и среди ее читателей. Мне не нравятся одноглазые женщины в военной форме, даже если они появляются в замечательном фильме. Повторю еще раз: пусть женщины будут женщинами, а мужчины мужчинами.
Далия Трускиновская: Более строго относиться к фантастике в кино. Российская кинофантастика сейчас идет по пути, пройденному голливудским фантастическим кинематографом; надо очень строго следить, чтобы не получилось посредственной кальки. За литературным качеством текстов есть кому присмотреть. А режиссеры берут то, что укладывается в голливудский стандарт, и надо постараться, чтобы вслед за дурной американской фантастикой на наших экранах не появилась аналогичная отечественная ахинея.
Оксана Панкеева: Счастья, любви, неиссякаемого оптимизма и много книжек, хороших и разных!
Яна Боцман: По моим наблюдениям, мужчины очень любят женщин, которые любят фантастику. Желаю девушкам читать побольше фантастики, чтобы лучше понимать мужчин.
Ольга Громыко: Хорошего настроения! Остальное приложится. Или покажется неважным. :)
Надежда Первухина: Будьте терпеливы, когда покажется, что терпение кончилось.
Будьте гибки, когда покажется, что вас сломали.
Будьте счастливы, когда покажется, что счастье — это всего лишь сказочка для простаков.
А еще — не бойтесь создать свой собственный мир. Создайте его, научитесь любить — и делайте, что хотите!
Наталья Точильникова: Ну, а я в преддверие 8марта могу пожелать вашему журналу только одно: печатайте больше женщин!
Редакции “Мира фантастики” остается только присоединиться к поздравлениям наших очаровательных гостий и пожелать:
Писательницам — новых интересных сюжетов и образов,
Читательницам — неустанно опровергать мнение о том, что фантастика — для мужчин,
И всем любителям фантастики — хороших книг, фильмов, игр; а также счастья, радости и любви.
© Елена Хаецкая, Надежда Первухина, Ольга Громыко, Далия Трускиновская,
    Оксана Панкеева, Яна Боцман, Наталья Точильникова
©
МИР ФАНТАСТИКИ
|
 
|