Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
МАЛЮТКИ ВПОПЫХАХ

Люк Бессон
1. Артур и минипуты.
2. Артур и запретный город.

М.: Махаон, 2004.


Во-первых и в-главных: эти две прелестно изданные книжки — не два тома одной серии, а единое произведение. Вы ведь не прервете чтение на фразе: « — Трепещи, Урдалак! — выкрикивает он, прежде чем нырнуть во мрак»? — «А что с ними случилось дальше, ты узнаешь, открыв книгу «Артур и запретный город», мой маленький дружок»…

Эта сказка написана кинематографистом, человеком действия, а не описания и размышления. Так получилось, что я читала ее параллельно с «Обрывом» Гончарова — контраст между исполнением этих двух текстов яснее, чем что-либо другое, являл неоспоримую истину: время невероятно ускорилось. Часы и дни сейчас скачут галопом. Ну разве есть у современного литератора возможность сорок страниц рассуждать о холодной красоте Софьи Николаевны? А у читателя — внимать сим рассуждениям?

Артур и минипуты Киношный способ мыслить задает тексту совершенно иной ритм. И лучше всего при чтении «Артура» держать в воображении «картинку» — яркую, гротескную, непрерывно изменяющуюся; представлять себе, что смотришь фильм.

Существует бабушка. Она существует в саду. У нее есть внук Артур. И еще когда-то был дедушка, но он, после множества загадочных приключений в Африке, пропал… А дальше все происходит одновременно, причем персонаже не вылезают из жуткого цейтнота и совершают решающие поступки в самую последнюю секунду (иногда пружина сжимается почти невыносимо): сад и дом должны отобрать за долги; Артур должен попасть к минипутам; минипутам угрожает Урдалак…

В малопонятном для главного героя сказки мире взрослых, в мире маленького французского городка, к восприятию чуда способны лишь старики и дети. Ну и еще сочувствующий бабушке полицейский. В этом Бессон точен. В восприятии ребенка любая униформа придает человеку немножко сакральности. Но вообще внешний мир неприятен. Жить в нем возможно лишь при условии, что у тебя есть бабушка, старый сад и дом, где сохранились дедушкины реликвии.

Интересно, что создав этот уголок покоя и отдохновения души для своих персонажей, Бессон не позволяет им расслабиться ни на миг. Они только и делают, что бегают и беспокоятся, — ищут друг друга, ищут способ выплатить долг, ищут разгадку тайны…

И вот, когда выхода, кажется, уже нет, когда судебные исполнители уже толкутся в дверях… «внезапно мальчик замечает, как по полу движутся чьи-то огромные тени. Подняв голову, он видит, как дверь бесшумно отворяется, и в дом входят пять гигантских черных фигур…

— Пойдем, нельзя терять ни минуты! — хором говорят воины, и, развернувшись, направляются в сад».

Артур и запретный город Минипуты, человечки ростом в два миллиметра, как бы «вторая половина» племени великанов, обитают в параллельном мире, куда можно попасть при определенных условиях. Правила, по которым живет этот мир, хоть и парадоксальны подчас, но вполне четко прописаны.

В конце концов читатель начинает там ориентироваться почти как «свой». И тем не менее кое-что так и оставлено без истолкования: появление чернокожих гигантов в критический момент. В этом — элемент чуда, коль скоро все прочие сказочные чудеса воспринимаются на уровне реальности (крот-механик не менее и не более удивителен, чем затея бабушки с именинным тортом для Артура).

Сказка Люка Бессонна — не для малышей. Она, скорее, для подростков и тех взрослых, которым нравится динамичный, переполненный событиями, яркий и парадоксальный мир.


© Елена Хаецкая
© ПИТЕРbook №11, ноябрь 2004
 
Яндекс.Реклама
устройство для чтения электронных книг обзор
Hosted by uCoz