Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ТОЛСТЫЕ, УЮТНЫЕ, ТАКИЕ СИМПАТИЧНЫЕ...
Антология мировой фантастики

Издательство: Аванта+, серия: "Антология мировой фантастики"
Том 7. Космическая одиссея.
Том 8. Замок ужаса.


...очередные томики «Антологии мировой фантастики». Так уж сложилось, что фантастика, как и детектив, хорошо поддается объединению в сборники. Особенно — в тематические. Так что идея «Антологии» вполне традиционна, и само это «многосерийное» издание представляется огромным, надежным, хорошо обжитым, как звездолет «Энтерпрайз».

«Замок ужаса» выглядит в некотором роде провокационно. Он открывается произведениями русских писателей А.К. Толстого «Упырь» и И.С. Тургенева «Рассказ отца Алексея», а завершается рассказами тоже русских писателей, наших современников, А. Саломатова, А. Столярова и К. Бенедиктова. Перевалив через гору переводных произведений, читатель вновь оказывается в стихии родного языка, имея возможность ощутить, как изменилась интонация и структура речи русских фантастов за минувшие годы, а также оценить степень влияния переводов на этот процесс. Замок Ужаса

Среди сравнительно крупных повестей — две, по которым сняты известные фильмы (А. Меррит «Гори, ведьма, гори!» и Р. Блох «Психо»). Превосходными, по-моему, являются произведения Говарда и Лавкрафта: это старая добрая классика ужаса, в своем роде очень красивая и совершенно нестрашная, поскольку создавалась людьми, не знавшими о существовании ядерного оружия, СПИДа и Дахау. Очарователен по атмосфере рассказ Жана Рэя «Кладбище Марливек». А вот шедевр (Шедевр) сборника — изумительный рассказец Лорда Дансени «Бедный старина Билл». Читать! Читать! Однозначно читать, това'ищи!

Объемистый звездолет «Космическая одиссея» (том седьмой) несет в своем брюхе вполне привычный груз: А. Ван-Вогта, Р. Сильверберга, Г. Гаррисона, А. Кларка. Опытный космический тальман в лице читателя не затруднится с разгрузкой. Сопоставление наших писателей — В. Покровского и Э. Геворкяна — с вышеназванными ненашими, опять-таки, позволит читателю сделать ряд любопытных выводов. У наших традиционно, кроме сюжета и одной (прописью: одной) нравственной проблемы, есть еще куча дополнительных и побочных нравственных проблем, причем часть из них решается неоднозначно, а то и вообще решения не имеет. Поэтому так легко отдыхать на «Пленной вселенной» Гаррисона, например, или на «Банке крови» У. Миллера, хотя в обоих произведениях (они мне, пожалуй, понравились из переводных больше всего) герой обнаруживает, что доселе существовал в совершенно иллюзорном мире, что все вокруг было обманом, а правда создает сплошные сложности. Но вот уверены и герой, и автор, и с ними читатель, что «правда всегда одна». Космическая Одиссея

А у В. Покровского в «Парикмахерских ребятах» правд несколько. И окончательный вердикт в лучших традициях русской литературы вешается на слабенькую шею читателя. Атмосфера, пейзажи, характеры, экшен — всего этого в «Ребятах» навалом. И еще проклятая проблематичность, чтоб ее. Повесть, по-моему, очень хороша. Захватывающая романтика «камуфляжного быдла», с одной стороны, подвергается жестокому саморазоблачению, а с другой... больно уж омерзительна альтернатива: «благопристойный» мир, где оказывается «я»-персонаж, потерявши и камуфляж, и работу...

Сборники, подготовленные Д. Володихиным и Г. Елисеевым, выделяются ярко выраженным «авторским» отношением к теме. Это чувствуется и в подборе произведений для публикации, и в комментировании, и в неизменных аналитических статьях, помещаемых в конце каждого тома. Можно спорить с критиками, не соглашаться, можно «развивать дальше»... и с примерами, с примерами. Что ж, фантастика, как всякая женщина, давно хочет, чтобы о ней поговорили со знанием дела. Что «женщина — человек» — уже доказано; а вот какой она человек?


© Елена Хаецкая
© ПИТЕРbook № 12 ДЕКАБРЬ 2003
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz