Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
ВСЕ ЛИЦА ПЛЯСКИ СМЕРТИ
Бруно Глогер "Император, Бог и Дьявол (Фридрих II Гогенштауфен в истории и легенде)"
Марселен Дефурно "Повседневная жизнь в эпоху Жанны д'Арк"
СПб.: Евразия, 2002.
Немецкое Средневековье имеет собственный привкус. Оно иное, чем наиболее "популярное" - французское или английское, и не вдруг поймешь, в чем дело. В "сумрачном германском гении" - несомненно; но в чем он выражается?
Возможно, в том, что "Германии" в современном понимании не существовало. Если Византия была "Третьим Римом", то точно так же "Третьим Римом" была и Германия - осколок Западной Империи. "Из декрета... отчетливо видно, насколько ясно Штауфены ощущали себя римскими императорами, а своих князей, соответственно, римским сенатом, который прежде и поныне избирал кайзера. Германия же была лишь далекой Germania... которая должна была поставлять Цезарю войска", - пишет Бруно Глогер.
Фридрих II - крестоносец, отлученный от Церкви, правитель Священной Римской Империи и личный враг Папы Римского - фигура изумительная. Его жизнь, подвиги, резкие и решительные действия, парадоксальность его персоны - все это позволило "наложить" Фридриха на старинную легенду об императоре, который "жив и все же не живет". "Уже после смерти Фридриха II в штауфенской южной Италии, прежде всего в районе Этны, возникла легенда о том, что император до определенного времени скрывается в горе. Вскоре он возвратится, переплывет в море... Этна многие века считалась вратами в ад". В этой легенде Фридрих - своего рода "король Артур" Германии. Русскому читателю, хорошо и давно знакомому с артуровским циклом, сопоставление Артура и Фридриха откроет некоторые специфические особенности германского Средневековья, а почитатели Кретьена де Труа, возможно, ближе поймут Вольфрама фон Эшенбаха.
Книга была написана в ГДР, отсюда - ссылки на Фридриха Энгельса, рассуждения о классах, социальных процессах, обусловленных классовой борьбой. Однако воспринимаются они в современных условиях почти ностальгически и, что самое главное, не они определяют лицо книги, ее по-немецки добротный способ подачи материала и подбор действительно любопытных фактов.
Но если Гогенштауфены для нас в большой степени "чужды" (один только гитлеровский план "Барбаросса" сколько "напортил", создав прочную негативную ассоциацию!), то эпоха Орлеанской Девы для нас, можно сказать, "родная". О Жанне и ее времени в России писали много и хорошо. Мне известны люди, которые однажды дошли до рукоприкладства в споре о Жанне-Деве: один позволил себе неосторожную цитату из Шекспира...
Книга французского историка Марселена Дефурно представляет картину повседневной жизни во "времена скорби и искушения, в век плача, ревности и мук, слабости и проклятия". Столетняя война породила совершенно определенный образ жизни. Родились люди, которые достигли зрелости, не зная ничего, кроме войны. Но это не помешало им прожить жизнь, ведь другой у них не было. Перед нами пройдут крестьяне с их бесконечными трудами и нехитрыми радостями, горожане, от богатых ремесленников до нищих и воров, сеньоры и дамы, аббаты и студенты.
Автор использует самые разнообразные исторические и литературные источники, многие из которых на русский язык не переводились. Тем интереснее погружаться в среду текста, кажется, густо насыщенного запахами, звуками, живыми голосами эпохи. Например, можно изучить трактат "Парижский хозяин" (XIV в.), где приводится меню "простого обеда в две перемены":
"Первое блюдо. Белый порей с каплуном; гусь со свиной шейкой и жареным угрем; куски говядины и баранины; похлебка с зайчатиной, телятиной, крольчатиной.
Второе блюдо..."
Можно узнать цены на продукты, прочесть описание парижских улиц со всеми их "новостройками", ознакомиться с наиболее популярными сатирическими образами... словом, "пропитаться" духом того времени. Образ Жанны на страницах книги практически не появляется. Однако мы лучше узнаем время, в которое она жила, вдохнем воздух, которым она дышала, Жанна-Дева, любимая героиня французского народа.
© Елена Хаецкая
© ПИТЕРbook № 09 СЕНТЯБРЬ 2003 |
 
|