Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
...ЧТО ДВИЖЕТ СОЛНЦЕ И СВЕТИЛА
Дмитрий Володихин, Наталия Мазова "Золотое Солнце"
Издательство: АСТ, серия: "Заклятые Миры"
Любопытная мысль о взаимопроникновении жанров, услышанная мною на "Бастконе"-2002, нашла яркое подтверждение в романе "Золотое солнце" Володихина-Мазовой. Классическая героическая fantasy (жрецы и тайные обряды, магия и пророчества, таинственные существа и некроманты, сражения и бегства) сочетаются здесь с самым настоящим женским любовным романом. Это повествование-диалог; то от Ее лица, то от Его, причем Она подхватывает нить там, где обрывает, словно утомившись, Он. Примечательно, что оба рассказчика преимущественно говорят не о себе, а о партнере, любуясь им, манифестируя свою любовь. Можно предположить, что книга, построенная по такому принципу, будет представлять собою своего рода "войну и мир", где соавтор-мужчина пишет в основном о баталиях, а соавтор-женщина - о чувствах; но - нет: оба в равной степени отдают дань Эросу, причем у Д.Володихина это даже еще сильнее.
Сюжет почти неважен - типичное свойство российской fantasy; важно - "КАК". Он - изгой, Она - тоже. Встретились. Поцапались, влюбились. Избежали многих опасностей. Соединились счастливым браком. Собственно, это сюжет любого любовного романа.
"КАК"? Это намного любопытнее. Два автора - два героя - два стиля. По-женски мелочная Ланин - внимание к одежде, к безделушкам, к косметике (чтобы тушь не расплылась - не плакать!!!), тридцать три суетных рассуждения о влечении к мужчинам ("с этим у меня братство по духу, а тот - на всю жизнь") - вводит нас в мир женщины, где много материальных предметов, но нет связи между ними. По-мужски крутой Малабарка - суровые ругательства, непрестанные воспоминания о том, кому и как он в свое время вломил, - создают "мужской мир", где ощущается осмысленность бытия, связь всего со всем, но почти нет предметов.
Общим остается взаимное влечение героев, могущественная сила Эроса, которая сливает их в единое, полноценное и непобедимое существо. К сожалению, показать трансформацию языческого, нутряного, всепобеждающего влечения в нечто духовное, еще более победительное, авторам, на мой взгляд, не удалось.
Помещение этих героев (во второй части романа) в некий псевдо-христианский мир выглядит несколько искусственно. Сам этот мир - почти Римская Империя времен упадка - читателю вполне знаком и описан со знанием дела, но вот что касается Единого Бога… все ощущают его наличие в мире, но никто почему-то толком не понимает, откелева звон.
Ланин - типичная магичка - творит чудеса якобы "именем Единого", однако больше всего это похоже на сеансы "бабы Нюры". В героине нет главного, что было во всех чудотворцах христианства, - смирения. Напротив, героиня очень любит лесть и просто упивается ею, исписывая страницы самовосхвалениями (диалоги с Раэмо: хвалит ее, конечно, он, но пересказывает-то нам все это - она!). Ланин возмущается теми, кто осуждает ее за пристрастие к косметике. Мол, главное - в душе. Это показывает, что в душе ее "главного" пока что нет. Потому что когда оно есть, красота становится иной и уже не зависит от косметики. Бытие переходит на тот план, где заботят совершенно иные вещи.
Образ Ланин - это достоверный и точный образ привлекательной, страстной женщины, которая блуждает в мире собственных заблуждений, в мире тщеславия и привязанности к пустякам. Что выведет ее из потемок? Любовь.
Малабарка - типичный непотопляемый постконановского разлива вожак ну оч-чень крутых - рыбья моча! - пир-ратов. Он тщеславен и тоже любит лесть. Внимателен к положительным отзывам о своей персоне. Недостаток этого внимания восполняет обильными воспоминаниями о былых кровопусканиях. Крайне строг с рекрутами. И богам в рожу плюнуть не дурак. Сцена с огнем Астар - очень правдива (к нему потянулось пламя с алтаря Астар, и он ответил богине на огненное "рукопожатие"). А вот смутно ощущаемый героем зов Единого Бога… В это верится слабо. Потому что языческие боги в мире "Золотого солнца" живее всех живых, и попытка разрешить проблему, между делом объявив их "демонами", не удалась. Для Малабарки они все-таки именно боги. А в книге Володихина-Мазовой любые темы и идеи пропущены через сердца героев, через их эмоции. И если Малабарка в конце концов и отыщет для себя истину, то это будет исключительно любовь.
© Елена Хаецкая
© ПИТЕРbook № 09 СЕНТЯБРЬ 2002 |
 
|