|
ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ, ИЛИ АПОЛОГЕТИКА лекция
Одной из естественных задач каждого образованного христианина является такое усвоение истин своей веры, которое предполагает не только знание их, но и возможность раскрытия и обоснования перед лицом вопрошающего, согласно словам апостола Петра: "Будьте готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3: 15).
Христианин должен знать "твердое основание того учения, в котором был наставлен" (Лк. 1: 4) во имя исполнения заповеди Христа о любви к людям и научении всех народов. Основное богословие ставит своей целью такое раскрытие и обоснование главных христианских истин, которое позволило бы ищущему не только понять христианский ответ, но и должным образом оценить его перед лицом различных неправославных альтернатив. Основное богословие обращено к людям, у которых нет еще твердой веры, но которые ищут Истину и интересуются христианством.
Говорить о Православии, обращаясь к современному человеку, бывает чрезвычайно трудно. Не так давно в Советском государстве подавлялась любая религиозная вера. Гонения на Церковь привели к тому, что в результате мы имеем не одно поколение людей, выросших и воспитанных в атмосфере тотального атеизма, имеющих весьма и весьма смутные представления о главных истинах христианской веры. Во времена расцвета атеизма в СССР Борис Савич Бакулин писал: "Негибкая и маловместительная мысль сочтет безумием речь о воплотившемся, умершем и воскресшем Боге". Сейчас ситуация заметно изменилась. Готовы верить почти все. Но во что? Перед нашими глазами - небывалый расцвет магии, оккультизма, сектантства и различных экзотических учений. Принять чистое православие современному человеку очень трудно. На пути к вере существуют препятствия. За годы государственного атеизма сформировались, прежде всего, теоретические преграды для человеческого разума. Задача апологетики - помочь преодолеть их. Апологетика призвана помочь в решении религиозного вопроса:
1. Есть ли истина в религии?
2. Если да, то в какой именно?
Эта задача может быть выполнена двумя методами: негативным и позитивным, то есть либо путем раскрытия несостоятельности антирелигиозных аргументов, либо же путем объяснения внутреннего содержания христианской веры. Необходимо всегда учитывать, что негативная апологетика не может сформировать цельное мировоззрение, она подобна лишь мосту к вере. Мост остается позади после перехода на другой берег. Тому, кто уже перешел, необходимо иное: раскрытие смысла самой веры. По этой причине развитие позитивной апологетики важно и для самих верующих.
Основное богословие, как и любая другая наука, не может дать веры - это дар Божий. Но оно укрепляет веру, помогает преодолеть возникающие в сознании мнимые противоречия между наукой и религией. Оно "расчищает завалы ложных мнений на пути от 'добросовестного неверия' к вере во Христа" (Б. С. Бакулин).
В наше время религиозная вера может выдержать натиск противоборствующих идей в том случае, если эта вера будет сознательной и обоснованной.
Основное богословие - это наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и раскрытие основных христианских истин в понимании Православной Церкви. К основным положениям нашей веры относится, прежде всего, истина бытия Божия, личное бессмертие человека, действительность духовного мира, реальность Боговоплощения и т. д. Эти и другие вопросы апологетика призвана объяснить на уровне современных научно-философских идей.
По отношению к уже верующим людям апологетика помогает построить веру сознательную. Сознательная вера отличается от слепой веры тем, что она знает аргументы в пользу своей неопровержимости, знает свое учение и его высокую ценность (о соотношении понятий "вера" и "знание" см. книгу диакона Андрея Кураева, которая так и озаглавлена: "О вере и знании" http://kuraev.vinchi.ru:8101/vera.html ).
ВИДЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ
Существует несколько видов религиозной веры: так называемая "бытовая" и настоящая вера, которая, в свою очередь, разделяется на веру слепую и сознательную.
1. Вера бытовая.
Бытовая вера сводится к обрядоверию и суевериям. Такая вера "украшает жизнь" обывателя, желающего достичь спасения только свечами и молебнами. Обыватель считает, что именно в этом - суть религии. Он убежден, что для Бога достаточно оставить маленький уголок в своем сердце, а остальную часть можно заполнять материально-эгоистическими устремлениями. Такие люди не понимают, что религия требует всей души человека, всего сердца. Живая вера и мещанская психология несовместимы. Подлинная вера - это огонь, попаляющий в человеке "ветхого Адама".
Бытовая вера пытается приспособить христианство для удовлетворения житейских потребностей. Так, если верующий занимается торговлей, он закажет молебен об успехе своего дела. Если он - вор, то будет искренне молиться о ниспослании помощи в грабеже. Существует итальянская поговорка: "У каждого вора свой святой". Большинство представителей криминального мира отличаются искренней набожностью. Так и обыватель - ходит в церковь, испрашивая у Бога помощи в своих житейских нуждах. Такой подход демонстрирует непонимание простейшей истины: желание эксплуатировать Божественную помощь является кощунством. Происходит полнейшее извращение религиозных отношений. Вместо того чтобы служить Богу, человек пытается заставить Бога послужить своим целям. В таинствах и обрядах Церкви он видит магическую силу. Правильный подход таков: можно обращаться к Богу с просьбой о помощи для себя лично только в одном деле - деле спасения.
Многие люди, находящиеся на пути к истине, сталкиваются с таким видом псевдорелигиозности, и в результате думают, что вера вообще возможна только в таких формах. Понятно, что чем скорее исчезнет такая "вера" из нашей жизни, тем лучше.
2. Настоящая религиозная вера.
Имея подлинную веру, человек всецело предает себя служению религиозным идеалам, строит жизнь в соответствии со своими убеждениями. Остается только сожалеть, что такая вера встречается среди нас столь редко, как редко встречаются вообще идейные люди. Для массовой психологии обывателя подлинно верующий человек - ненормальный, ибо он "не такой, как все". "Во всяком широко распространенном веровании, религиозном или социальном, редко можно встретить истинно верующих, потому что вообще редко можно встретить настоящих людей. Вера - сила героическая, ее огонь воспламенял лишь немногие человеческие факелы…" (Ромен Роллан).
Жизнь настоящего верующего характеризуется такими чертами (цитирую по Бакулину):
а) наличием религиозно-мистического опыта, одним из элементов которого является любовь к Богу, которая на высших ступенях переходит в радостное всеохватывающее чувство любви Божественной. Религиозно-мистический опыт необычайно расширяет внутренний духовный мир человека, обогащая его целой гаммой новых чувств и ощущений, открывает перед ним новые аспекты бытия;
б) деятельной любовью к людям и ко всему живому, которая наполняет жизнь богатым и разнообразным содержанием;
в) подражанием самому прекрасному из всех людей - Иисусу Христу, Который является идеалом человеческой красоты; стремлением сделать свою жизнь произведением искусства. Создание прекрасных вещей дает художнику радость творчества. Но создавать из самого себя прекрасного человека (когда ты сам - и материал, и художник) - доставляет самые высшие радости творчества, доступные человеку;
г) глубоким оптимизмом, которому не страшны никакие испытания и никакие трагедии жизни, ибо он в себе самом носит такое сокровище, от сладости обладания которым он отверг все другие ценности. Мало того, ему не страшна и смерть, поскольку он знает, что за вратами смерти его ожидает новая жизнь в том Царстве блаженства, в которое он вступил уже здесь, на земле.
Такова подлинная вера на высших ступенях христианской жизни. Достижение этих ступеней невозможно без подвижничества. Подвиг - необходимое условие совершенствования, очищения сердца. Только чистое сердце способно воспринять божественную любовь.
Наполняющая сердце человека вера стремится поделиться своим богатством с другими. Подлинная вера требует общения людей, и тогда "от избытка сердца говорят уста". Но общение между людьми в большинстве случаев (за исключением глубоко личных контактов) происходит на языке разума, и потому всякая алогичность, невыразимость затрудняет общение и понимание религиозных идей.
Сознательная религиозная вера имеет все вышеперечисленные признаки. Кроме этого, сознательная вера закалена в горниле сомнений, оправдана перед разумом. Она не боится никаких испытаний, не подвержена колебаниям, потому что сопровождается знанием своей ценности и неопровержимости. Потребность в такой вере возникла издавна. Очень ярко она проявилась в эпоху раннего христианства. Климент Александрийский писал: "Принимать истинное учение и отвергать ложное может вера не простая, а только соединенная с изучением наук" ("Строматы").
Христианство - религия Логоса, религия Божественного Разума, и потому в христианстве высоко ценится мышление. Апостол Павел пишет: "Я знаю, в Кого уверовал". Даже в духовной жизни (казалось бы, чисто мистическом опыте) необходим постоянный контроль разума ввиду опасности прелести, то есть состояния самообольщения относительно своего духовного состояния - когда "разум не поспевает за сердцем". Христианство нуждается в оправдании перед разумом: "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1 Фес. 5: 21). Чичерин писал: "Истинная вера отличается от суеверия именно тем, что она способна вынести испытание". Значит, нужно не бояться сомнений, но преодолевать их с помощью работы мысли.
Подобной верой, прошедшей через испытания, обладал Ф. М. Достоевский. Вот что он писал: "Мерзавцы дразнили меня необразованной и ретроградной верой в Бога. Этим олухам и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в Инквизиторе и в предшествующей главе, которому ответом служит весь роман. Не как дурак же (фанатик) я верую в Бога. И эти хотели меня учить и смеялись над моим неразвитием! Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицание, которое пережил я. Им ли меня учить!.. И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не бывало. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…"
Литература
1 Бакулин Б. С. Философское введение в христианскую апологетику. // Символ, 1989, №22.
|
 
|
БИБЛИОТЕКА
МУЗЫКА
СТАТЬИ
МАТЕРИАЛЫ
ФОРУМ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
|