Елена ХАЕЦКАЯ дьякон Андрей КУРАЕВ иеромонах Сергий (РЫБКО) РОК-МУЗЫКАНТЫ РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези) |   |
"Судил нам жить во времена, когда "много лжепророков появилось в мире" (1. Ин. 4, 1),
Однажды добропорядочный техасский механик - заболел. Впрочем, само то, как болезнь эта в фильме представлена, дает зрителю все основания утверждать, что механик не заболел, а, напротив, окончательно выздоровел...
Реакция публики на режиссерский дебют актера Билла Пэкстона представляется мне, мягко говоря, неоднозначной. Так, например, некоторые склонны рассматривать "Порок" как "фильм о том, что было бы, сойди с небес настоящий ангел". Действия неадекватного автослесаря в этом контексте превращаются в "пророческие деяния". А что до усекновения голов, так и в Ветхом завете душегубства хватало... Воспринимать это можно, во-первых, как следствие высоких достоинств фильма, представляющего нетрадиционный взгляд на "маниакальную" проблему, и, во-вторых, как демонстрацию готовности современного общества поверить во все, что предложат. Эту ситуацию "всеобщей готовности" ярко иллюстрирует "письмо благодарной читательницы", опубликованное в иеговистской брошюре "Пробудитесь" (12/22/02): "Благодаря книге "Самый великий человек, который когда-либо жил" мне открылся настоящий Иисус Христос, которого художники часто изображают очень неправдоподобно". Проштудировав аляповатую книжку про Иисуса-человека (!), тетя из Канады уразумела, что образ, предоставленный ей неким маляром-иеговистом, - настоящий Иисус, а все иные Иисусы ненастоящие. Точно такой же "настоящий" боженька руководит действиями слесаря. А режиссер, в свою очередь, мягко намекает на то, что слесарь прав... Истоки этой "правоты" - в самой системе американских ценностей. Если на Руси строились православные храмы, то в Америке храмов не строят, а основывают на каждой улице свои собственные конфессии, где каждый мясник - сам себе и прихожанин, и исповедник. Жизнь на этих улицах ведется не согласно Учению, а само оно подвергается здесь корректировке в соответствие с укладом жизни. "Ненужные" заповеди здесь заменяются новыми, "непонятные" обряды и символы отменяются, и каждое лжеучение претендует на обладание божественной благодатью. В результате слесарь, которому в недобрый час что-то почудилось, ни секунды не сомневаясь в реальности фантома, провозглашает себя "Рукой господней" и идет сносить головы. И, как утверждает фильм, оказывается прав! А вместе с ним правильными людьми ("людьми в Боге") оказывается и весь иконостас американских маньяков. Такая позиция представляется мне крайним проявлением "радикальной политкорректности", формально сводящейся к тому, что при сохранении отношения к предмету его номинация заменяется на эвфемизм. И негр становится афроамериканцем, инвалидность - альтернативным состоянием здоровья, а убийца - пророком. Всему виной манифестируемая "плюральность" мнений по любому вопросу, включая даже те, ответ на которые однозначен. И авторы "Порока", рассматривая проблему массовых убийств на религиозной почве, вопрошают: "А что если маньяки, проламывающие головы нормальным людям, - тоже по-своему нормальны? Ангел действительно был, а вокруг нас демоны. Давайте же попытаемся во всем разобраться и посмотреть на людей с топорами как на спасителей мира". Возможно, слова мои легко могут быть списаны на счет антиамериканских настроений. Возможно. Если бы не говорящая сама за себя финальная сцена. Шериф-убийца, видевший дядьку с палкой, показавшегося ему ангелом, пожимает руку агенту ФБР и пристально посмотрев ему в глаза выдает: "Вы хороший человек". Для того, чтобы понять, ЧТО ИМЕННО происходит на экране, рекомендую просмотреть эту сцену дважды. Погожий летний денек. Маленький провинциальный город. Хороший человек - агент ФБР - жмет руку хорошему человеку - шерифу, которому ведомо ВСЕ. Руководствуясь этим знанием, шериф мочит всех, кто не прав, тем самым осуществляя правосудие как в рамках закона штата Техас, так и в рамках Закона Божьего. Затем на сцену выплывает беременная жена доброго шерифа. Между ней и супругом происходит диалог, и звучит финальная фраза: "И да поможет нам Бог". Каково?! Полагаю, стремление США крепко поцеловать самое себя в зад рано или поздно приведет к тому, что, пока ее победоносные ВВС будут устранять источник угрозы, исходящей от группы тибетских пастухов, ее собственные "родные и любимые" маньяки, давно ставшие частью истории страны, будут разгуливать по улицам с топорами, круша все, что попалось на глаза, а представители демократичной американской общественности тем временем будут убеждать друг друга, что это вот такое "особое мнение". Да, чужое мнение надобно уважать и проявлять гуманизм - тот же гуманизм, что проявляет организация "Врачи без границ", предлагая московским властям разрешить бомжам ночевать в метро - дабы те не замерзали. При этом возможность превращения московского метрополитена в большую навозную кучу и инфекционный барак ими не учитывается. Видимо, многого не учли и авторы шедевра "Порок", попытавшись найти в предмете лучшую сторону и забыв, что ее может вовсе и не быть. Frailty. США. 2002. Реж.: Билл Пэкстон. Исп.: Билл Пэкстон, Мэтью Мак-Конохи... © Филипп Родионов © CDпро.ru № 4 ФЕВРАЛЬ 2003 |
  |