Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
НЕМНОГО О ДОЗОРАХ
Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев, Виталий Каплан
На самом деле, я решил не ограничивать себя «Дозорами» и не то для сравнения, не то для полноты картины, сам не знаю – прочитал еще пару «апокрифов» - «Лик Черной Пальмиры» Васильева и «Иного среди Иных» Каплана, а также довольно большое количество других, не «дозорных» рассказов самого Лукьяненко.
Начну с того, что Лукьяненко мне понравился. Повествование он ведет очень живо, динамично, затягивает такое чтение быстро, отпускает с неохотой. Пару раз проехал в метро остановки, чего со мной давно не бывало.
Хотя должен отметить, что это относится, в основном, к другим его рассказам, сами нашумевшие «Дозоры» меня увлекли как-то меньше.
Из рассказов, наверное, больше всего понравился «Атомный сон» про Дракона, о том, как на самом дне, среди шокирующей жестокости, циничной ненависти, захлебывающегося насилия и прочей гадости не перестает в человеке гореть пусть слабый, но все-таки свет.
Это был странный мир, мир, в котором мне было собачку жалко, жалко на фоне строк, описывающих, как гибнут в огненном аду тысячи людей, жалко именно собачку – так как-то все перевернуто с ног на голову. Люди стали не то помехой, не то материалом, не то просто абстракцией.
И на фоне понять, что ради этой абстракции можно пожертвовать жизнью – очень важно.
Право слово, хороший рассказ.
Еще понравился «Тринадцатый город» - славная такая антиутопия. Вы мечтаете, чтобы все умирали ненеожиданно, а запланировано, тихо и безболезненно? Нет проблем – нужно просто всем людям в определенном возрасте сделать укол... но речь-то не об этом, на самом деле.
Речь о том, чтобы живых людей превратить в живые консервы – ради их же блага.
И главные герой, «сгоряча» возмутившийся сначала и принявшийся было с этим бороться – признает правоту этой идеи. И стоящая за ним великая и могучая межгалактическая общественность – тоже обязательно признает.
И никто не станет мешать тому, что творится на одинокой планете. Очень, знаете ли, современный подход.
Все правильно.
Кроме этого, советую также Принцессу, которая стоит смерти, и, наверное, «Желтые корабли». А вот всякие киберпанки про Глубину – не очень понравились.
Что меня насторожило – женские персонажи в рассказах либо отсутствовали, либо были какие-то неправильные. Впрочем и ладно, мы Принцесс все равно не жалуем, у нас в фаворе девушка, которая хотела стать Принцем. Да и, кстати говоря, в «Дозорах» эта странность не так заметна.
Так что вернусь я все-таки к «Дозорам».
Они мне показались как-то мягче, не такие мрачные, как большинство рассказов, и не так суровы по отношению к женским персонажам. Налет попсовости, тщательно нанесенный на все это дело нашумевшим фильмом, в оригинале совершенно не просматривается.
В фильме как-то мастерски извлекли и выбросили самый хребет повествования, самую основную интригу, оставив вроде бы тот же самый сюжет.
Я часто удивляюсь, когда приходится есть в столовых – вроде бы они берут ту же картошку, те же овощи, все то же самое, и также варят – почему же все оказывается таким не таким? Здесь, наверное, та же ситуация. Фильм безвкусен, как столовская пища.
Сами же книги очень хороши. Есть что-то такое, что сильно отличает лукьяненовский стиль от обычной событийной текучки. Какая-то интрига, скорость, непредсказуемость, что-то такое, что позволяет не испытать ставшего уже привычным «разочарования банальности», дочитав до конца очередной рассказ. В «Дозорах» всего этого будет сполна. Поэтому чтение как минимум нескучное, а это уже довольно неплохо.
Хотя, конечно, если вы заметили – я все больше напираю на закрученный сюжет и на динамику, а вот какой-то особой атмосферы, или философии, или стиля «Дозоров», о которых, наверное, принято сейчас говорить я, к сожалению не заметил. Были попытки поднимать какие-то Сложные Вопросы, но они как-то захлебнулись и потонули в общем водовороте событий.
К миру «Дозоров» написано несколько дополнений. Одно из них – «Лик Черной Пальмиры» Васильева, соавтора Лукьяненко в написании «Дневного Дозора». Это, так сказать Повесть Про Плохих Мальчиков – попытка романтизировать жизнь темных, выставить их хорошими и благородными… в общем, интересная задумка, да вышла одна загвоздка: то, что, по мнению Васильева, должны делать хорошие и благородные романтики, сводится по большей части к неограниченному потреблению спиртных напитков. Не буду утверждать, плохо это или хорошо, но вот одно могу сказать точно – скучно. «Дозоры» без Лукьяненко – не «Дозоры».
Что, наверное, еще раз подтверждает мое ощущение того, что сила книги – не в необычном мире «Дозоров» и тех принципах и оригинальных идеях, на которых он держится, а оригинальный, живой «детективный» стиль автора.
«Иной среди Иных» Каплана тоже этой «Дозорности» не наследовал. Но, мне кажется, и не пытался – цель там стояла совершенно другая, цель увидеть все происходящее в лукьяненовском мире «глазами православного христианина».
Знаете, вот Хаецкая как-то писала, цитирую не совсем точно, что «в христианском мире чудеса были на самом деле, и христианский мир все еще длится - он еще не окончился, как окончился, например, мир эллинских божеств. Христианин не воспринимает чудеса как фантазию, напротив - они вполне реальны, как реальны подвиги белорусских партизан». В связи с этим в книге Каплана возникает странный конфликт чудес просто (магии Сумрака) и Чудес настоящих, квази-демонов Лукьяненко и демонов, с которыми воевал, скажем святой Антоний. И кажется, что все эти чудеся и демоны должны аккуратно обходить друг друга, словно путешественники во времени, увидевшие самих себя в молодости.
Все это оставляет несколько странное ощущение. Равно и концовка, которая позволила герою ловко «выкрутиться» - но только в виде исключения. Каким же могло бы оказаться правило, остается только гадать.
Еще один момент - кажется, речь пойдет о том, как повел бы себя обыкновенный православный, а не идеальный православный. Потому что в принципе, герой-то путается, спотыкается, делает глупости и ведет себя несколько непоследовательно. С другой стороны – ощущение бестолковости персонажа пропадает, когда понимаешь. Что именно так он себя и должен вести. Если убрать всякую магию-шмагиую, та же ситуация могла возникнуть, найди он сундук с деньгами, или что-то подобное… тогда станет куда понятнее, хотя и не так интересно.
Ладно, что-то я увлекся «Иным».
В общем, граждане, не бойтесь читать «Дозоры», если вы еще этого не сделали или вас отпугнул фильм. Думаю, книги вам все-таки понравятся.
© р.Б. Дмитрий
e-mail: nemuro@nm.ru
ICQ: 47760285
|
 
|