Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ
Дмитрий Володихин "Полдень сегодняшней ночи"
Издательство: АиФ-Принт, серия: "Чёрная звезда"
По сути, это первая серьезная книга прозы Дмитрия Володихина. Известный московский критик и публицист, лауреат "Странника-2000" за серию статей о фантастике, заявил о себе еще и как о вполне профессиональном писателе. Правда, теперь Дмитрию придется смириться с тем, что оценивать его будут прежде всего как молодого прозаика, а уж только потом как маститого историка и литературоведа.
...Итак, несколько столетий назад между ратями Люцифера и Витязями, осененными благодатью, был заключен договор. С этого момента сверхъестественные существа потеряли способность по собственной воле проникать в наш мир. Им осталась одна лазейка: являться по призыву человека. В результате деятельность адской агентуры свелась к пестованию магов и ведьм, готовых пойти на сделку с врагом рода человеческого и "вызвать огонь на себя". Открытое противостояние между Светом и Тьмой приобрело ограниченный, локальный характер, и измученное битвами меж демонами и ангелами человечество смогло наконец вздохнуть спокойно. Разница между позиционной войной и войной разведок для мирного населения очевидна. Но однажды, в самом конце XX века, в призывающем заклинании произошел сбой, и вместо четырех гвардейских рот из Преисподней в Подмосковье переместился и материализовался там некий артефакт, обладающий чудовищной разрушительной силой. Достаточно сказать, что именно при его помощи в свое время была уничтожена Гоморра. Ну, а следом на головы москвичам ссыпался небольшой отряд бесов, рвущихся через весь город к цели, известной только их командиру...
Такова в общих чертах завязка заглавного - и просто главного - романа сборника. Вещи, как можно догадаться, принципиально важной для автора: "Полдень сегодняшней ночи" полностью соответствует определению так называемой "сакральной фантастики", о которой впервые заговорили около года назад с подачи Володихина-критика. Можно предположить, что теоретически выведя некую обобщенную формулу, Дмитрий попытался теперь воплотить ее на практике.
Насколько это получилось?
"Полдень сегодняшней ночи" - пример того, что выходит, когда человек, во всем стремящийся дойти до самой сути, берется за создание эзотерического боевика. Неизвестно, почему автор выбрал именно этот слабо развитый в России жанр. Но страсть к объяснениям на сей раз сыграла с Володихиным дурную шутку. Эзотеричности (от англ. esoteric - тайный, известный лишь просвещенным, скрытый, неясный, запутанный) не получилось. Писатель так стремится раскрыть читателям подноготную событий, что готов на заведомую вульгаризацию, упрощение сложнейших явлений и понятий. Именно поэтому и Инстанции Творца (Рай), и Воздушное Королевство "основного оппонента" (Преисподняя) выглядят у него довольно бледно. Слишком уж по-человечески все это, слишком обыденно и просто. Чудеса разложены по полочкам, таинственные силы названы по именам, магия, черная и белая, разоблачена - и тем самым убита. Загадочные и грозные существа оказываются настолько антропоморфны физически и психологически, что бояться их просто нелепо. Суетливые, озабоченные карьерой, недалекие, косноязычные... И это - неистребимое воинство Тьмы? Просто хулиганье какое-то. Даже в нарочито бытовом "Альтисте Данилове" за чудовищным бюрократическим механизмом, готовым перетереть героя в порошок, чувствовалась гнетущая, нечеловеческая сила. Здесь картина обратная: потусторонние существа, вплоть до демона, занимающего пятидесятое место в адской иерархии, принципиально не выходят за рамки человеческой логики.
Зато, будто по контрасту, хороши психологические портреты эпизодических героев. И ведьмочка-стервочка по прозвищу "Солнышко лесное", и маньяк-убийца получились у Володихина как живые. Да и взаимоотношения в команде Витязей выписаны со знанием дела. Во всяком случае, до тех пор, пока речь не заходит о высших материях. Понятно, что обосновать самые экстравагантные поступки человека гораздо проще, чем действия сверхъестественного существа. Но на протяжении веков были придуманы сотни способов избежать такого рода объяснений. Володихин же по непонятной причине решил к ним не прибегать. Неотъемлемое право автора, конечно, но на пользу книге это не пошло.
Суммируя вышесказанное: в целом "Полдень сегодняшней ночи" производит впечатление скорее положительное, чем наоборот. Для дебюта неплохо - особенно если на минутку отрешиться от мысли, что написано это лауреатом "Странника". Но все-таки хотелось бы надеяться, что эта книга - только первый шаг по пути в тысячу ли.
© Олег Викторов, В. Канис
© ПИТЕРbook № 06 ИЮНЬ 2001
|
 
|