Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
В ВЕРЕ ХРИСТОВОЙ

Стивен Лохед

Серия: "Пендрагон"

Не одно столетие цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола вдохновляет поэтов, писателей, художников и музыкантов на создание все новых оригинальных произведений. Не удивительно, что "Артуриана" стала и одним из наиболее традиционных жанров фэнтези. Некоторые исследователи полагают даже, что вся мировая фэнтези, от Роберта Говарда до Джона Р.Р.Толкина, так или иначе восходит к "артуровскому архетипу". Генеалогия этого направления увлекательно и со знанием дела описана в великолепном развернутом эссе польского писателя-фантаста Анджея Сапковского "Мир короля Артура".

Об Артуре и Ланселоте, Мерлине и Моргане написаны горы самых разных книг - от шедевра сэра Артура Мэлори до новейших фэнтезийных романов. В золотой фонд литературы вошли "Янки при дворе короля Артура" Марка Твена и трилогия "Кристальный грот", "Полые холмы" и "Последнее волшебство" Мэри Стюарт - произведения столь различные, что объединяет их только мастерство авторов и "исходный материал". Различны и трактовки образов героев, и декорации, и даже время действия. Так, в недавно вышедшем на русском романе Тима Пауэрса действие вообще разворачивается в начале XVI века.

Сага Стивена Лохеда "Пендрагон" - очередная интерпретация артуровского цикла. Любопытно, что Лохед, американец по рождению, до такой степени увлекается легендами об Артуре и Мерлине, что в 1986 году даже переехал вместе с семьей в Великобританию - чтобы, работая над своей книгой, быть "ближе к корням".

Тем более неожиданным оказывается смелый и совершенно новый для "артуровских" романов выбор отправной точки повествования. Если заканчивается трилогия, как и положено, смертью Артура, то начинается вся история не где-нибудь, а в Атлантиде! Лохед начинает свой рассказ со времен, непосредственно предшествующих дням трагической гибели загадочного материка. Вообще, Атлантида выписана у Лохеда ярко и самобытно - роскошь семи царств, страшные пророчества, наконец, катастрофа… Три корабля, на которых спасались от бедности царь Аваллах и его дочь Харита, выносит к берегам Британии. Именно Харита, царевна Атлантиды, канувшей в пучины моря, становится в романе Лохеда знаменитой Владычицей озера, или Озерной Леди. Соответственно, Мерлин, величайший волшебник в истории Европы - ее сын.

Стивен Лохед рассказывает историю певца Талиесина, Мерлина и Артура без излишней торопливости, отдавая предпочтение напряженным психологическим коллизиям. Отношения Хариты и Талиесина, их сына Мирддина-Мерлина и Утера Пендрагона выписаны тщательно и умело, временами драматизм повествования заставляет читать книгу не отрываясь. Однако трилогия Лохеда в первую очередь все-таки фэнтези, и потому, в соответствии с законами жанра, в ней присутствует множество "острых" эпизодов, таких, как сражение поредевшего войска Утера и Мерлина с двадцатитысячной армией Хенгиста.

В свое повествование Стивен Лохед вплел античные и кельтские легенды, благодаря чему на страницах "Пендрагона" соседствуют греческие танцы с быками и волхования друидов, поклонение Кибеле и почитание Посейдона. И друидам на Британских островах, и жрецам Атлантиды известно о рождении и распятии Иисуса (уж не из Атлантиды ли прибыли волхвы с дарами?) - в книге появляются, постепенно набирая силу, и христианские мотивы. Во втором томе саги читатель встречается с чародеем Мерлином, верующим в Иисуса Христа и призывающим его имя - согласитесь, нетипичная трактовка образа великого мага!

Таким образом, Лохед использует исторические события и культурные реалии нескольких эпох для создания собственного артуровского мифа, не похожего ни на классическую "Смерть Артура" Мэлори, ни на блестящую историческую трактовку Мэри Стюарт. Герои Лохеда - Мерлин, Артур и его рыцари - набожные христиане. Артур, принесший в Британию мир "ценою своего труда, пота и крови", правит своей страной "в истинной вере Христовой". Войско Артура вместо боевого клича в едином порыве восклицает "Аллилуйя!" При этом писателю, как правило, удается избегать слащавой набожности, хотя образы христианских рыцарей не столько исторически достоверны, сколько фэнтезийно волшебны. Можно даже сказать, что Стивен Лохед, создав сагу "Пендрагон", доказал-таки возможность существования "христианской фэнтези", в чем многие писатели и литературоведы, да и читатели сомневались (см. об этом статью Е.Хаецкой "Возможна ли христианская fantasy?").

Однако чтение этой трилогии, скорее всего, доставит истинное удовольствие лишь глубоко верующим христианам и фанатичным собирателям "Артурианы". Хотя Лохед сумел создать полноценный и вполне литературный роман-фэнтези, среди почитателей этого довольно консервативного жанра найдется не так уж много любителей "христианской fantasy" - даже верующих.


© ПИТЕРbook № 09 СЕНТЯБРЬ 2002
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz