Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
РЫЦАРЬ И ГОРОД
Елена Хаецкая: "Дама Тулуза. Добрые люди и злой пёс. Дорога в Монсегюр"
Издательство: АСТ, серия: "Заклятые Миры"
Роман "Дама Тулуза" и рассказ "Добрые люди и злой пес" завершают лангедокский цикл Елены Хаецкой (уже вышли романы "Бертран из Лангедока", "Жизнь и смерть Арнаута Каталана"). Этот цикл резко отличается от классических образцов жанра фэнтези. Прежде всего мир, населенный героями Хаецкой, - это не выдуманная "параллельная вселенная", не Средиземье незапамятной старины и даже не съехавшая с фундамента безбашенная Бургундия в духе Зорича. Рыцари и трубадуры, инквизиторы и еретики, поэты и наемники Хаецкой живут во вполне исторической Франции ХП - ХШ столетий. По праву художника автор чуть-чуть сдвинул реальную географию Лангедока и последовательность событий, но именно чуть-чуть, не более чем, скажем, Вальтер Скотт или Александр Дюма.
По дорогам не расхаживают черные и белые маги, кастуя файерболы и сцепляясь то и дело в магических поединках. На городских ярмарках не продают из-под полы суперволшебные артефакты. Замки принадлежат дворянам далеко не эльфийского нрава и обличия. Но каждый житель Лангедока знает, что чудеса - вот они, рядышком, дело они вполне обычное, хотя и не каждодневное. Вот на страницах "Дамы Тулузы" появляется оборотень, настоящее чудовище, опаснейшая тварь. С ним вступают в бой, ничуть не задумываясь о том, насколько фантастично его появление в обыденной реальности... Или, скажем, сцена казни двух еретиков на костре... От не раскаявшегося еретика остается одна лишь жуткая обугленная головешка, в то время как раскаявшегося огонь почти не тронул - только в тех местах, где его тело соприкасалось с телом матерого ересиарха. Для свидетелей сего огненного действа оно не представляет ничего необычного и лишь подтверждает то, что они и сами в глубине души давно знают.
Существует Бог и с ним за души человеческие противоборствует падший ангел. Для людей Средневековья это так же реально, как хлеб, топор или корова. Порой борьба высших сил являет себя божьими чудесами и бесовскими проделками. Фактически Елена Хаецкая буквализирует средневековое сознание, и оттого мир ее лангедокских романов обретает явственный оттенок чудесного.
"Дама Тулуза" наполнена романтикой цветущей земли и силой несгибаемой веры. Эти два мотива необыкновенно ярко переданы Еленой Хаецкой, одним из лучших мастеров стилистики в нашей фантастической литературе. Бич Божий, суровый Симон де Монфор, страдает от любви к лукавой и недоступной красавице Тулузе. И, как всякая история любви, роман полон счастья и горя, подвигов и смертей, страсти и надежды.
© Дмитрий Володихин
|
 
|