Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
ХРОНИКИ КАПИТАНА БУГГО
Елена Хаецкая: "Космическая тётушка"
Издательство: СЕВЕРО-ЗАПАД
Имя Елены Хаецкой в последнюю очередь ассоциируется с понятием «космическая опера». На первый взгляд, создательница философских притч («Мракобес», «Синие стрекозы Вавилона») и красочных исторических полотен («Бертран из Лангедока», «Дама Тулуза») предельно далека от страстей, обуревающих Джима диГриза и Люка Скайуокера. Однако Хаецкая обожает разрушать стереотипы: вы не верите, что умею писать про космические сражения и абордажи, про пушечные дуэли в открытом космосе и экзотических инопланетян? Ну так я вам выдам по первое число!..
Главная героиня «Космической тетушки» Бугго Анео, происходящая из старого аристократического рода, сделалась легендой освоенного космоса в вызывающе юном возрасте Виртуозно обыграв в суде крупную корпорацию, она стала владелицей космического корабля «Ласточка» и одним из самых удачливых вольных торговцев своей эпохи. Она не боится ответить залпом на ультиматум превосходящих сил противника и поддержать вооруженный переворот, если уверена, что правда на стороне заговорщиков. Безрассудная отвага Бугго и ее умение находить выход из любой ситуации одинаково очаровывают кровавых диктаторов и бесшабашных пиратов, циничных авантюристов и кадровых офицеров, «Капитана «Ласточки» знали в десятках фрахтовых контор. Ее любили в портовых кабачках, — пишет Хаецкая, — и встречные корабли весело салютовали ей в знак приветствия».
Все это изложено образным, сочным, выразительным языком — а Елена Владимировна иначе и не пишет. По сути, она подняла «низкий» литературный жанр, вотчину Эдмонда Гамильтона и «Дока» Смита, на принципиально иной литературный уровень. Случай для отечественной фантастики не то чтобы уникальный, но редкий. Впрочем, если присмотреться, становится ясно, что «космоопера» Хаецкой близка к другому жанру — пиратским романам. Перед нами космический Сабатини, «Хроники капитана Блада», переписанные очень хорошим (хотя и торопливым) стилистом. Сходство, разумеется, не на уровне сюжета, — но на уровне настроения, общей атмосферы. История об отважных и неистовых капитанах, готовых ради поисков недостижимого Рая пройти по лезвию бритвы, об отчаянных и прекрасных безумцах, тех, что «бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвут пистолет». Только вместо дальних берегов и экзотических стран в романе Хаецкой фигурируют малоосвоенные планеты и безбрежный простор неизученного космоса, а вместо галеонов и фрегатов — сверхсветовые космолеты, одолевающие парсек за парсеком. Это сочетание несочетаемого книгу совсем не портит: в конце концов, речь идет не о случайных анахронизмах (как в «Острове сокровищ» Стивенсона, например), а о сознательно использованном литературном приеме.
Есть в этой книге еще один момент, на который хотелось бы обратить отдельное внимание читателей. Как и все зрелые сочинения Хаецкой, «Космическая тетушка» написана человеком глубоко религиозным — это чувствуется буквально на каждой странице. Книга пронизана любовью к Богу, трогательной и искренней, но сомневаюсь, что официальная церковь одобрит тот образ потерянного Рая, который рисует питерская писательница. Удивительный парадокс: все искренне верующие фантасты, от Джона Р. Р. Толкина до Уолтера Миллера, в своих произведениях в той или иной степени отступают от религиозных догматов. Ничего не поделаешь, такова глубинная суть творчества — его невозможно втиснуть в канон. С другой стороны, не сомневаюсь: придерживайся Хаецкая догматов твердо и неколебимо, ее позиция вызвала бы уважение и сочувствие у гораздо меньшего количества читателей.
Итог: роман хоть и неожиданный, но, как и большинство книг Хаецкой. сильный, стильный и умный.
© Василий Владимирский
© МИР ФАНТАСТИКИ № 2 ФЕВРАЛЬ 2006
|
 
|