Елена ХАЕЦКАЯ
дьякон Андрей КУРАЕВ
иеромонах Сергий (РЫБКО)
РОК-МУЗЫКАНТЫ
РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
|
 
|
БИТВЫ ДУХОВНЫЕ
Надежда Первухина: "Право Света, право Тьмы"
Издательство: “Армада”, “Издательство Альфа-книга”
Скажем сразу — любителям крутого экшена эта книга категорически не рекомендуется. А вот ценитель неторопливого стиля, метких и красивых метафор, наконец, философской наполненности текста проведет над ней время с приятностию и не без пользы.
Впрочем, не думайте, что “Право Света, право Тьмы” — нудная книга для сухарей-философов. Вовсе нет. Детективный сюжет сочетается в ней со здоровым юмором, а “приключения духа” соседствуют с беготней по крышам, склепам и прочим злачным местам. Но, тем не менее, это книга прежде всего христианской, православной направленности, и уж затем — фантастика. Дело совсем не в том, что главные ее герои — священнослужители храма Великомученика Димитрия Солунского из далекого провинциального городка Щедрый. И даже не в том, что добрая половина местного населения — колдуны, вампиры, оборотни и умертвия, то есть самая откровенная нечисть. И уж тем более — не в обилии церковных терминов, затрудняющих чтение далеким от православия людям. Просто те вопросы, что ставит жизнь перед героями книги, рассматриваются ими через призму Веры.
Можно ли идти на сделку с совестью ради благой цели? Что выбрать — месть или прощение? Судить Зло — или творить Добро? В ком больше человеческого: в человеке, “во имя Господа” убивающем невинных — лишь ради того, чтобы подставить под удар “праведного гнева народного” общину вервольфов — или в оборотне, рискующем собой ради спасения других? Герои книги зачастую знают ответы заранее — но ответы-то у каждого свои! И читателю придется самостоятельно искать среди них тот, что окажется для него единственно правильным.
В нынешнем повальном увлечении ведьмами, вампирами и прочей симпатичной нечистью как-то забылось, что магия и Вера — несовместимы. Что за служением Тьме неизбежно следует расплата, а служение Свету — это прежде всего те битвы, что человеку приходится выдерживать в собственной душе. Битвы с искушениями и разочарованиями, с ненавистью и гордыней, со зверем внутри себя. И “свершить суд над всем Злом мира” — цель куда менее достойная, чем победить Зло в себе.
Остается, правда, не вполне понятным: то ли автор хотела любителей фантастики приобщить к православию, то ли людей верующих — к фантастике. Или вовсе — совместить оба варианта. Возможно, отсюда — и упрощенность фантастической составляющей, и обилие сугубо православной информации. Возможно, здесь же кроется и причина некоторой лубочности: уж если злодей, так злодей абсолютный, а противостоящие ему отец Емельян и дьякон Арсений, при всей своей симпатичности, тоже не всегда похожи на живых людей. Персонажи второго и даже третьего плана получились у автора куда более живыми: своенравная дьяконица Ольга, влюбленный вампир Вадим, оголтелая скандалистка Катерина...
Но, как бы то ни было, в эпоху “этического релятивизма” и размытой морали появлению такой книги можно только порадоваться.
Из интервью Надежды Первухиной:
“Параллельно с жизнью библиотекаря у меня долгое время шла другая жизнь — послушницы в женском православном монастыре. Я шесть лет пела на клиросе, вела библиотеку воскресной школы, помогала монахиням по хозяйству. Игуменья хотела совершить мой постриг, но моя мать запретила мне и думать о монашестве. Я осталась в “миру”...”
© Алла Гореликова
©
МИР ФАНТАСТИКИ № 8 АВГУСТ 2005
|
 
|