|
Отец Андрей КУРАЕВ
...Заброшенное поле зарастает сорняками. В своей сегодняшней данности это поле трудное. На нём куча камней, в нём есть пятна, выеденные солью и т.д. Но если просто пройти мимо него, если ограничиться вывеской таблички "Осторожно, мины!", то это поле всё равно принесет урожай. Но - не нам. Табличке детвора не поверит. Сочтёт за шутку (скорее всего - за неумную шутку). А другие "агрономы" специально засеют его сорняками своих перетолкований.
У нас перед глазами уже немало подобных примеров. Библия, забытая церковными проповедниками, превращается в источник подручных цитат для сектантов. И сатана ведь искушал Христа в пустыне, подбирая цитаты из Библии… Если сегодня в электричке или метро видишь, как человек достаёт из сумки Библию и начинает её читать - в 99 случаях из ста можно быть уверенным, что это сектант.
По этой же логике развивается и история толкинистского движения в России. Книга, написанная христианским автором с целью проповеди христианской системы ценностей, вконец одичала в наших постсоветских условиях. Немалое число толкинистских групп извращённо, сатанистски, прочитали её. Уже есть анекдот о четырёх стадиях развития толкинизма. Первая: "вчера видел хоббита". Вторая: "пора за кольцом". Третья: "Профессор (обращение к Толкиену), Вы были неправы!". Четвертая: "проклятые толкинисты! Они играют в нас!".
Толкиен подчёркивал, что в его сказке никто никому не молится по той причине, что Бог не может быть действующим лицом сказки, а молиться не-Богу есть язычество. Но толкинисты готовы совершать обряды "во имя валаров". А кто-то доходит до прямого служения тому "Мраку", с которым борются положительные герои Толкиена…
В этой мутации российского толкинизма есть и доля моей вины: я 10 лет держал "Властелина Колец" на полке, не раскрывая. Знал, что книга прекрасная, христианская, но всё руки не доходили. Всё надеялся, что кто-то из церковных публицистов обнажит её христианские смыслы… И в итоге - нас опередили всякие "ники перумовы". Что ж, как сказал блаж. Иероним: "Нашими грехами сильны варвары".
И какой же вывод из этой печальной истории сделали наши богословицы? - "Конечно, Толкиен не обязательно должен нести ответственность за то, как истолковывают его книги. Однако что сами тексты позволяют делать сатанинскую интерпретацию, заставляет по крайней мере быть осторожным. Так что выводы можно сделать вполне однозначные". Ну, а поскольку есть умельцы, которые и из чтения Библии могут выцеживать сатанистские и сектантские выводы, то и тут, наверно, уместны "однозначные" выводы о самой Библии…
А ведь всё проще: христианскую культуру надо уметь защищать. Средство защиты - ежедневная проповедь её ценностей и толкование, разъяснение её текстов. Нехристианскую культуру надо уметь вовлекать в диалог, и те её пласты, которые "не против вас", объяснять так, чтобы они были "за вас" (Мк. 9,40).
Но это ведь трудно, правда? А так хочется лёгкости… Эх, раззудись плечо, да размахнись рука!…
© дькон Андрей Кураев
© из книги “ГАРРИ ПОТТЕР” В ЦЕРКВИ: МЕЖДУ АНАФЕМОЙ И УЛЫБКОЙ
|
 
|
БИБЛИОТЕКА
МУЗЫКА
СТАТЬИ
МАТЕРИАЛЫ
ФОРУМ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
|