|
ШАР И КРЕСТ
5 часть
ИДИОТ
17 глава
Эван Макиэн стоял неподалеку и молча смотрел на него. Тернбулл не смел
спросить его, не упал ли он сам с неба, а Макиэн ничего не сказал. Они
подошли друг к другу - лица у них были совсем одинаковые - и впервые за
все это время пожали друг другу руки.
Словно то был сигнал, из дома немедленно выскочил доктор и побежал прямо к
ним.
- Вот вы где! - кричал он.- Заходите, вы мне нужны!
Они вошли в его сверкающий кабинет. Опустившись во вращающееся кресло, он
обернулся к ним и впервые посмотрел на них без улыбки.
- Буду говорить прямо,- начал он.- Как вы прекрасно знаете, мы делаем для
каждого, что можем. Сам главный врач решил, что ваши заболевания требуют
особых методов и... э- э... более простых условий.
- Если ваш главный врач так решил,- произнес Макиэн,- пусть он нам и
скажет. Вам я не верю. Вы - человек слабоумный. Мы хотим видеть вашего
начальника.
- Это невозможно,- отвечал доктор Квейл.
- Послушайте,- сказал Макиэн,- мы с ним сумасшедшие. Если мы вас убьем,
нам ничего не будет.
- Вполне согласен,- прибавил Тернбулл.
Доктор Квейл издал слабый смешок.
- Ну, что вы! - проговорил он.- Пожалуйста, идите, если вам так
приспичило...- И выбежал из кабинета, а оба шотландца побежали за ним.
Когда он постучал в самую обычную дверь и оттуда послышалось "Прошу!", у
Макиэна упало сердце, но нетерпеливый Тернбулл ворвался в комнату.
Там было прибрано и красиво, стены скрывались за рядами медицинских книг,
а в дальнем конце стоял большой стол, и на нем горела лампа. Света было
достаточно, чтобы различить стройного холеного человека в белом халате.
Седая его голова низко склонилась над бумагами. Он поднял взор на
мгновение, свет упал на его очки, и посетители увидели длинное лицо,
которое можно было бы назвать породистым, если бы раздвоенный подбородок
не придавал ему сходства с актером. Лицо мелькнуло лишь на миг, потом
седая голова снова склонилась, и человек за столом сказал не глядя:
- Я приказал вам, доктор Квейл, отправить этих больных в палаты В и С.
Тернбулл и Макиэн переглянулись и пошли за доктором Квейлом.
Когда они вышли в коридор, четыре дюжих санитара сразу окружили их. Они
могли бы, наверное, подраться с ними и победить, но по какой-то неведомой
причине они вместо этого засмеялись. По холодным проходам их долго вели,
вероятно, в глубины здания, ибо окна становились все темнее.
Потом окон вообще не стало, в коридорах горели лампочки. Пройдя не меньше
мили по белым блестящим туннелям, они наконец добрались до тупика. Перед
ними стояла белая стена, в ней были две белые железные двери, а на них
буквы - "В" и "С",
- Вам сюда, сэр,-- вежливо сказал главный из санитаров,- а вам сюда.
Прежде чем двери за ними закрылись, 'Макиэн успел сказать Тернбуллу:
- Интересно, кто в палате А?
Тернбулл вошел не так покорно, его в палату втолкнули, и потому он минут
пять был охвачен боевым пылом. Лишь тогда, когда за два с половиной часа
не случилось совершенно ничего, до него дошло, что жизнь его кончилась: он
похоронен заживо, он мертв, мир победил его.
Палата его, или камера, была узкой и длинной. Воздух в нее попадал,
видимо, по трубам, и в стене зияли какие-то дырки. Медики считали, без
сомнения, что человек должен быть здоров, даже если он несчастен. По
камере можно было ходить (длиной она была в 1/35 мили), в ней хватало
кислорода. На этом их забота внезапно кончалась. Они не думали, что
радость прогулки - в свободе; они не знали, что свежий воздух хорош под
открытым небом. И кислород, и прогулку они прописывали как лекарство.
Особенно пеклись они о чистоте. Каждое утро, очень рано, во всех четырех
углах открывались железные рты, и вода мыла стены. Это особенно раздражало
узника. "Да я тут сгнию, как в могиле! - восклицал он.- Какое им дело,
чисто у меня или грязно?"
Дважды в день открывалась железная дверца, и волосатая темная рука совала
в камеру тарелку прекрасно сваренных бобов и большую чашку какао.
Узник мог ходить, дышать свежим воздухом, хорошо питаться - но ходить ему
было некуда, пировать незачем, да и дышать, собственно, тоже.
Даже самая форма комнаты раздражала его. Одна из коротких стен была
плоская, а другая почему-то углом, словно нос корабля. Через три дня
тишины и какао этот угол стал просто бесить Тернбулла. Он не мог спокойно
думать о том, что две линии сходятся, никуда не указывая. Через пять дней
он уткнулся туда лицом, через двадцать пять чуть не разбил об него голову.
После чего им овладело тупое спокойствие, и на угол он глядел с бесцельным
любопытством.
Ему было свойственно все узнавать и разнюхивать, словно он стал Робинзоном
Крузо, особенно же влекли его дырки в стене. Довольно скоро он обнаружил,
что к ним подведены длинные трубы, по которым идет воздух, видимо - с
хорошего курорта. Однажды, осматривая их в пятый раз, он заметил в одной
слабый свет, сунул в дырку руку и нащупал совсем недалеко какую-то
хлопающую заслонку, которая закрывала конец трубы. Он приподнял ее, труба
вела в соседнюю камеру.
Механизация наших дней хороша тем. что если что-нибудь портится, оно
портится начисто. Наши механизмы не починишь так просто, как прежние
орудия или живой организм. Из винтовки можно убить слона, но раненый слон
легко сломает винтовку. Можно создать сильную армию на одном страхе; но
вполне возможно, что рано или поздно солдаты испугаются противников
больше, чем офицеров. Так и канализация: пока она действует, все
прекрасно; но стоит ей испортиться, и город отравлен. Наши машины и
приборы прекрасно экономят время, но почти совсем не умеют противостоять
человеку. Достать конфету из автомата легче, чем купить ее; но если мы ее
украдем, автомат не погонится за нами.
Тернбулл скоро открыл эти истины, исследуя гигантский механизм
сумасшедшего дома. С тех пор, как его втолкнули в камеру, палату или
келью, он пережил много состояний духа. Приступ гордости и даже радости
сменился холодной пустотой. Потом проснулось любопытство, побудившее его
все рассматривать; он многое обнаружил, причем больше всего его раздражали
непонятный угол и какая-то железка, торчавшая из стены. Потом его обуяло
безумие, которое описывать не мне, а тем, кто любит копаться в низинах
человеческой души. Прошло и оно, оставив по себе злое раздражение. Когда
он давно уж обрел ту безнадежную бодрость, которую обретает человек на
необитаемом острове, ему были неприятны и стены, и пол, а главное - он
яростно ненавидел непонятную железку.
Однако в безумии и в здравом уме, в отчаянии или спокойствии стоика
Тернбулл не сомневался, что машина держит его так бездумно и крепко, как
держало с рожденья безрадостное мирозданье его веры. Он знал, что наша
цивилизация очень сильна, и выйти из сумасшедшего дома невозможно для
него, как выйти из Солнечной системы. О Макиэне он вспоминал с доброй
печалью, словно о драчливом друге детства, который давно умер. Пытаясь
изложить свои мысли, он сам удивлялся тому, как они изменились; но писать
было очень трудно и потому, что в кармане у него оказалось совсем немного
бумаги, а на кафеле стен невозможно было что-нибудь нацарапать. Когда он
это понял, над ним тяжкой волною навис ужас перед нашим научным методом,
лишающим человека не только свободы, но и жалких радостей узилища. В
старых, грязных тюрьмах можно было нацарапать на камне молитву или
проклятие, но эти гигиенические стены не могли даже запечатлеть
свидетельство. Прежде узник мог приручить мышь или хотя бы мокрицу - но
эти непроницаемые стены мыли каждый день. Так Джеймс Тернбулл увидел
впервые непобедимую жестокость мира, в котором он жил, и жестокость
чего-то, чего он никак не мог назвать. Однако он не сомневался, что
пятиугольник стен отделяет его от живых, подобно склепу, и он невообразимо
удивился, увидев в одном из отверстий слабый свет. Он забыл о том, как
плотно все подогнано в наших механизмах, и потому - как легко они
ломаются. Тернбулл сунул в дырку палец. Свет был слабый, падал сбоку,
должно быть - из окна, находившегося повыше. Изо всех сил вглядываясь в
этот свет, плененный журналист с удивлением увидел, как другой палец,
очень длинный, появился в трубе и поднял его куда-то вверх. Свет исчез, но
вместо него появилась часть лица и послышались какие-то звуки.
- Кто там? - спросил Тернбулл, дрожа и от страха, и от радости.
И услышал привычный, приятный голос:
- Я говорю, через эту трубку не сразишься, а?
Тернбулл долго молчал, и чувства его просто неудобно описывать. Потом он
весело ответил:
- Лучше сперва поболтаем. Зачем убивать первого человека, которого я
увидел за десять миллионов лет?
- Да,- сказал Эван,- тяжеловато бывало. Целый месяц я провел наедине с
Богом.
Тернбулл едва не сказал: "Ну, тогда вы не знаете, что такое одиночество",
но ответил в прежнем стиле:
- Вот как? А с Ним не скучно?
- Нет,- отвечал Макиэн, и голос его дрожал.- О, нет!
После долгого молчания он прибавил:
- Что вы там, у себя, ненавидите больше всего?
- Если я вам скажу, вы решите, что я спятил,- отвечал Тернбулл.
- Значит, то же самое, что и я,- сказал Макиэн.- Железку.
- Как, и у вас она есть? - вскричал редактор.
- Была,- спокойно сказал Макиэн.- Я ее сломал.
- _"Сломал"_...- медленно повторил Тернбулл.
- Выдернул на второй день,- спокойно продолжал Эван.- Она такая...
ненужная...
- Однако и сильный же вы! - сказал Тернбулл.
- Будешь сильный, когда ты не в себе,- отвечал Макиен. - Никак не могу
понять, зачем она. Зато я обнаружил занятную штуку.
- Какую? - проговорил Тернбулл.
- Я узнал, кто сидит в камере А,- сказал Макиэн.
Показать это он смог только через три недели, но и теперь узники вовсю
использовали упомянутую выше особенность механизации. Тюремщиков здесь не
было, другими словами - некого было подкупить, зато никто и не следил.
Механизмы, моющие стены и доставляющие какао, были столь же беспомощны,
сколь и безжалостны. Понемногу, трудясь с обеих сторон, герои наши
расширили дыру настолько, что в нее уже мог пролезть тщедушный человек.
Наконец Тернбулл попал к Макиэну и сразу увидел еще одну дыру на месте
ненавистной железки.
- Что там за ней? - спросил он.
- Другая палата,- ответил Эван.
- А где в нее дверь? - удивился Тернбулл.- Наши двери с другой стороны.
- Двери там нет,- ответил Эван.- Джеймс, они ненавидят нас больше, чем
Нерон ненавидел христиан, и боятся больше, чем люди боялись Нерона. И все
же не мы для них ненавистней и страшнее всех. Они похоронили нас - ведь мы
просто проделали дверку в гробе,- но еще один похоронен глубже. Не знаю,
что он сделал. У него нет ни двери, ни окна, ни люка на потолке. Наверное,
железки для того и нужны, чтобы засунуть его в гроб. Я его видел, но
только сзади. Он не оборачивается и не двигается.
Суеверный ужас, охвативший Тернбулла во время этой речи, разрешился тем,
что он кинулся к дырке и заглянул в соседнюю палату. Она была такая же
узкая и длинная, как и у них, но буква "А", за отсутствием двери,
красовалась внутри. На кафельном полу, сводившем Тернбулла с ума, сидел
какой-то человек. Он был так мал, что его можно было бы счесть за ребенка,
если бы он не оброс длиннейшими волосами, мерцающими, словно иней. Одет он
был по всей видимости в какие-то лохмотья от бурого халата; рядом с ним,
на полу, стояла чашка из-под какао.
Тернбулл продержался шесть долгих секунд и что-то крикнул седому человеку.
Тот вскочил легко, как зверек, обернулся, и явил им серые круглые глаза и
длинную седую бороду. Борода эта в буквальном смысле слова спускалась до
пят, что было кстати, ибо от одежды при малейшем движении отлетал хотя бы
один клок. Лицо у старика было таким тонким и глубоким, что казалось, что
у него лиц пять или десять. Он был старым, как мир; но глаза сияли, как у
младенца, или, скажем иначе,- словно их только что вставили.
То, что скажет этот человек, было настолько важно, что Тернбулл забыл, о
чем спросил и спросил ли. Наконец раздался тонкий голос. Человек говорил
по-английски с каким-то акцентом, но не романским и не немецким. Протянув
маленькую грязную руку, он воскликнул:
- Это дырка!
Подумав немного и радостно посмеявшись, он добавил:
- А в ней голова. Тернбуллу стало не по себе.
- За что они сунули вас в такое место? - растерянно спросил он.
- Да, хорошее место,- сказал старик, улыбаясь, как польщенный хозяин.-
Длинное, узкое и с углом. Вот такое.- И он с любовной точностью очертил в
воздухе форму палаты.
- А какие квадратики,- доверчиво сообщил он.- Смотрю и смотрю, все
пересчитал. Но и это не самое лучшее;
- Что же тут лучшее? - спросил вконец расстроенный Тернбулл.
- Железка,- отвечал старик, сияя синими глазами.- Она - торчит!
- Что мы можем сделать для вас? - спросил Тернбулл, и голос его дрогнул от
жалости.
- Мне ничего не нужно,- сказал старик.- Мне очень хорошо. Вы - добрый
человек. Что для вас сделать?
- Вряд ли вы можете нам помочь,- печально сказал Тернбулл.- Спасибо и на
том, что вам не плохо.
Старик с неожиданной суровостью поглядел на него.
- Вы уверены,- сказал он,- что я не могу помочь вам?
- Уверены, спасибо,- ответил Тернбулл.- До свиданья!
И закричал снова, обернувшись к Эвану:
- Звери! До чего они его довели!
- Вы думаете, он сумасшедший? - медленно спросил Эван.
- Нет,- ответил Тернбулл,- он слабоумный. Идиот.
- Он хочет нам помочь...- начал Макиэн, направляясь в другой конец палаты.
- Да, просто сердце разрывается,- откликнулся Тернбулл.- Это он - нам...
Эй, что это?
- Господи, помилуй! - сказал Эван, глядя, как открывается дверь, тридцать
дней отделявшая их от мира. Тернбулл подбежал к ней; она уже приоткрылась
на дюйм.
- Он хотел...- неверным голосом проговорил Эван.- Он предложил...
- Да идите вы сюда! - заорал Тернбулл.- Ну, ясно в чем дело! Когда вы
сломали железку, что-то у них там разладилось, а сейчас испортилось совсем.
Схватив Макиэна за руку, он вытащил его в коридор и тащил, пока сквозь
полутемное окно они не увидели дневного света.
- Нет,- сказал Макиэн, словно их беседа и не обрывалась,- он спросил, не
может ли он помочь нам.
Шли они чуть ли не целый час, и когда очередной коридор вывел их к выходу,
сверкающий прямоугольник травы, залитой предвечерним золотом, показался им
дверью в небо. Раза два за свою жизнь человек видит мир извне, и ощущает
саму жизнь как неначатое приключение. Глядя на сверкающий сад из адского
лабиринта, оба шотландца чувствовали себя так, словно еще не родились и
Бог спрашивает их, хотят ли они пожить на земле.
Тернбулл выскочил в сад первым так легко, словно мог бы взлететь. Макиэн,
исполненный радости и страха, еще поглядел изнутри на невинные краски
цветов и блаженную листву деревьев. Потом и он вышел в предвечернюю
прохладу, где у самой двери стоял и смотрел на них человек в черном. Чем
презрительнее он усмехался, тем длиннее становился его подбородок.
ДАЛЬШЕ >>>
© Кит Гилберт Честертон
|
 
|
БИБЛИОТЕКА
МУЗЫКА
СТАТЬИ
МАТЕРИАЛЫ
ФОРУМ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
|