|
ШАР И КРЕСТ
1 часть
НЕОКОНЧЕННЫЙ СПОР
1 глава
Аэроплан профессора Л. серебряной стрелой разрезал небеса, сверкая в
холодной и синей бездне вечера. Мало сказать, что он летел над землею -
тем двоим, кого он нес, казалось, что он летит над звездами. Профессор сам
сконструировал его, и все в нем было искаженным и причудливым, как и
подобает чудесам науки. Мир наук несравненно туманней и неуловимей, чем
мир поэзии; ведь в поэзии и в вере мысли и образы верны себе, тогда как,
скажем, сама идея эволюции зыбка, словно тяжкий сон.
Все детали и предметы в аэроплане профессора Л. были такие же, как у
людей, только на себя не похожие. Они как бы забыли свое назначение и
обрели иную, чудовищную форму или иное имя. Штука, похожая на большой ключ
о трех колесах, была чем-то вроде револьвера; гибрид двух пробочников -
ключом. Открывалось этим ключом что-то похожее на велосипед и очень
важное. Все это создал сам профессор - совершенно все, кроме себя и своего
пассажира.
Пассажира этого он в самом прямом смысле слова выудил из маленького садика
в горах и, хотя не создавал его, собирался над ним поработать. Обитатель
болгарских то ли греческих гор просто светился сквозь заросли седых волос;
видны были, собственно, одни глаза, и казалось, что ими он разговаривает.
Он был необычайно умен и мудр, и не знал печали в своей окруженной горами
хижине, обличая ереси, чьи последние приверженцы переказнили друг друга
1119 лет тому назад. Ереси эти содержали немалый соблазн, и монах сумел
обличить их; однако никто, кроме него, не понял бы хода его мыслей. Звали
его Михаилом (фамилию я писать не стану, западным людям все равно не
прочитать ее) и, повторяю, он счастливо жил со зверями в своей хижине.
Даже теперь, когда ученый безумец вознес его превыше гор, он не утратил
своей радости.
- Милый мой,- говорил профессор,- я не собираюсь убеждать вас доводами.
Нелепость вашего предания ясна всякому, кто знает сей мир тем знанием,
которое велит нам избегать сквозняков и нищих. Поистине глупо спорить о
таких глупостях. Когда поживешь среди людей...
- Простите меня,- послышалось из белых зарослей,- значит, вы подняли меня
в небеса, чтобы я пожил среди людей?
- Занятный вопрос, в узком схоластическом духе,- отвечал профессор.- Что
ж, я докажу мою мысль, исходя из вашей. Ваша религия, насколько мне
известна, считает небо символом и даже источником правды и милости. Ну
вот, вы - в небе, судите сами. Небо жестоко. Пространство страшнее тигра
или чумы. Надежды в нем не больше, чем в аду, а правды тоже. Если для
несчастного потомка обезьяны есть утешение и упование, оно - на земле, и...
- Простите, что прерву вас,- сказал отец Михаил,- но я всегда замечал...
- Так, так! - подбодрил его профессор.- Люблю ваши немудреные мысли!..
- Вы так прекрасно говорите,- продолжал монах,- и вы, и вся ваша школа...
но я припомнил ее историю и пришел к странным выводам, которые нелегко
передать, особенно на чужом языке.
- Слушаю, слушаю! - все подбадривал его ученый.- Итак?
- Я заметил,- мягко промолвил отец Михаил,- что особенно красиво вы
проповедуете как раз тогда, когда... ну, как бы это сказать?
- Прошу, прошу, договаривайте! - нетерпеливо вставил профессор.
- Словом, ваш аэроплан сейчас во что-то ударится,- закончил монах,-
простите, что я об этом говорю, но лучше вам знать заранее... -
Профессор вскрикнул и пригнулся к рулю. Последние десять минут они летели
вниз сквозь кручи и пещеры облаков. Теперь, за лиловатым туманом, словно
островок в облачном море, темнело что-то вроде макушки огромного шара.
Глаза профессора блеснули огнем безумия.
- Новая планета! - закричал он.- Я назову ее моим именем. Да, именно ей, а
не пошлой Венере, пристало называться светоносной, денницей, светилом
зари. Здесь не будет суеверий, здесь не будет богов, здесь человек станет
невинным и безжалостным, как полевой цветок, здесь человеческий разум...
- Простите,- несмело сказал монах,-- там что-то торчит...
- И верно,- согласился профессор (очки его сверкнули ученым восторгом),-
что бы это могло быть?
Тут он дико закричал и выпустил руль. Монах не очень удивился, ибо привык
в своем отсталом краю, что некоторые созданья кричат именно при виде этого
предмета. Он устало взялся за руль, и как раз вовремя, чтобы аэроплан не
врезался в купол собора.
Тусклое море облаков лежало почти у самой его вершины, и крест на макушке
шара казался буйком среди свинцовых волн. Когда аэроплан подлетел к ним
вплотную, облака стали четкими, словно камни на серой равнине. Лететь
сквозь них было неприятно, словно древний утес оказался куском масла или,
точнее, взбитым белком. Однако еще удивительнее были мгновенья, когда
внезапный и удушливый сумрак сменился бурным туманом, который где-то
пониже как бы разгорался, обращаясь в огонь. Сквозь плотную лондонскую
мглу сверкали огни, сливавшиеся в квадраты и полосы. Можно было сказать,
что мгла утопает в пламени; можно было сказать, что пламя подожгло мглу.
Самолет летел рядом с куполом, который, словно морское чудовище,
возвышался над морем улиц или, если хотите, висел в беззвездном небе, ибо
туман скрыл звезды от отца Михаила и профессора Л.
Монах и ученый пролетели от купола так близко, что профессор, оставив руль
на секунду, оттолкнулся от него, как отталкивается от берега тот, кто
правит лодкой. Крест, тонувший во мраке, казался снизу и больше, и
причудливей.
Профессор погладил огромный, шар, словно гигантского зверя, и сказал:
- Вот это по мне!
- Что же именно? - спросил монах.
- Да вот это,- повторил профессор.- Люблю этот символ. Как он завершен,
как довлеет себе! Я говорил вам, мой милый, что могу опровергнуть ваши
бредни, отталкиваясь от чего угодно; Что же выразит лучше разницу наших
мировоззрений? Шар сообразен разуму, крест - несообразен. Шар - логичен,
крест - нелеп и произволен. Шар в ладу с самим собою, крест себя отрицает.
Крест - это спор противных друг другу линий, и примирить их нельзя. Он
противоречив по самой своей форме.
- Вы совершенно правы,- отвечал монах.- Мы не страшимся противоречий.
Человек - это противоречие: он тем и выше собратьев своих, животных, что
способен к падению. Вы говорите, крест - нелеп и произволен. Форма креста
произвольна и нелепа, как человеческое тело.
Профессор Л. нахмурился и сказал:
- Без сомнения, все относительно. Не стану отрицать, что элемент борьбы,
противоречия, спора занимает свое место в природе. Однако элемент этот
ниже полноты, заключенной в шаре. Да сами посудите, сразу видно, что
Кристофер Рен допустил серьезную ошибку.
- Простите, какую же? - кротко спросил монах.
- Крест стоит на шаре,- отвечал профессор.- Это бессмысленно, шар должен
стоять на кресте. Крест, в самом лучшем случае, уродливое дерево прошлого;
шар - совершенный плод будущего. Итак, крест увенчивается шаром, а не
наоборот.
- Ну что же,- покладисто сказал монах,- представим себе эту аллегорию. Она
очень хорошо показывает, чем дурны ваши схемы. Вы сами представьте, что
случится, если мы поставим шар на крест.
- О чем вы говорите? - вознегодовал профессор.- Что случится?
- Все рухнет,- отвечал монах.
Профессор сердито поглядел на него и хотел было говорить, но монах
продолжал:
- Я знал такого, как вы...
- Такого, как я, на свете нет,- вставил профессор.
- Я знал,- повторил монах,- человека, ненавидевшего крест. Сперва он
запретил жене носить крестик и вешать в доме распятия. Потом он стал
ломать кресты на дороге, ибо жил в стране, где распятия ставят у дорог.
Однажды он изрубил изгородь, заметив, что ветви переплетаются крестом.
Когда он вернулся домой, он был уже безумен. Он увидел перекрестие балок,
и те скрещения досок, которыми держится мебель. Словом, он разнес в щепы
все, что мог, и утопился.
- Это правда? - спросил профессор.
- О, нет,- отвечал монах,- это притча! Притча о вас и таких, как вы.
Сначала вы отрицаете крест; потом - все на свете. Мы согласимся, когда
скажут, что нельзя загонять силой в церковь, но вы немедленно скажете, что
никто не ходит туда по доброй воле. Мы не спорим тогда, когда вы
сомневаетесь в существовании рая, но вслед за этим вы отрицаете
существование Англии. Сперва вы ненавидите все, что не сведешь к логике,
потом - просто все, ибо ничто в мире не сводится к логике без остатка.
Профессор Л. за это время поднялся немного выше; тут он крикнул:
- Каждому свое!
И с невиданной силой подняв монаха одной рукою, он опустил его на
перекладину креста, венчавшего собор.
- Ну как? - с издевкой спросил он.- Спасает вас крест?
- Я за него держусь,- отвечал монах.- С шара бы я упал. Неужели вы меня
здесь и оставите?
- Конечно! - вскричал профессор.- Мой путь ввысь, туда, к сверкающим
звездам!
- Много раз вы говорили мне,- напомнил монах,- что верх и низ - понятия
относительные. Мой путь тоже ведет наверх.
- Вот как? - спросил ученый.- В каком же это смысле?
- Я попытаюсь влезть на звезду,- отвечал монах.- Во всяком случае, на
небесное тело.
И он указал вниз, на Ладгэйт-хилл.
Поверхностные люди полагают, что парадокс - что-то вроде притянутой за уши
шутки. Такие парадоксы можно встретить в декадентской комедии, где денди
говорит: "Жизнь слишком серьезна, чтобы принимать ее всерьез".
Те, кто посмотрит на дело внимательней и глубже, обнаружат, что религия
кишит парадоксами. Пример такого парадокса: "Кроткие наследуют землю". Те
же, кто вглядится в самую глубь, увидят, что парадоксально все, что
значительно. Именно это заметил бы каждый, кому довелось бы висеть над
куполом собора, вцепившись в перекладину креста.
Несмотря на годы, несмотря на посты (вернее, благодаря им), отец Михаил
отличался и силой, и ловкостью. Вися над бездной, он понял то, что
понимают в опасности; то, что и зовется истинным мужеством. Как и всякий
нормальный человек, в такую минуту он понял, что главная опасность -
страх, а единственная надежда - спокойствие, доходящее до беспечности, и
беспечность, доходящая до безумия. Единственный шанс остаться живым
заключается в том, чтобы не держаться за жизнь. На куполе могли быть
какие-нибудь ступеньки, но чтобы добраться до них, нужно было о них
забыть. Безумно спускаться по гладкому шару; умно - висеть, пока не
свалишься. Противоречие это повторялось в его сознании, как повторяется в
мире противоречие креста. Он вспомнил слова: "Кто хочет сохранить душу
свою, потеряет ее", и - как бывает в некоторых толкованиях - понял, что
слово "душа" здесь можно заменить словом "жизнь". Он узнал истину,
ведомую, скажем, всем альпинистам: стих этот прекрасно подходит и не к
духовной, а к обычной земной жизни.
Не все поверят, что человек в его положении может философствовать. Однако
не стоит судить о том, что может, а чего не может быть в такие минуты.
Нередко разум работает особенно живо и четко, когда человек потерял и
возможность, и даже надежду спастись. Тем более не стоит эти минуты
описывать. Здравые мысли сменились диким страхом - страхом зверька,
которому враждебен весь мир. Десять минут, отданные этому страху, не
описал бы никто, не буду описывать и я. Они же сменились той полной
покорностью, о которой тоже не напишешь, ибо она непостижимей ада и, быть
может,- последняя тайна, которую скрывает от нас Господь. На самой вершине
страха мы обретаем непостижимый покой. Это не надежда, ибо надежда -
чувство, она романтична и устремлена в будущее. Это не вера, ибо вера
исполнена сомнения и вызова. Это не мудрость - разум как будто отключен.
Наконец, это не оцепенение горя (как сказали бы глупые нынешние люди).
Состояние, о котором я пишу, не отрицательно; оно положительно, как благая
весть. Собственно, мы можем назвать его благой вестью - словно существует
некое высшее равновесие, о котором нам знать не положено, чтобы мы не
стали равнодушны к добру и злу; и знание это открывают нам на мгновенье,
как последнюю помощь, когда никакой другой помощи быть не может.
Отец Михаил не сумел бы поведать об удивительном спокойствии, сошедшем на
него; но он с небывалой ясностью понял, что крест есть, и купол есть, что
они преисполнены бытия - и что он спускается по ним, и что ему
безразлично, разобьется он или нет. Состояние это длилось достаточно,
чтобы он начал свой безумный спуск; но страх шесть раз накатывал на него,
прежде чем он достиг верхней галереи.
Он ощущал, как ощущает пьяный, что у него - два сознания: одно, спокойное
до бесконечности, приносит пользу; другое - перепуганное насмерть - не
приносит ничего. Достигнув галереи, он удивился - ему казалось, что
придется ползти лицом к шару до самого низа - и, хотя до земли было
далеко, словно он упал на луну с солнца, он с удовольствием потоптался,
разминая ноги. И тут душу его пронзила молния: человек, обычный человек,
украшенный множеством пуговиц, стоял на его пути. Отец Михаил не думал о
том, почему он здесь; радость и любовь переполнили его сердце. Он хотел бы
постигать, один за другим, бесценные оттенки его чувств, и чувств его
тетки, и чувств его тещи. Минуту назад он умирал в одиночестве. Теперь он
жил в том же самом мире, что этот дивный человек. На верхней галерее,
огибающей купол собора, отец Михаил обрел самого лучшего из людей, самого
благородного и достойного любви, того, кто чище святых, величественнее
героев - он обрел Пятницу.
Сквозь музыку и сверканье явленного рая монах едва различал, что человек
произносит какие-то слова. Он заметил лишь слово "время" и дивное слово
"порядок". Заметил он и выражение: "Как вы сюда долезли?" Несомненно, этот
истинный образ Божий тоже считал, что путь от креста к галерейке ведет
вверх, на небесное тело, именуемое Землею.
Вопрос этот повторялся столько раз, что отец Михаил, наслаждавшийся сперва
самими звуками голоса, решил на него ответить. Он честно сказал, что летел
над куполом, но его силою посадили на крест. Услышав это, образ Божий
растрогался донельзя и заговорил ласково, как с любимым ребенком. Любовь
его дошла до того, что он обнял монаха и осторожно повел по галереям, суля
какие-то радости, которые даже анахорету, мало знавшему мир, показались
немного чрезмерными. В одном месте приоткрылась дверца; отец Михаил
заглянул вовнутрь и увидел свод небес, на сей раз созданный людьми.
Золото, зелень и пурпур этого свода слагались не в изменчивые гряды
облаков, а в четкие фигуры серафимов. Звезды сверкали здесь не наверху, а
внизу, над плотною массою людей. Звуки органа сотрясали воздух, и сквозь
них долетали еще более дивные звуки - голоса человеческие, взывающие к
Богу.
- Нет, не сюда,- сказал образ Божий, усеянный звездами пуговиц.- Идемте-ка
дальше, там хорошо, там вас ждет сюрприз, вы очень обрадуетесь...
Отец Михаил кротко пошел дальше. Он не знал, далеко ли до земли, когда
открылась еще одна дверь, и перед ним засверкала улица. Монах несказанно
обрадовался, словно снова стал ребенком. Он смотрел на мостовую деловито,
как смотрят дети, от которых она близко. Он ощущал во всей полноте ту
радость, которая неведома гордым; радость, которая граничит с унижением,
нет - которая от него неотделима. Она ведома тем, кто спасся от смерти, и
тем, к кому вернулась любовь, и тем, чьи беззакония покрыты. Он
наслаждался всем, что видел,- не лениво, как эстет, а жадно и мирно, как
мальчик, который ест пирожки. Его умиляло, что дома похожи на кубики, и
четкость их граней радовала его, словно он сам вырезал их из дерева.
Светлые квадраты витрин восхищали его, как восхищают они всех детей.
Должно быть, он был самым счастливым из детей человеческих, ибо в те
минуты, когда он висел над собором св. Павла, мир исчез и родился снова на
его глазах.
Вдруг зазвенело стекло, и лондонская толпа со свойственной ей быстротой
кинулась на звон. Осколки, словно звезды, сверкали на плитках тротуара.
Полицейские уже держали высокого человека с темными прямыми волосами и
удивленным взором; на плечо его был накинут серый шотландский плед.
- Ничуть не жалею! - говорил молодой человек, бледнея от гнева.- Вы
читали, что там написано?
Тут он увидел одежды отца Михаила и жестом истинного католика швырнул на
землю серый шотландский берет.
- Отец, рассудите нас! - крикнул он.- Посмотрите, что там написано... вы
только посмотрите!
Отец Михаил почувствовал, что люди не замечают только что сотворенного
мира. Они вели, как всегда, свои глупые, простительные, бессмысленные
споры, где так много можно сказать в защиту каждого, а лучше не говорить
ничего. Ему захотелось передать им свою радость, чтобы они не двинулись с
места, пока не удивятся своей улице и не обрадуются друг другу. Крест, с
которого он спустился сюда, отбрасывал тень своей непостижимой милости; и
первые три слова прозвенели серебром. Люди застыли на месте - но тяжелая
рука Пятницы упала на его плечо.
- Старичок не в себе,- добродушно объяснил он зевакам.- Гуляет по самой
верхней галерее и говорит, что прилетел. Мне бы кого на помощь. Лучше
констебля...
Констебль нашелся и помог. Другие два констебля занялись молодым
человеком, а четвертый - владельцем разбитого стекла. Их увезли в полицию,
куда последуем и мы, а счастливейшего из людей увезли в сумасшедший дом.
ДАЛЬШЕ >>>
© Кит Гилберт Честертон
|
 
|
БИБЛИОТЕКА
МУЗЫКА
СТАТЬИ
МАТЕРИАЛЫ
ФОРУМ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
|