|
РЕЛИГИЯ И ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДАВНЫМ-ДАВНО ИДУТ РУКА ОБ РУКУ
Насколько отражена религиозная тематика в современной российской фантастике, что такое "православное городское фэнтези" и как с его помощью можно в жанре "Ночного дозора" описать борьбу Русской православной церкви против сект и младостарцев, порталу "Интерфакс-Религия" рассказал известный писатель-фантаст Сергей Чекмаев.
- Сергей, Вас считают основателем нового литературного направления, получившего название "православного городского фэнтези". В чем его особенность?
- "Православное городское фэнтези" - это термин литературных обозревателей, которым всегда хочется придумать для каждой новой книги какой-либо свой, совершенно особенный жанр. Про "Анафему" я читал еще и не такое: в одной из сетевых рецензий мою книгу назвали "православным боевиком в стиле хардкор". В принципе суть термина понятна. Городское фэнтези - некоторые иногда путают его с магическим реализмом - описывает борьбу сверхъестественных сил на улицах наших городов в рамках привычной и знакомой нам реальности.
Ярчайший пример - цикл "Дозоров" Сергея Лукьяненко, книги о Тайном Городе Вадима Панова. Соответственно, "православное" направление должно по идее выдвигать в первые ряды борцов с силами зла людей верующих. В "Анафеме" примерно так и происходит, только героям приходится сражаться отнюдь не с Мировым Злом, а со вполне земным, обычным и даже повседневным.
В основе сюжета "Анафемы" - новая спецслужба, призванная бороться с засильем тоталитарных сект и культов в современной России. По ходу книги функции службы постепенно расширяются, превращая ее, по сути, в альтернативу МВД. Кроме идеи противостояния сектам, "Анафема" - это еще и попытка нащупать новый способ борьбы с коррупцией в силовых структурах. Я попробовал представить: а что, если работники данной спецслужбы будут людьми верующими? Православными христианами по велению сердца, а не по веянию моды. И от взятки их удержит не страх, не служебная инструкция и даже не честь офицера, а вера? Конечно, не была забыта и идея-предостережение: любая эффективно действующая структура вызывает у власть имущих желание использовать ее для "охоты на ведьм".
- Каким Вы представляете своего читателя? Кого, по Вашему мнению, должны в первую очередь заинтересовать темы, поднятые в "Анафеме"?
- В первую очередь - любителей современной фантастики. Но не только их. Книга может заинтересовать и читателя нереалистической прозы. Ведь в "Анафеме" нет бластеров, звездолетов и драконов, даже оборотень - и тот всего один, да и появляется он в самом конце. Эта роман о том, что происходит здесь и сейчас, вокруг нас. Как и во всех предыдущих моих произведениях, в ткань повествования вплетены реальные события или воспоминания героев о них, кто-то из читателей может узнать в описаниях дом по соседству, пригородный особняк недалеко от собственной дачи, знакомую автозаправку. В книге много фактологического материала об истории и деятельности тоталитарных сект, поданного в виде студенческих конспектов главной героини или газетных статей.
Кроме того, я уверен, что "Анафема" покажется интересной людям верующим и, возможно, даже священнослужителям Русской православной церкви. Когда я собирал материалы для романа, в сети Интернет мне то и дело попадалась полемика о сути сект, о путях борьбы с ними, в которой участвовали и церковные иерархи, и, скажем так, околоправославные культурологи. Надеюсь, мне удалось взглянуть на данную проблему со стороны, поставить вопрос так, как видит его простой российский обыватель.
- Насколько вообще интересна современным российским фантастам религиозная тематика?
- Чрезвычайно интересна. Религия и фантастическая литература давным-давно идут рука об руку, еще со времен шестидесятых, когда писатели "новой волны" задумывались о божественном, о роли церкви в мире будущего, о сильных и слабых сторонах современных им религиозных течений. Фантастика, несмотря на значительный в последние годы крен в сторону развлекательного чтива, все-таки остается постановщиком проблем, своего рода тревожной сигнализацией. Если что-то где-то идет не так, обязательно найдется автор, который дорисует картинку до совсем уж апокалиптической, утрирует проблему, выставит ее в таком свете, что поневоле задумаешься - а надо ли?
Религия же, как мне кажется, наоборот, призвана давать успокоение, уводить людей от груза проблем в мир возвышенного и светлого. Но на стыке этих двух миров не могут не рождаться удивительные философские концепции и парадоксальные идеи. Фантасты создавали диаметрально противоположные миры - теократическую Землю, вотчину религиозной диктатуры и пришедшую в упадок, бездуховную Солнечную Империю, которая в процессе бурной межзвездной экспансии утратила веру.
И Россия здесь не исключение. В середине девяностых многие писатели задумывались над перспективами развития нашей страны: каков он, новый Путь? Одна из популярных тогда идей - исламизация России - сейчас кажется просто дикой, а ведь о ней размышляли патриархи нашей фантастики Владимир Михайлов и Юрий Никитин. Не стоит забывать и интересный эксперимент авторского дуэта, работающего под псевдонимом Хольм ван Зайчик. В цикле романов об Ордуси перед читателями раскрывается многоконфессиональная и веротерпимая Россия, которая, объединившись в свое время с Золотой Ордой и Китаем, впитала в себя многое из восточной культуры, но при этом сохранила свою.
К сожалению, русская научная фантастика не избежала и многочисленных творений лубочно-православного толка, где главный герой, естественно, "светозарный русич", перекрестившись на церковные купола, берет свой верный бластер (или меч) и идет кромсать врагов. Боюсь, что в таких книгах православие для автора лишь удобная ширма, позволяющая оправдывать очередные зубодробительные подвиги супергероя.
Но, конечно, не они - самые серьезные произведения нашей фантастики на религиозную тематику. Есть еще романы Дмитрия Емца и Кирилла Еськова, есть дилогия Сергея Лукьяненко "Холодные берега/Близится утро". Поклонники творчества писателя немедленно окрестили ее "Евангелием от Лукьяненко". А романы совсем о другом, они значительно глубже, чем кажутся на первый взгляд. Дилогия повествует о тяжести выбора Мессии, о страхе перед возможными испытаниями и смертью и - неожиданно - о том, что не всякий, кто умеет творить чудеса, обязательно Посланник.
- На книгах Стругацких, Ефремова, Беляева и Казанцева воспитывались целые поколения советских людей. Как Вы считаете, какое влияние оказывается фантастика на умы современных россиян?
- Критики сейчас любят порассуждать чуть ли не о смерти научной фантастики. Думаю, что это, по меньшей мере, преувеличение. Научную фантастику принято считать детищем точных наук, но сегодня лишь очень узкий специалист может понять значимость открытия в той или иной области исследований. А верный конек старой фантастики - популяризация - перестала пользоваться спросом. Через телевизор и Интернет рядовой житель Земли ежедневно получает столько непроверенной, а часто и откровенно ложной информации, в том числе и о научных открытиях, что уже давно воспринимает ее скептически.
Фантастика больше не может опираться на точные науки, и многие, привыкшие к такому положению дел, заключили, что наступило время ее заката. Но это не так. Фантасты сегодня пишут о внутреннем мире человека, о его сложных взаимоотношениях с другими людьми, о проблемах и болезнях социума. История, психология, социология - тоже науки. И если в своем романе о недалеком будущем автор исследует последствия модной ныне глобализации, то перед нами, несомненно, научная фантастика. Мир, к слову сказать, получился страшненький.
А вообще фантастическая литература принимает непосредственное участие в создании массовых мифов, в формировании отношения общества к какой-либо проблеме. Правда, по сравнению с телевидением, влияние литературы не слишком велико, но и оно приносит свои плоды. Я всегда привожу один весьма характерный пример: что больше испугало жителей СССР и США в свое время: малопонятные выкладки ученых о "ядерной зиме" или несколько впечатляющих книг и фильмов о ядерном Армагеддоне?
- Расскажите о своих творческих планах. Какие темы Вы предполагаете затронуть в следующих книгах?
- Недавно в серии "Звездный лабиринт" издательства "АСТ" вышла моя новая книга "Носители совести". Трудно отнести ее к какому-то одному жанру. Роман ближе всего к социальной фантастике, но с элементами детектива и созданной Владимиром Васильевым и Александром Громовым "альтернативной географии".
Ушел в печать сборник романтических рассказов "Лебедь на обложке". Странно, наверное, что автор фантастики взялся за "женские" истории, но я давно задумал собрать все свои романтические тексты в одной книге. Фантастика - все-таки мужской жанр, а мне всегда хотелось написать нечто доброе, светлое, может быть, немного наивное и посвятить его всем женщинам. За то, что они просто есть.
К середине осени на прилавках должен появиться роман "Бремя Стагнатора". Книга продолжает полемику вокруг идеологии Прогрессорства, начатую еще Аркадием и Борисом Стругацкими, но с позиций современного "рыночного" человечества.
Ну, и нельзя, конечно, не вспомнить о предмете нашего разговора. Изначально "Анафема" задумывалась как одиночный роман, но собранного материала оказалось столько, что книга грозила перерасти в солидный талмуд за тысячу страниц. Часть историй пришлось оставить на будущее, а роман - закончить ключевой сценой, завершающей одну из сюжетных линий. Продолжение, конечно, последует, и еще до конца этого года я планирую завершить роман с рабочим названием "Анафема: Низвержение". В нем герои столкнутся с самым тяжелым выбором в своей жизни, и выяснится наконец, кто же такой Базиль Тристахин.
© Сергей Чекмаев
© ИНТЕРФАКС-Религия
|
 
|
БИБЛИОТЕКА
МУЗЫКА
СТАТЬИ
МАТЕРИАЛЫ
ФОРУМ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
|