Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Сборник фантастических повестей "Сакральная фантастика-5"

Издательство: МАНУФАКТУРА, составитель Д. Володихин

Лично для меня понятие "сакральная фантастика" началось с публикаций, в которых одни критики пытались обосновать концепцию нового литературного направления, другие - подвергнуть ее сомнению. По правде говоря, я и сам с симпатией и надеждой отнесся к зарождающемуся течению. Наконец-то, думалось мне, атеистический по форме жанр возвращается к своему природному началу - осмыслению сакрального Чуда, богоискательству. Ведь именно таковой была протофантастика, таковы были фантастические повести Гоголя, Булгакова, Зайцева и даже Мережковского.

Что ж, с позиции литературной критики сборник, вероятно, удовлетворит вкусы читателей интеллигентной прозы. Но в данном случае куда важнее не состав книги, а его художественная, эстетическая задача, соответствие заявленной авторами Идее. По мере чтения мои оптимистические ожидания таяли, оставляя в душе осадок "литературоведческого недоумения".

Лишь Д.Трускиновская и С.Алексеев смогли приблизиться к пониманию сакральности в литературе. Что касается прочих повестей сборника, то они выглядят "притянутыми за уши" к концепции. И дело не в том, что плохо написаны. Как раз в большинстве случаев мы имеем дело с грамотными сочинениями, в которых есть и вкус языка, и занятные сюжеты. Однако той "изюминки", о которой твердят теоретики направления - ЧУДА, - в них не наблюдается даже после пристального прочтения. Традиции сакральной (духовной, мистико-теософской) прозы в русской литературе давние и устоявшиеся. Авторы рецензируемого сборника с ученической старательностью попытались соответствовать Идее, но ведь от многократного упоминания слова "Бог" с большой буквы и мистических закономерностей в судьбах героев текст, простите, сакральнее не становится. Редкая способность ощущать недоступное человеческому сознанию явление Чуда превращала формально реалистические рассказы Зайцева или Платонова в образцы Высокой Фантастики - мистически загадочной, сакральной. К сожалению, этой способности у авторов сборника рецензент не заметил.



© Виктор Лебедев
© ЕСЛИ № 6 ИЮНЬ 2004
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz