Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ ПИШЕТ САКРАЛЬНУЮ ФАНТАСТИКУ



Кстати, это не такое уж увлекательное занятие - изучать литературный процесс вместе с писателем. Вот если мне взбредет на ум осваивать влияние танских поэтов на творчество ван Зайчика - то и тебе, читатель, копаться в этом добре, что ли?

Поэтому сразу предупреждаю: на прошлой неделе меня интересовали темы религии, в частности - православия в творчестве российских фантастов. Не потому, что святость на меня напала, а потому, что наметилась тенденция.

Собственно говоря, она уже с год как наметилась, потому что публикации, о которых можно говорить всерьез, запланированы были как раз тогда. И на московской литературной арене объявился Дмитрий Володихин.

Незнакомое имя? Пока - да. Это - один из самых ярких представителей новой генерации фантастики. Помню, как однажды ее принялись делить на "волны", всего их насчитали четыре штуки, и я с удивлением узнала, что отношусь к "фантастике четвертой волны". Был еще турбореализм - но убейте меня веником, если хотя бы сам автор этого термина смог дать четкое определение!

Так вот, новая генерация - это люди, которые, в отличие от предшественников, довольно много знают. То есть, была научная фантастика - НФ в чистейшем виде, с покорением планет и братанием с марсианами. Тогда писатель был обязан хотя бы прочитать учебник физики. Потом мы "оторвались". Что требовалось - так это защита обиженных и угнетенных советской властью, принимавшей в повестях и романах чудовищные формы. Потом необходимость в сопротивлении отпала - лишь отдельные орлы все еще сидят на баррикадах и высматривают, не завалялось ли где покойного парторга... Рынок потребовал развлекаловки - ладно, будут вам драконы, эльфы, Конаны в ассортименте и прочее на уровне среднего школьного возраста. Вот и эту полосу препятствий одолели - что дальше?

Дальше - то, что едва ли десятая часть выскочивших за эти годы авторов хоть что-то смыслит в единственной и вечной теме литературы - в человеке со всеми его заморочками. Писать чистую НФ - так умные книжки сперва изучить надо, наукой интересоваться. Писать "фантастический реализм" - так, прах побери, нужно знать в этом реализме хоть чуточку больше географии собственной квартиры и карты вин ближайшего киоска. А что писать-то?..

Вот тут и возникает Володихин со своей бандой историков. Там, собственно говоря, не только историки, там люди, для которых интенсивная мозговая деятельность - нормальное обыденное состояние. Если фантаст "четвертой волны" может импровизировать на тему себя, любимого, в счастливые КГБ-шные времена, когда он мог собой гордиться, то эти с одинаковой легкостью перемещаются из ацтекской империи в Великую степь, и всюду им уютно. Философия Юнга и теория этногенеза во всей ее полноте для них - дело житейское. В отличие от фантастов, эти ребята даже историю литературы знают. Ну и талантливы, разумеется.

Стоп! Не совсем ребята. Там и девочки есть. Начиная от замечательной и известной писательницы Елены Хаецкой и кончая совсем молодой, но очень активной Наташей Мазовой.

Что делает Володихин? Он честно сообщает читателю о своей вере в Бога. Комизм ситуации в том, что три четверти фантастов - люди верующие. Это видно из того, что решение проблем они перекладывают на широкие плечи Высшего Существа, гримируя его на разные лады. Раньше в роли Высшего Существа на отсталых планетах подвизались земные "прогрессоры". Потом завелись Зоны, Светлые Братства, Космические Наставники - все, что кое-как годилось на вакантную роль Бога. Димка Володихин, не мудрствуя лукаво, выстроил свой роман "Полдень сегодняшней ночи" на реалиях православия: вот воинство бесей собакомордых, вот воинство Творца, где плечом к плечу стоят ангелы и люди. Место очередного сражения - окраины Москвы, оружие: с одной стороны - магия, с другой - молитвы... И все это - с глубочайшим историческим экскурсом. Конечно же, бой не кончен - зло отступило, но может вернуться. Конечно же, гибнут прекрасные герои - но и они вернутся, их души возродятся в новых телах (неканонично, зато обнадеживает...)

Но если бы только этот роман этого автора - то не стоило бы и огород городить. Принцип "Символа веры" - признать Бога лично, с полной ответственностью за свое решение, - распространился на коллектив авторов, которые уже издали два сборника "Сакральной фантастики". Сразу заявлено

- сюда вошли произведения участников литературно-философской группы "Бастион". То есть - подчеркнуто фломастером, что это - новая тусовка с новым направлением. А как вы думаете, кто эту команду возглавляет? Продолжение следует!


* * *

Итак, два сборника под одним названием - "Сакральная фантастика". Оба составил Володихин, фактически он и издал. Тираж невелик - три с половиной тысячи у каждого. Но разошелся со свистом. Может, и в самом деле народу "четвертая волна" уже надоела?

Тут отнюдь не такое откровенное противостояние между Творцом и его главным оппонентом, как у самого Володихина в "Полдне сегодняшней ночи". И первый из этих сборников на меня, собственно, особого впечатления не произвел. Он читался с трудом. Грешна, люблю в повествовании авторский азарт. И тоскую, когда его нет. Чтобы описать замаскированное противостояние, нужны или пронзительно яркие образы, или длинные, ловко закрученные рассуждения. Очевидно, авторы хотели хоть как-то сообщить человечеству про объективное существование мира сверхчеловеческого, и цель затмила им необходимость придирчиво выбирать средства. Разве что повесть Ольги Елисеевой "Пожиратели крови" оказалась удобочитаема и увлекательна. Но по форме она, при всей исторической подкладке, - фэнтези, и потому откровения не случилось: в фэнтези, как в сказке, Зло с большой буквы - нормальное явление.

Вот второй сборник оказался куда как интереснее! Там солирует Елена Хаецкая с "Повестью о дальней любви". Как приятно читать вещь, в которой несколько превосходно разработанных пластов: верхний - стилизация под "Жизнеописания трубадуров". Как приятно читать вещь, написанную для образованных людей! (Как неприятно читать боевики для быдла - вы и сами знаете.) И рядом с прекрасным Провансом - не менее выразительная и образная античность Ольги Елисеевой. Тоже, кстати, лакомство для тех, кто понимает. Сам Володихин опубликовал "Ринг" (повесть в батальных фресках). Она чем-то напомнила русскую историческую фантастику восьмидесятых - тоже старались на небольшом пространстве сделать и отчаянно, и красиво, тоже шпагами звенели... Жаль, что нельзя изъять из литературного процесса и похоронить те несколько лет, когда книгоиздатели тупо твердили писателю одно основополагающее условие: гони роман объемом в двадцать авторских, по заграничному принципу "одна вещь - одна книга", и точка!

Историки, недавно пришедшие в литературу, несут с собой не просто другую фактуру произведений - они обращаются к ДРУГОМУ ЧИТАТЕЛЮ. Не к физически другим людям, которые вдруг откуда-то взялись, а к людям, которые уже выросли и созрели. Можно, конечно, остановиться в развитии и, начав в четырнадцать лет читать фэнтези про драконов, увлекаться ими до восьмидесяти, вольному воля. Но вообще-то человеку свойственно подниматься со ступеньки на ступеньку. Команда Володихина как раз и шагнула на следующую ступеньку, где как раз было для нее свободное место.


* * *

И одновременно со взлетом миссионерской деятельности Володихина, совершенно самостоятельно, в Санкт-Петербурге пошел тем же путем вовсе неожиданный человек - Вадим Назаров. Евангельская истина "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие небесное" сработала с точностью до наоборот...

Назаров - книгоиздатель. Есть книгоиздатели скучные, бизнесмены - и только, а этот - в известной мере авантюрист. Если посмотреть, что публикует его "АМФОРА", - за голову схватишься. Он высоко держит планку - берет вещи спорные, берет имена неожиданные, но дешевки и пошлости не терпит. Иногда его деятельность попахивает благородным безумием...

Вадим писал свой роман "Круги на воде" неторопливо. Он не был повязан контрактом, он не спешил получить гонорар, и потому текст продуман, прописан, выласкан. Как нельзя за день соткать вручную персидский ковер, так нельзя за несколько месяцев написать вещь, исполненную настоящего смысла. Даже когда вплетаешь в нее все, что накопил за долгие годы. Такой вещи необходимо несколько циклов развития: ее начинаешь, откладываешь, даешь вылежаться, полгода спустя выбрасываешь половину, еще полгода спустя дописываешь единственно возможные слова, даешь вылежаться опять...

Назаров мог себе это позволить!

Он, человек верующий (если кто не видел бизнесмена, строго соблюдающего Великий пост, - спросите у меня, как он на рабочем месте ест винегрет без селедки...), создал мир ангелов, хранящих Землю, и дописал Книгу Бытия так, как это мог сделать только поэт. Этой бы книге немного рекламы - и Милорад Павич может отдыхать. Ее и читаешь-то по странице в час, каждый абзац - как стихотворение, и это при всей воздушности текста.

Итак, что мы имеем?

Мы имеем самое-самое начало. Российские писатели (не все, всем это и не дано) перестали стыдиться веры. Нельзя служить Богу и мамоне, довольно странно ставить в церкви свечки и писать о великом братстве светлых магов. Так что мы стоим у истоков нового течения русской литературы - не хочется называть его "православным", потому что как раз православные священники и не придут в восторг от обращения с библейско-евангельским антуражем. Но как нельзя вливать новое вино в старые меха, так нельзя и создавать сакральную литературу методами, устаревшими еще в восемнадцатом веке. Сейчас новые методы только нащупываются. Но когда-то же они окрепнут!

Ну как? Не сильно загрузила мозги? Нельзя же, господа, все детективами пробавляться, можно иногда и о вечном задуматься.



© Далия Трускиновская
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz