Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ВОСХОЖДЕНИЕ ИЗ ТЬМЫ

Сборник фантастических повестей "Сакральная фантастика-4"

Издательство: МАНУФАКТУРА, составитель Д. Володихин

Увидел свет четвертый сборник "Сакральная фантастика", в который вошли повести и рассказы представителей одноименного направления отечественной фантастической литературы. Его границы и внутренние характеристики все еще уточняются - отчасти в полемике с критиками, отчасти в порядке самоосознания. Об этом свидетельствует послесловие, принадлежащее составителю и одному из авторов сборника Дмитрию Володихину. Он достаточно четко, на конкретных примерах проводит деление направления на два вида - тексты, построенные "на использовании христианской мистики" ("фаворские"), и тексты "пестрые". Складывается впечатление, что этот сборник задуман как некий смотр именно "фаворской" фантастики. Так, в повести Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой "Бесценная награда" создается убедительный и внутренне целостный "вторичный мир" на материале средневековой мистики и демонологии. Традиции классической фэнтези сочетаются здесь с темой человеческого жребия. Именно человеческая судьба, вопреки бесовской логике, оказывается в финале "бесценной наградой" для того, кто начал восхождение из тьмы.

Потусторонняя реальность вторгается в повседневный мир в "Ракурсах" Натальи Иртениной и "Шарманщике" Олега Марьина. В обоих случаях, однако, над злом торжествует - в "том" или в "этом" мире - христианский нравственный идеал.

К исторической фантастике относятся повести Ольги Елисеевой "Наследники исполина" и Елены Хаецкой "Божий толмач". Сочинение Елисеевой - продолжение опубликованной в предыдущем сборнике повести "Дерианур - море света". Место действия - Россия в короткое царствование Петра III. Автор показывает рычаги, приведшие к власти Екатерину. И рычаги эти отнюдь не только рациональные... Повесть Хаецкой - попытка воссоздать в художественной форме биографию крестителя готов Ульфилы. Е.Хаецкая пишет о человеке, пытавшемся следовать Божьей воле, но запутавшемся в политических дрязгах. К историческому направлению примыкает и работа Д.Володихина "Доски Творца" - продолжение совместного с Н.Мазовой романа "Золотое солнце"...

Действие почти всех произведений сборника происходит в нашей реальности. Отсюда и упреки в недостаточной "фантастичности" - упреки, на которые убедительно отвечает автор послесловия. Однако критики не совсем неправы. Все-таки главное, о чем заставляет задуматься сакральная фантастика, - это парадоксальный вопрос: так ли уж фантастичны ее темы и образы?


© Сергей Алексеев
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz