Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
СКАЗКИ О ДАЛЬНЕЙ ЛЮБВИ

Сборник фантастических повестей "Сакральная фантастика-2"

Издательство: МАНУФАКТУРА, составитель Д. Володихин

"Сакральная фантастика-2" выигрывает по сравнению с предыдущим выпуском. Во-первых, чисто внешне: этот сборник поменьше объемом, его легче удержать развернутым, не ломая корешок. Во-вторых, на сей раз в теплую компанию "начинающих" внедрился один из самых ярких современных писателей - Елена Хаецкая. Само ее присутствие, на мой взгляд, уже оправдывает существование этой книги.

"Один из лейтмотивов как сакральной фантастики, так и "продвинутой" женской фэнтези - представление о мире, как об арене войны", - пишет в послесловии составитель Дмитрий Володихин. К счастью, из вошедших в сборник вещей в полной мере это касается только его собственной повести "Ринг", где описывается растянутое на столетия противостояние нечистой силы и святого воинства. И в "Соколе на запястье" Ольги Елисеевой, и в написанном правильным школярским языком "Празднике синего ангела" Натальи Иртениной если и есть противостояние, то в первую очередь - между конкретными людьми, а не между силами превыше нас. Силы-то эти тут как раз играют на одной стороне... Ну, а в блестящей "Повести о дальней любви" Елены Хаецкой и "Янтарном имени" Наталии Мазовой речь и вовсе идет не о войне, а о любви. В первом случае - о любви к Богу, во втором - к обобщенному образу романтического героя, постепенно обрастающему живой человеческой плотью. Если о каком-то противостоянии тут и может идти речь, то лишь о борьбе разных чувств в одной человеческой душе. Не о том ли ведет речь и вся мировая литература?

Словом, яснее, что такое "сакральная фантастика" и чем она отличается от несакральной, после второго выпуска антологии не стало. Понятно только одно: страницы этого сборника - прекрасный полигон, где могут порезвиться молодые авторы, по какой-то причине объединенные составителем в одну группу. Теперь им есть где отточить перо, не смущая взоры широкой читательской аудитории. А для тех, кого интересуют только зрелые, вошедшие в полную силу писатели, в книгу добавлена повесть Хаецкой. И волки сыты, и овцы целы.

Да, вот еще что радует. До недавнего времени в России и СНГ существовало два центра консолидации писателей-фантастов: Семинар Бориса Стругацкого в Питере и Творческая Мастерская "Второй блин" - в Харькове. Входящие в эти группы авторы не просто встречаются время от времени на заседаниях соответствующих секций СП, но искренне поддерживают друг друга - и в творческом плане, и в бытовом, и в издательском... В Питере и Харькове сформировались две мощные "школы" - чего так и не произошло в богатых талантами Москве, Киеве или Красноярске. То есть попыток хватало, но все они в силу какого-то фатального стечения обстоятельств оканчивались провалом.

И вот несколько лет назад в столице снова зашевелилась писательская молодежь - да и не только молодежь. На сей раз инициатором консолидации оказался издатель, критик и писатель Дмитрий Володихин. Именно он стал одним из руководителей литературно-философской группы "Бастион", за небольшой срок успевшей заработать имя в фэндоме. Еще одним из центров кристаллизации стала антология "Сакральная фантастика". Хотя сущность направления остается загадкой для большинства читателей, всегда интересно наблюдать, как на пустом месте возникает и крепнет новое творческое движение. А похоже, все к тому и идет. Что ж, будем ждать продолжения...


© Анатолий Гусев
© ПИТЕРbook № 06 ИЮНЬ 2001
 
Яндекс.Реклама
сколько стоит электрический чайник
Hosted by uCoz