Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
КОЩУНСТВО ИЛИ БОГОИСКАТЕЛЬСТВО?

И где бы я ни шел, я стучусь у дверей:
Так Господи мой, Боже, помилуй меня!
Сын Человеческий, где Ты?
Скажи мне еще один раз,
Скажи мне прямо, кто мы теперь,
Скажи мне истинно, где мы сейчас?

“Аквариум”


- Батюшка, нашим читателям может быть непонятно: почему мы вообще подняли эту тему и стараемся защитить рок-музыку? Ведь слушать ее - не есть какая-либо добродетель, и если христианин не будет ее слушать, он ничего не потеряет.

- Все должно делаться по истине. Церковь должна давать ответы обо всех сторонах жизни, обо всех явлениях современности. Церковные Соборы собирались не только для того, чтобы дать ответ на внутрицерковные вопросы; не меньше внимания уделялось и вопросам мира нецерковного, внешнего. Истина привлекает людей, а ложь - отталкивает. То, что сейчас говорится от лица Церкви о рок-музыке, по большей части не соответствует действительности. А для многих людей, особенно молодых, рок-музыка очень значима, это их культура, это часть их жизни. Клевета на рок-музыку отталкивает их и, в конечном счете, может оттолкнуть от Церкви.

Вспомним пример из книги о преп. Силуане Афонском. Один молодой архимандрит, занимаясь миссионерской деятельностью среди инославных, говорил им так: "Ваша вера - блуд, у вас все извращено, все неверно". Преподобный Силуан следующим образом объяснил ему его неправоту: "Душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и святых, что призывают их в молитвах. Так что, когда Вы говорите им, что их вера - блуд, они Вас не послушают. Но если Вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога и почитают Божию Матерь и святых, хорошо делают, что ходят в церковь на богослужение и прочее, но в том-то у них есть ошибка, и ее надо исправить, и тогда все будет хорошо. И Господь будет радоваться о них, и так все мы спасемся милостию Божиею. Бог есть Любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви. Тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает. А если порицать, то душа народа не послушает вас, и не будет пользы". (Старец Силуан Афонский. М., 1996. С. 60-61.)

Это истина. Для меня несомненно, что в том же духе любви и мудрости должна проходить наша проповедь молодым и разговор об их культуре.

Создается впечатление, что критики молодежного искусства никогда сами с ним не сталкивались, никогда не пытались его понять, бездумно повторяя утверждения борцов за чистоту пуританской морали еретического запада.

В основном рок-исполнители поют о правде жизни. Вообще, рок-музыке свойственна глубокая правдивость. В ней боль и страдание, поиск истины молодым поколением, желание высшего и светлого. Рок-музыка по сути своей драматична и трагична. Это отнюдь не легкий жанр. Как никакое другое направление в искусстве, она отражает трагедию жизни, особенно острую для молодого поколения. В текстах много говорится о проблемах, волнующих современного молодого человека, в том числе о проблемах духовного свойства.

Часто упоминается Бог, Христос, вера. Эти темы затрагиваются с надеждой и уважением. Богохульных текстов не так много, как это представляется авторами недобросовестных брошюр. Нередки случаи, когда музыканты, в начале своего творческого пути легкомысленно обращавшиеся к духовным темам, с годами взрослели и становились более серьезными; в текстах появлялись христианские темы и мотивы. Нередко в песнях обращается к Богу Юрий Шевчук, а творчество Константина Кинчева - это настоящее православное искусство.

Нередки рок песни о любви, что вполне понятно в молодом возрасте. Но о любви поют отнюдь не в стиле "красная помада - девочка что надо"; поют возвышенно, поэтично:

"Ты будешь утренней птицей в белой фате,
Ты будешь мне сестрой во Христе,
Ты будешь строкой на тетрадном листе,
Ты будешь стихом на могильной плите.
Я заполняю тобою свой холст на стене.
Я заполняю тобою все то, что во мне.
Я заполняю тобою свободный эфир.
Я заполняю тобою оставшийся мир.
Ты будешь красным цветком, что плывет по реке.
Ты будешь бабочкой, что пока не в сачке.
Ты будешь водой в раскаленном песке,
Ты будешь звездой у меня на руке..."

"ЧайФ"

Пошлость более свойственна другим современным популярным жанрам, имеющим мало общего с классическим роком, но не об этих жанрах сейчас речь. Рок, в отличие от поп-музыки, как раз не есть ширпотреб, не есть бездумная легкая музыка большинства. По крайней мере, некоторые его направления - это, скорее, музыка интеллектуалов и людей ищущих. Нередко встречается и добрый юмор в стиле народных песен.

Вообще, в основе своей рок имеет народную музыку, в частности, негритянские духовные гимны - спиричуэлз, - из нее он вырос и развился. В лучших рок-композициях используются мелодии ирландские, шотландские, негритянские, индейские, греческие, славянские, сербские, русские и т. д. Рок-музыка по сути своей - стилизованная народная музыка, исполняемая на современных инструментах. Это музыка, вышедшая из народных корней и ставшая поистине народной. Одна из причин того, почему она так скоро находит путь к сердцам слушателей - то, что она обращена к жизненным проблемам простого человека.

Много песен антивоенных, так как начинают войны политические деятели, а воевать приходится молодым. Протест против войны во Вьетнаме начали именно рок-музыканты. В России с началом гласности рок-музыканты запели о трагедии Афганской войны. Вообще, достаточно композиций, где насилие осуждается в принципе и проповедуется добро и любовь в христианском понимании. Таких композиций гораздо больше, чем так называемых призывов к насилию. Джон Леннон устраивал целые акции протеста против войн и наркотиков.

В России проходят пацифистские рок-фестивали (например, фестиваль "Fuzz" -"Прощай, оружие!", Санкт-Петербург, 1999 г.), был фестиваль "Рок против наркотиков". Пол Маккартни известен своей благотворительностью. "За последние тридцать лет не было ни одной серьезной благотворительной акции или кампании, в которых он не принял бы участия, начиная с "Live Aid" - концерта для Кампучии; он жертвовал деньги детским домам и больницам, Королевскому Музыкальному Колледжу и Ливерпульскому Институту Сценического Искусства; даже нам подарил свой альбом "Снова в СССР"...". (А.Бурлака, "Fuzz", 1999, №11.)

Да и те песни, которые пуританствующие поверхностные критики объявляют пропагандой наркотиков и зла, по сути являются сатирой и обличением зла.

Например, песни российской группы "Ария": "Ангельская пыль", "Улица красных фонарей" и др. Вполне возможно, что многие мнимо-оккультные тексты западных групп есть в действительности обличение, а не пропаганда. Чтобы разобраться в этом, необходимо очень хорошее знание языка, различных употребляемых в нем фразиологизмов, непереводимых сочетаний и поэтических фигур.

Часто возникает вопрос: неужели уважаемые критики не могут (или не хотят?) отличить от пропаганды зла социальную сатиру и гротеск (группы "Аукцион" (80-х годов), "Бригада С", "Зоопарк", "ЧайФ")? Или они не сталкивались с творчеством русских символистов и Даниила Хармса? В действительности социальная сатира есть средство привести в покаяние, и средство действенное. Абстрактное искусство есть средство показать абсурдность пошлой жизни, подобно тому, как святые юродивые обличали безумие мира своим мнимым безумием. Сюрреализм российских рок-групп, как правило, вполне прозрачно обличает абсурдность явлений советской и постсоветской действительности. Например, мрачные образы многих песен "Аквариума" 80-х годов - это прекрасное выражение состояния души в той обстановке. Вспомните атмосферу тех лет, когда не было никаких оснований ждать перемен!

Одной из главных тем российских рок-песен всегда было разоблачение коммунистической лжи и бездуховности вообще. Как известно, музыканты группы "Воскресение" подвергались судебным преследованиям под предлогом их предпринимательской деятельности (то есть, получения гонораров за концерты). Очевидно, что истинной причиной было творчество, чуждое советскому "соцреализму" и надеждам на "светлое будущее", и влияние музыкантов на молодежь.

Вообще, тексты российских рок-групп отлича ются серьезностью и глубиной. Это настоящая поэзия. Обвинения в пропаганде разврата и насилия вы глядят особенно абсурдно, если рассмотреть творчество российской группы "ДДТ". Большинство их песен - это боль о России ("Родина", "Революция"), пацифизм ("Не стреляй"), замечательная лирика ("Что такое осень?"), социальная сатира ("Мальчики-мажоры"). Юрий Шевчук неоднократно выступал с благотворительными концертами перед российскими воинами в Чечне, а в 1999 не побоялся петь под бомбами на центральной площади в Белграде.

Многие из рок-групп очень необычны, самобытны и явно не боятся не угодить широкой публике. В этом кардинальное отличие рок-культуры от слащавой поп-культуры. Лучшие люди искусства, в том числе, рок-музыканты всегда обращаются к теме собственного несовершенства, - а это очень близко Христианству, это может стать началом покаяния. Возьмите песни Талькова - там есть элементы рока. Это наш национальный русский певец, который пел о Православии; замечательные тексты, а обработка роковая. Достаточно вспомнить его "Россию":

"Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты могла себя отдать
На растерзание вандалам,
Россия!"


А вот две из числа самых замечательных песен Б. Г., конца советского периода:

"Поколение дворников и сторожей
Потеряло друг друга в просторах бесконечной земли.
Все разошлись по домам.
В наше время, когда каждый третий - герой,
Они не пишут статей, они не шлют телеграмм.
Они стоят, как ступени,
Когда горящая нефть хлещет с этажа на этаж.
И откуда-то им слышится пение,
И кто я такой, чтобы говорить им, что это - мираж?
Мы молчали как цуцики, пока шла торговля всем,
Что только можно продать, включая наших детей.
И отравленный дождь падает в гниющий залив,
А мы все еще смотрим в экран,
Мы все еще ждем новостей...
И наши отцы никогда не солгут нам,
Они не умеют лгать,
Как волк не умеет есть мясо,
Как птицы не умеют летать.
Скажи мне, что я сделал тебе?
За что эта боль? Но это без объяснений.
Это, видимо, что-то в крови.
Но я сам разжег огонь, который выжег меня изнутри.
Я ушел от закона, но так и не дошел до любви.
Но молись за нас, молись за нас, если ты можешь!
У нас нет надежды, но этот путь наш.
И голоса звучат все ближе и строже,
И будь я проклят, если это мираж".


К сожалению, мы можем привести только текст, тогда как и в музыке, и в особенно проникновенной манере исполнения сказано еще больше.

"Полковник Васин приехал на фронт
Со своей молодой женой.
Полковник Васин собрал свой полк
И сказал им: Пойдем домой!
Ведем войну уже семьдесят лет,
Нас учили, что жизнь -это бой.
По новым данным разведки
Мы воевали сами с собой!
Я видел генералов:
Они пьют и едят нашу смерть.
Их дети сходят с ума от того,
Что им нечего больше хотеть!
А земля лежит в ржавчине,
Церкви смешали с золой,
Если мы хотим, чтобы было куда вернуться,
Время вернуться домой!

рефрен:
Этот поезд в огне,
И нам не на что больше жать,
Этот поезд в огне,
И нам некуда больше бежать!
Эта земля была нашей,
Пока мы не увязли в борьбе;
Она умрет, если будет ничьей,
Пора вернуть эту землю себе!

А кругом горят факелы:
Это сбор всех погибших частей.
И люди, стрелявшие в наших отцов,
Строят планы на наших детей!
Нас рожали под звуки маршей,
Нас пугали тюрьмой!
Но, хватит ползать на брюхе,
Мы уже возвратились домой!
(рефрен)".


Для многих из тех, кто впервые слышал эти песни, они были откровением. А вот одна из песен ныне покойного Михаила (Майка) Науменко:

"И когда мне так плохо,
Что вынести это никак нельзя,
И когда жизнь - это не жизнь,
А просто обломок странного дня,
И когда в сером небе над полем
Кружит воронье,
Я шепчу: "Да святится имя Твое!"
Думай, не думай,
Если хочешь жать - сначала посей.
Но ты же знаешь,
Ты же знаешь: в этом мире так мало людей.
И они говорят мне так много слов,
Но я знаю: все - вранье.
И я шепчу: "Да святится имя Твое!"
Откуда столько сомнений,
Я пытаюсь их гнать.
Но если связаны руки,
Очень сложно играть.
Я простая дворняжка, и одет я в рванье,
Но я шепчу: "Да святится имя Твое!"
Только тот и несчастлив,
Кто не смеет украсть.
Но если всю жизнь ты прожил на дне,
Невозможно упасть.
Но костры еще не сгорели,
И глумится зверье,
Мои руки в огне, мое сердце -мишень,
Но я кричу: "Да святится имя Твое!""


Мог ли написать так человек неверующий?


© иеромонах Сергий
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz