Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
АНТИПОДЫ ЛИ ПРАВОСЛАВИЕ И РОК-КУЛЬТУРА?

Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст.
(Советская агитка 60-х годов)


Как православный человек должен относиться к музыке, в частности современной?

- Прежде всего, должно сказать, что Ветхий Завет называет человека, который изобрел музыкальные инструменты: имя брату Иовила - Иувал. Он сделал свирель и гусли (Быт. 4; 21). С тех пор люди начали выражать свои чувства с помощью звуков. Нигде не порицается это изобретение и, мало того, в ветхозаветном богослужении музыкальные инструменты использовались: псалтирь, гусли, органы (свирели), трубы, кимвалы, тимпаны. Тимпаны, кстати,- это барабаны, ударные установки. Очевидно, сама по себе музыка - не грех.

Вспомним также такой пример из Ветхого Завета: когда по попущению Божию царя Саула мучил злой дух, будущий царь и пророк Давид играл на гуслях, и ему становилось лучше - злой дух отступал от него (I Цар. 16; 15-16, 23). Конечно, здесь действовала не столько гармония звуков, сколько святость пророка, но интересно, что в данном случае благодать Божия действовала через музыку.

Что ныне называется классической музыкой? Эта музыка возникла в средние века. Не всегда это были сюиты, которые писались для придворных празднеств, по заказу Царей, князей и именитых людей. Была и народная музыка, которую исполняли менестрели, и она тоже дошла до нашего времени. Теперь классической музыкой называется то, что пережило века, что не уничтожилось временем. Лучшие произведения, которые действительно касались души, которые пробуждали в человеке прекрасные переживания. И как симфоническая музыка, так и произведения менестрелей, написанные для одного инструмента, чисто народная музыка. Они дошли до нашего времени и называются теперь классической музыкой. На них ориентируются, на них обращают внимание. И лучшее из того, что сейчас называют народной музыкой, когда-то, несомненно, станет классической. Времена идут, появились новые инструменты, в частности электронные: электрогитара, электроорган, и другие. Вот Вы как думаете, на гитаре играть - это грех или нет?

- Я думаю, что грех - увлекаться, грех, если игра на гитаре препятствует молитве. Вообще, чем-либо увлекаться в ущерб молитве или богоугождению - вот это грех. А в принципе перебирать струны, подбирать мелодии, я думаю, что это не грех.

- А на электрогитаре - грех играть или не грех?

- Наверное, тоже не грех. Какая разница?

- Вы очень точно подметили такой важный признак: то, что от молитвы не отвлекает, - это, в общем-то, не грех. Любой грех сразу же отражается на молитве человека. Любое наше увлечение, любое уклонение от Божиих путей проявляется в том, что молитва начинает рассеиваться мыслями, заботами, переживаниями об этих вещах, впечатлениями, которые мы получили. Если задета какая-либо страсть, греховные помыслы вошли в нашу душу - это сразу же начнет мешать молитве. Поэтому, если мы послушали страстную музыку, увидели страстное произведение искусства или страстный кинофильм, - это на молитве у нас всплывет. Если же мы можем, поиграв на гитаре, стать на молитву и молиться, и у нас ничего в голове не играет, думаю, что это не грех.

У старца Макария Оптинского была скрипочка, и он, уже даже будучи монахом, иногда на ней играл. Иногда у монахов в кельях мне приходилось видеть клавишные инструменты. Был такой старец Амвросий Балабановский, подвижник XX века, ученик оптинских старцев, он играл на фисгармонии. Клавишные инструменты, пианино используют все хоры, в том числе церковные. Как Вы думаете, на органе играть - грех?

- Думаю, что нет.

- А на электрооргане, синтезаторе, ударных инструментах?

- А чем электроорган отличается от органа? А ударные инструменты, как мы уже упоминали, использовались в ветхозаветные времена при богослужении.

- А что такое рок-музыка? Это электрогитара, электроорган и ударные вместе. Что же получается: на всем по отдельности играть не грех, а вместе - грех? Современные инструменты сами по себе не греховны. Греховным может быть то, что на них исполняется. Больше надо смотреть на тексты, на переживания, которые возбуждает музыка. Существует, например, секс-музыка, она вызывает страстные блудные переживания - несомненно, она греховна. Но есть современная музыка, которая вызывает прекрасные, высокие переживания. Например, есть такие группы, которые на современных инструментах исполняют классические произведения. Это очень интересно, красиво, по-новому звучит. Диапазон звучания электро-инструментов гораздо шире и глубже, чем у классических инструментов. Получается, что электронная музыка как бы расширила возможности музыкальной культуры, поэтому, опять-таки, всю современную музыку хаять и хулить нельзя. То, что дает человеку некоторое отдохновение, успокоение нервам - что же в этом плохого?

- Наверное, Вас часто спрашивают православные церковные родители, что им делать, если дети увлекаются рок-музыкой?

- Нужно уметь с большой мудростью подойти к этому вопросу, подобно тому, как апостол Павел начал проповедь в Афинах: По всему вижу я, что вы как, бы особенно набожны, ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "Неведомому Богу". Этого Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам (Деян. 17; 22-23). Так же поступил свт. Николай Японский. Когда он приехал на проповедь в Японию, он мог бы объявить всю религию японцев сатанизмом, поклонением дьяволу, предать их анафеме, ходить сжигать кумирницы. А мог постараться изучить душу японского народа, его культуру, религию, найти в них какие-то здравые зерна и, исходя из этого, проповедовать христианство. Он так и поступил: так изучил их культуру, что японцы считали, что он лучше их знает литературу и историю их страны, а потом уже стал с ними разговаривать. В результате, когда он умер, тридцать тысяч японцев были православными. Начни же он говорить: "Все вы, японцы, сатанисты", и что? - много таких было проповедников...

Сейчас та же ситуация в России. Нельзя все отрицать: все вы сатанисты, единоборства ваши - сатанизм, техника - сатанизм, искусство - сатанизм, наука - сатанизм, цивилизация - сатанизм, все - сатанизм. Это психология брежневских времен. Надо знать, кому что говорить. Если мы хотим рассказать людям о Боге, надо найти для каждого человека свой язык. Встретившись с Богом, открыв для себя богатство и глубину Православия, человек сам оставит свои заблуждения и увлечения. Так же нужно искать слова для современных молодых людей, и среди их культуры найти высокие и глубокие вещи.

Сын моего знакомого священника посещает рок-концерты. Его отец, являясь усердным, ревностным пастырем, не запрещает это делать. Увлечение рок-музыкой нисколько не мешает юноше регулярно посещать храм, поститься, причащаться и проводить благочестивую жизнь. Как бы ни запрещали рок-музыку, она все равно будет. Другое дело - куда эту культуру направить: на прославление Бога, на раскрытие лучших черт в человеке (а это вполне возможно) или, наоборот, на похуление, разрушение, низменные проявления. Это уже дело людей, дело разума человеческого.

Приведу здесь цитату из статьи одного священника: "Молодость ищет свой путь, ищет то, что мир ей предложить не может. Пути ее разные, порой, необычные до крайности. Из этих путей складывается особая молодежная культура, в которую входит и рок-музыка, и литература, и особая живопись, и прикладное искусство, понятные только молодым. Да, в этом есть и много пустого, даже глупого, но есть и глубокие, серьезные вещи, и нельзя отрицать все, что делает молодежь, и говорить, что рок - это плохо, авангард - это плохо. Разве в произведениях мировой музыки, живописи и литературы все хорошо и настоящие произведения искусства не есть ли редкие жемчужины?

Принято считать, будто бы христианство отрицает все в молодежной культуре. Но ведь Святые Отцы говорят, что высшая добродетель - это рассуждение, которое и дано, чтобы понять, что хорошо и что плохо. Блаженны те, чья молодость прошла в храме, для кого не нужен был долгий извилистый путь к вечной красоте, вечной Истине, вечной Любви, Которая и есть Бог. Они нашли Великий смысл, за них мы спокойны, с ними Бог. Наше слово к тем, кто ищет, кто плутает во тьме, изредка выходя на свет и радуясь этой встрече. Пусть в их жизни поскорее воссияет звезда, которая поведет их "дорогой в Дивный сад"" (иерей Андрей Приовражный, настоятель храма).

- Наверное, рок-музыка вызывает наибольшее количество нападок в православной среде. Причем многие люди старшего поколения не делают никакого различия между разными направлениями современной музыки, и нас вряд ли сейчас поймут те, кто считает молодежной рок-культурой творчество Филиппа Киркорова или ансамбля "Стрелки", или те, кто понимает под роком исключительно крайне тяжелую, грохочущую музыку с примитивным текстом. А между тем, для нескольких поколений русских людей рок-музыка стала символом свободной, независимой от советской идеологии и потому искренней культуры. Возникло даже понимание термина "рок-культура" - любое серьезное, ищущее, глубокое, некоммерческое искусство. Для кого-то таковым было творчество Высоцкого, Галича, диссидентов, а для кого-то - музыка "Битлз" и отечественных групп. Другие виды свободного от идеологии искусства, например, самиздат, были менее доступны, так же как какие-либо знания о Боге. Рок-музыка, как ничто другое, помогала понять ложь, лицемерие и абсурдность советского строя, поэтому она была веянием духовной свободы. Что касается русского рока - это вообще было главным его содержанием. Он родился как протест против советской бездуховности и пошлости советского искусства. Сейчас всю рок-музыку в принципе обвиняют во всех грехах, тогда как она очень разнообразна (например, Александр Башлачев с акустической гитарой без сопровождения).

- Да, причем, появившиеся в последнее время брошюры о рок-музыке повторяют, в основном, одни и те же обвинения, выдвинутые западными исследователями, которые, не надо об этом забывать, являются еретиками. А у еретиков извращенный взгляд на все. Как и везде, они и здесь ничем не брезгуют ради доказательства своих взглядов: прибегают к своим излюбленным приемам - подтасовкам и клевете.

Неприятие рок-музыки так называемыми "христианскими" западными исследователями на самом деле отражает только конфликт поколений, который на еретическом западе особенно остро себя проявляет. Причины этого конфликта в том, что молодежь, в силу присущей ей категоричности, не приемлет рационалистические идеи западного прагматического общества, в том числе, в духовной области, а в конечном итоге - не приемлет ересь, ее мораль и мировоззрение. Протест молодежи выражается в бунте против духовных идеалов старших поколений, которые по сути своей еретические. Это неприятие находит наибольшее выражение в рок-музыке, которую иногда называют музыкой бунта.

В свою очередь старшее поколение не понимает стремлений молодежи и не принимает форм молодежной культуры. Конечно, порой в своей экстравагантности эти формы доходят до крайностей, но, с другой стороны, нельзя огульно перечеркивать их все, называя рок-культуру разрушительной, пустой, бездуховной, сатанистской.

Когда читаешь брошюрки современных церковных авторов, создается впечатление, что все исполнители рок-композиций только и делают, что воспевают сатану, разврат и наркотики. На самом деле, если и встречаются хулиганствующие исполнители, то их не так много. А есть прекрасные, глубокие вещи, например, музыка групп "Pink Floyd", "Alan Parsons Projekt", "Yes", виртуозные клавишные шоу Рика Уэйкмана, электронная музыка Майкла Олдфилда. Возьмите альбом "Джаз" группы "Алиса" - исключительно светлая, можно сказать, нежная музыка. Рок-музыка очень разнообразна: от кантри и рок-джаза до хард-рока, Hevy metal и панк-рока. Существует психоделический рок. Я думаю, вполне можно сказать, что такие стили, как арт-рок и прогрессив-рок, построены по канонам классической музыки. Сейчас стали постоянными концерты известнейших высокопрофессиональных рок-групп - "Skorpions", "Yes", "Deep Purple" - вместе с симфоническими оркестрами. Эти концерты собирают многотысячную и весьма солидную публику. Эта интеграция сама по себе говорит о многом. Рок-музыка органично сочетается с классической музыкой, а также с чисто народной, например, индийской.

Рок-музыканты - вовсе не примитивные и ограниченные люди, как считают некоторые. Вот отрывок из интервью легендарного музыканта Рика Уэйкмана, бывшего клавишника группы "Yes", ныне выступающего со своей собственной группой, во время его концертов в Москве в 2001 году (концерт и интервью демонстрировались на телеканале ТВЦ):

"Корреспондент: Я знаю, что Вам очень нравится Прокофьев и Римский-Корсаков. Думали ли Вы когда - нибудь о том, чтобы сделать свои собственные аранжировки их произведений, подобно тому, как это сделали "Emerson, Lake and Palmer" с "Картинками с выставки" Мусоргского?

Рик Уэйкман: Есть одно конкретное произведение, с которым я хотел бы поработать и сделать свою версию. Это "Тройка". Эта музыка настолько здорово поддается фортепьянным обработкам! Но для меня в этом есть некая опасность. Я действительно очень люблю музыку Прокофьева и Римского-Корсакова, и мне ужасно не хотелось бы сделать с их музыкой что-то такое, из-за чего сочтут, что так поступать с их великими творениями было нельзя. И я, безусловно, отдаю себе отчет в том, что должен быть предельно осторожен. Но к следующему Рождеству непременно хочу сделать "Тройку", потому что это очень Рождественское произведение!

(Как правило, Рик Уэйкман одновременно использует на сцене клавишных инструмента.)

Корреспондент: Рик, Вы уже подумываете о том, чтобы снова приехать в Россию?

Рик Уэйкман: Безусловно. Я здесь уже пятый раз, и лишь впервые у меня есть возможность отыграть для публики живой концерт. Поверьте, это то, что я мечтал сделать уже очень давно. В колледже я изучал Прокофьева и Римского-Корсакова. Они стали моими героями. А независимо от того, чем ты занимаешься, всегда хочется посетить страну, откуда родом твои герои. Хочется вдохнуть их воздух и окунуться в ту атмосферу, которая их вдохновляла. Это не просто слова. Я люблю эту страну. Мне нравятся ее люди, и не только потому, что они дружелюбны. Здесь очень-очень музыкальные люди, которые любят музыку, любят рок, и получают от этого огромное удовольствие".

Очевидно, что это интеллигентный, высоко культурный и одновременно скромный человек, искренне любящий Россию; музыкант-виртуоз и композитор, которого я назвал бы живым классиком.

В целом рок-музыка - это глубокое, серьезное явление, которое неразрывно вошло в культуру, существует, между прочим, уже пятьдесят лет, и хотим мы того или не хотим, будет существовать. Некоторые ее направления действительно, может быть, не без греха, но многочисленная литература, вышедшая на эту тему, грешит необъективностью, предвзятостью и даже клеветой. Искусство-то вообще не безупречно, оно не должно претендовать на духовность, оно все-таки душевно.


© иеромонах Сергий
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz