Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

 
ПРАВОСЛАВИЕ И РОК. ВОЗМОЖЕН ЛИ СОЮЗ?



Участники круглого стола:

Дмитрий Григоренко, лидер рок-группы "Артефакт"
Г.И. Золотухина, профессор кафедры экономики и труда Красноярского государственного университета
Г.А. Юдина, ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета Красноярского государственного университета
Г.У. Аминова, музыковед, руководитель учебно-методического управления Красноярского государственного университета
Иерей Виктор Теплицкий, председатель отдела по делам молодежи Красноярско-Енисейской епархии
Константин Литвинов, журналист Красноярской газеты
Дмитрий Астафьев, журналист Телестудии "Афонтово"
Диакон Андрей Кураев, кандидат философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, известный православный писатель и публицист
Лидия Игнатьевна Рождественская, известный журналист
Н.Н. Винник, представитель Союза православных граждан России


Диакон Андрей Кураев. За последние два года по инициативе рок-музыкантов наметилось сотрудничество между Церковью и миром рок-музыки, поскольку произошли качественные изменения в умах людей, творящих рок-культуру. Надо заметить, что феномен русской рок-культуры достаточно своеобразен. Рок-культура, выражающая протест против ценностей отцов, а на Западе это христианство, приняла антихристианские формы. А в России все было наоборот. В 70-е годы в России зародилась рок-традиция, которая выражается в протесте против карьеристской идеологии советских партийцев и комсомольцев. Официальная идеология в Советском Союзе была элитной смесью противоречивых слов и карьерных ориентаций. Первые музыкальные произведения свидетельствуют о начале духовных исканий. Так, в рок-опере "Юнона и Авось" Алексея Рыбникова звучат добрые слова о вере, Церкви, православии: вкраплена церковность, что выдает в авторе православного верующего. С приходом в мир рок-культуры Гребенщикова, Ю. Шевчука, К. Кинчева начался распад клише: "все рок-музыканты - сатанисты". Оно было основано на возрастном, советском стереотипах, а также на так называемой "родовой травме" - первой критике, появившейся в журнале "Москва" в 1989 (1990 году). Канадский католик Жан-Поль Режимбаль опубликовал факты, часть из которых была подлинной, другая часть не поддавалась проверке. При этом еще не было своей русской традиции, реакции на современный культурный процесс. Известно, что цыпленок, вылупившийся из яйца, первый замеченный движущийся предмет на всю жизнь считает своей мамой. Точно также, когда вылуплялась первая культурная критика из советского тюремного яичка, нам помахали тряпочкой Режимбаля, на которой было написано "рок-это сатанизм" и читатель согласился. Затем в сотнях публикаций Режимбаля превратили в православного священника и его мнение стало восприниматься как общецерконая норма реакции на рок-музыку. Последние несколько лет ситуация начала меняться: Церковь постепенно поворачивается от государства к народу с опозданием на 1,5 тысячи лет. Мы оказались в ситуации, когда в системе ценностей люди перестали быть ориентированны на государственную власть, у них другие источники авторитетов: ученые, артисты, журналисты, спортсмены, комики, шуты, певцы и т.д... В этих условиях иерархи Церкви убедились, что в диалоге один на один с губернаторами далеко не все проблемы можно решить. Необходимо, чтобы в Церкви возродилось народное миссионерство, диалог со своим собственным народом и со множеством суб культур, в том числе возрастных или профессиональных и с каждой из них надо уметь разговаривать на ее языке, при этом сохраняя единую аксеологию церковных ценностей.

При этом важно заметить существование своих собственных детей, осознать серьезность их присутствия, отличия их культуры, заговорить с ними с той же долей терпимости, с которой готовы вести диалог с губернаторами и министрами наши архиереи, священники, прощая им хамство, дикое невежество, пороки и так далее. Необходимо хотя бы толику терпимости перенести на наших детей. У нас веками копятся уступки к немощным в вере (профессиональные церковные бабушки), уступки их суевериям (огромное количество) в церковной жизни. Нам необходимо понять, что наши дети - это не наша собственность: в какой угол захотел, в такой и поставил, это живые существа. Педагогика - это как и политика, искусство компромиссов. В последние годы у меня идет открытый диалог с миром рок-музыки, что является симптомом серьезного глубокого процесса. После известного концерта "Рок к небу" в январе 2003 года, в рамках которого состоялся первый диалог Церкви и рок-динозавров, меня удивила слабость критической реакции. Я ожидал Цунами, но на уровне церковных публикаций однозначных рецензентных статей я до сих пор не видел. Серьезной отрицательной реакции не было, скорее наоборот, обозначилась противоположная угроза так называемых клонов: повторов в других епархиях. Это не всегда хорошо, т.к. существует угроза поссориться с молодежью, вместо того, чтобы с ней сблизиться. Может возникнуть ощущение, что нечто дорогое пробуют украсть у нас, эксплуататорски относятся к нашим святыням. Такой реакции нужно избежать. Я по мере сил моих не поддерживаю, торможу проекты такого рода. Здесь важно, что прецедент такого рода программ был бы создан, что в сознании людей церковных и нецерковных такие "красные" флажки были бы свернуты, произошла расчистка мыслительного пространства.

Г.И. Золотухина: Вы появление рока связываете с контр культурой?

Диакон Андрей Кураев: Сегодня несомненно существует культура русского рока, просто на Западе еще ничего не знают об этом. Когда музыку А .Макаревича и музыку в исполнении группы "Коррозия металла" объединяют одним и тем же словом "рок", то оно лишается смыслового значения.

Г.И. Золотухина: Процессы, идущие в последние годы в Америке, Западной Европе предвещают гибель этих государств, причиной служит дехристианизация народов. Несет ли рок-культура дехристианизацию, или она созидательна ?

Диакон Андрей Кураев: Только в той мере, в которой рок-культура изменит свою сущность. Музыканты говорят, что одно из направлений рок-музыки устремилось по пути коммерциализации, то есть не является стилем жизни, мысли, чувства, а превращается в продажу определенного рода состояния души, настроения, определенной продукции. В этом смысле наиболее коммерческими являются проекты, занижающие планку слушателя, читателя, зрителя, программы ТВ, радио, несут в себе широкий "одобрям-с" животных инстинктов.

Иерей Виктор Теплицкий: мой путь ко Христу начался с рок-музыки. Природа требует своей реализации. В поле рок-культуры возникают вопросы: как и зачем мы живем, куда идем? Если рок сравнить с более "безобидной" поп-музыкой, то последняя носит черты сатанизма, в ней человек ничего полезного не получает. Важно культуру не превратить в культ, не остаться в ней. Среди молодежи в православном клубе многие до принятия православия слушали именно рок, поэтому я стал следить за развитием рок групп, которые слушал раньше. К этому времени я уже был в Церкви и рок-культуру отверг, кассеты выбросил. Очевидно, что Кинчев, Бутусов постепенно воцерковляются, творчество их не развратило, не погубило благодаря Господу, церковной атмосфере.

Диакон Андрей Кураев: В диалоге "Православие и рок" у разных людей возникают разные ассоциации. Для меня православие - это Сергий Радонежский, Антоний Великий..., а для других - это пьяный дебил с бутылкой пива или боль, которую они пережили в своей душе. Для иных рок - это попсовая мерзость: Боря Моисеев, Филя Киркоров.

Г.У. Аминова: К вопросу о соотношении между творчеством и религией. Очевидно, что творчество Чайковского, Рахманинова, Танеева исходит из религиозного миропонимания. В современном музыковедении имеет место версия: религиозная музыка та, которая звучит в Церкви, светская музыка не может быть православной или исламской...

Диакон Андрей Кураев: Не вполне корректно сопоставление рок музыкантов с композиторами-классиками, где музыка зачастую существует вне текста. В рок-музыке текст первичен, в нем ясны смысловые акценты, в т.ч. и конфессиональные. Когда Кинчев поет: "Иноверных учили по льду", то понятно, что он высказывает православный взгляд на именно на католиков.

Г.У. Аминова: Рок-интерпретации произведений Вивальди, Баха подменяют собой шедевры?

Диакон Андрей Кураев: Здесь имеет место попытка передать современными электронными инструментами мелодии, восходящие к классике. Не может быть православной математики, но есть христианская литература, живопись, музыка, где имеют значение не упоминания о Боге, не обращения к евангельским сюжетам, а такое переживание человека, которое рождается только в лоне евангельской культуры: переживание внутреннего человека, его пластичность, его внутренняя нестабильность, покаянность.

Именно с книги блаженного Августина "Исповедь", 5 век, оканчивается период античной и начинается период европейской литературы: в ней впервые описывается внутренняя биография персонажа. В античной литературе персонажи всегда сами себе равны, например, Геракл, или Ахилл: какими они были на первой странице, таковы они будут и в конце, они неизменны, это статуи, маски. Что касается христианской литературы, то писатель может не считать себя христианином, но творит в ее русле. Например, о Льве Толстом нельзя сказать, что он православный философ, но несомненно он был великим русским православным писателем. М. Шолохов не ходил в Церковь, но то, как он видит человека в романах "Тихий Дон", "Судьба человека", свидетельствует о том, что он впитал многовековую инерцию восприятия человека в русско-евангельской этике. Это относится и к музыке: когда, например, Шевчук поет: "Я болею душой, что вернулась ко мне", очевидно присутствие религиозных мотивов.

Иерей Виктор Теплицкий: Человек должен во всем разобраться сам, а когда нам разжуют и положат в рот, то вкуса мы не ощутим, получится безвкусная кашица.

Константин Литвинов: Интересно: а вообще для чего нужен этот союз? Каков он? Рок-музыка 80-х годов несла определенные задачи для молодежи, культовость, массовость. В настоящее время рок-музыка выродилась, она идет по пути коммерциализации, осталось всего несколько команд, которые несут душевную опору, ищут спасительный путь. Стоит ли говорить о том, что рок-культура способна влиять на молодежь, быть массовой?

Дмитрий Григоренко: Рок-музыка - чрезвычайно широкое понятие, однако в настоящее время происходит сужение ее аудитории. Тематика протеста переходит из внешних форм во внутренние: не против политического режима, в против того, что в себе самом. Это нормальный процесс. Рок-культура будит человека изнутри, ставит вопросы, без ответа на которые человек уже не может жить дальше.
Константин Литвинов: Насколько вредны действующие ритмы, шумы, отрицательные воздействия на человека? Как влияет на человека форма подачи содержания?

Диакон Андрей Кураев: Я на себе отрицательного влияния не испытываю. Когда я был подростком, я рок- музыкой не увлекался. Знакомство с ней начинается только сейчас. Для начала я прочитал критику на эту тему: отчасти светскую, отчасти церковную. На себе я не заметил, что рок-музыка расшатывает душу, выворачивают мозги, превращают тебя в зомби. Но обратиться к специальной литературе не помешает. Музыка делится на мелодическую и ритмическую, последняя вводит человека в нечто, что на языке современной литературы по психологии называется "измененное состояние сознания". С точки зрения христианства навязанное под воздействием повторяющихся ритмов, звуков, слов состояние - негатив. Существует целое направление в музыке, преследующее эту цель: технотронная музыка, медитативная, музыка хаоса, задействующая эффект толпы. Ощутить человеческую солидарность, это хорошо или плохо? С одной стороны возможна солидарность погромщиков, с другой - толпа, которая празднует великую победу 9 мая 1945 года, объединенная чувством эйфории и радости. Но вряд ли она достойна осуждения и несет демонические черты. Музыка способна снять ряд барьеров между людьми, и здесь важно: что в самом человеке, а что в текстовом месседже, что испытывает человек как повод объединиться с исполнителями, причем главным оказывается не музыка, а опять же содержание.

Иерей Виктор Теплицкий: Музыкант чувствует энергию зала, заводится. Не является ли музыка пагубной для самого музыканта? Цель то хорошая, а средства для самовыражения?

Дмитрий Григоренко: Творчество заслуживает серьезного отношения. Основной соблазн здесь - владение толпой. Кинчеву тяжело, он способен влиять на многомиллионную толпу, его знают, любят, при этом сложно не начать молиться самому себе, это мученический путь. Способность творить дана Богом и если человек имеет дар создавать рок-музыку, то грех подавлять этот дар, надо реализовать себя в той мере, в которой дар тебе дан свыше, при этом важно уметь себя контролировать.

Дмитрий Астафьев: Ты рассматриваешь свое творчество как спасение?

Дмитрий Григоренко: Рок-музыка задает вопросы, а отвечает Церковь. Рок-музыка должна закончиться там, где начинается Церковь. У Рок-музыки отсутствует миссия вести человека к Богу. Рок-музыка - это не религиозная жизнь, это не вера, не духовная жизнь, творчеством нельзя спастись.

Диакон Андрей Кураев: Представление о том, что музыка кончается там, где начинается Церковь говорит о том, что для Вас Церковь - это клир. А Церковь - это люди. В жизни церковных людей, которые уже приняли православие, может быть и рок- музыка, и рок-поэзия. Ведь истина нравственная и духовная - это есть истина не раз и навсегда найденная, она требует от человека снова и снова впадать в состояние ее понимания. Христианин должен постоянно искать повод к молитве, им может стать созерцание природы, светская книга, встреча с человеком, хороший научный трактат, чтобы потом родилось славословие Творцу. Граница между музыкой и Церковью пожалуй можно сравнить с границей между философией и богословием, они очень связаны, их разлучать нельзя. Думаю, что антропологически нельзя сказать, что за порогом Церкви не может быть для человека рок-музыки.

Г.У. Аминова: Может ли рок-музыка быть в храме?

Диакон Андрей Кураев: Наша жизнь достаточно диверсифицирована. Нельзя вместо Евангелия читать в храме пилатовские главы из "Мастера и Маргариты". То что хорошо в одном месте, не значит что это же допустимо в храме. Церковная музыка должна быть эклектична: стержнем службы являются традиционные обиходные распевы, желательно употребление знаменных распевов, портесных концертов. Мне особенно дороги слова Христа: "Я с вами во все времена до скончания века". В каждом столетии Христос присутствовал в своей Церкви и там прорастала все та же евангельская закваска. Надо заметить, что духа рок-музыки не было на нашей встрече. Запишите домашнее задание, господа музыканты: позаботьтесь о чистоте вашего города, освободите Красноярск от рекламы орального секса, доказывайте, что рок еще жив.



© записала Представитель Союза Православных Граждан в Красноярске Винник Наталья Николаевна
© Конференц-зал Красноярского государственного университета, 27 апреля 2004 года
© ЕДИНОЕ ОТЕЧЕСТВО
 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА

СТАТЬИ

МАТЕРИАЛЫ

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Яндекс.Реклама
Ремонт дома дизайн квартир сколько стоит построить дом. , билборды в киеве
Hosted by uCoz