Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

 
ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ РОК-МУЗЫКОЙ КАК ЖАНРОМ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОСЛАВИЕМ?


…Некоторые из новых проектов достойны того, чтобы сказать о них вслух с этой трибуны. Оживленную дискуссию в прессе вызвал рождественский благотворительный концерт "Рок к небу" с участием звезд русской рок-музыки, устроенный Петербургским отделом по делам молодежи. Споры об этом не утихают и по сей день. Мы с нетерпением ждем выхода фильма, посвященного этому событию, который многое прояснит. Однако по ряду моментов необходимо высказаться уже сейчас.

Что общего между рок-музыкой как жанром современной культуры и Православием? Если воспринимать музыку как выражение духовной жизни православного христианина, то конечно же ничего общего. Невозможно молиться под аккорды этой музыки. Под такую музыку можно только протестовать. Рок - это протест. Но протестовать можно против разных явлений и по-разному. С точки зрения православной аскетики, протест - это проявление страсти гнева. Но, по мысли православных отцов-аскетов, гнев может быть направлен против разных явлений. Если против ближнего, то это грех, а если против своих недостатков и несовершенств, то это безусловное благо. На Западе в 1960-е годы рокеры протестовали против обмирщения христианской цивилизации. Сытое, самодовольное, уютное существование преподнoсилось подросткам как некое подобие христианского идеала. Отказ от этой идеологии комфорта и обусловил обращение ряда лидеров рок-групп к вне- и антихристианской темной религиозности, даже к открытому сатанизму.

Совершенно иначе зарождалась рок-музыка в СССР, Это был протест против идеологического всевластия тоталитарной системы. В условиях партийно-комсомольского диктата рок-музыканты дружили. Не случайно знаменитый Ленинградский рок-клуб объединял таких равных людей, как Виктор Цой и Борис Гребенщиков, Константин Кинчев и Майк Науменко. После перестройки их пути разошлись. Кто-то примирился с действительностью. А вот точка зрения Константина Кинчева, которую он высказал в интервью журналу "Сретение": "Нынешний строй страшнее того, который был, потому что мы попали из одного плена в другой. В войне идеологий Америка победила и продолжает навязывать нам слой образ жизни, свою систему отношений между людьми". Какие же образ жизни и систему отношений между людьми проповедует Константин Кинчев? Те, кто знаком с текстами песен, написанных им за несколько последних лет, хорошо знают: Кинчев говорит о духовных ценностях Православия.

Я понимаю, что православный воспитатель, особенно если он уже не молод, попав на рок-концерт, немедленно возмутится духом.

Но ведь терпеливо досидев до конца представления, он может обратиться к молодым людям, по Крещению принадлежащим к Церкви, но по образу жизни сущим язычникам с такими, например, словами: "Друзья мои! По всему вижу я, что вы как бы особенно любите свою родную землю. Ибо присутствуя в этом зале, я с удивлением и радостью услышал, как вы дружно хором выкрикивали слова полюбившейся вам песни Константина Кинчева: ''Испокон веков граничит с Богом моя светлая Русь...". Этого Бога. Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам".

Как пастыри и как миссионеры мы не имеем права равнодушно проходить мимо удивительных примеров обращения в Православие кумиров молодежи. Их авторитет необходимо использовать в деле христианской миссии. И то, что некоторые из этих людей свое искусство пытаются поставить на службу Церкви, можно только приветствовать. Можем ли мы им в этом помочь? И если да, то каким способом? Где проходит граница допустимости нашего участия в мероприятиях, подобных упоминавшемуся рок-концерту? Это вопрос для дискуссии. И пусть дискуссии на эту тему будут открытыми и доброжелательными.

Завершая тему, хотел бы процитировать слова Святейшего Патриарха, которые прозвучали в Зале Церковных Соборов главного храма России: "Сегодня во второй раз мы вручаем подвижникам православного молодежного движения премии "Обретенное поколение". Примечательно, что в различных епархиях ведется активный поиск новых форм православной миссии в молодежной среде. Все чаще слышен смелый и убедительный голос православного пастыря на крупных молодежных мероприятиях. Мы убедились в том, что слово Церкви, вдохновенная христианская проповедь, если она разумно построена, изложена живым и понятным языком, уместна и в концертном зале, и на открытии спортивных состязаний".

Как бы мы сегодня ни порицали молодых людей за их нынешние непонятные нам увлечения и страсти, как бы мы ни сетовали на распространяющиеся в молодежной среде нравственные пороки, мы понимаем: молодежь России - наша единственная надежда.

Нравственное лицо общества будущего зависит от того, насколько сегодня проникнутся идеалами добра молодые сердца. У наснет другой молодежи, а ту, которая есть, мы не должны разделять на "церковную" и "светскую", на "отличников" и "неформалов", на "рокеров" и "любителей популярной музыки". Вся молодежь - наша общая забота"


© из выступления председателя Синоидального Отдела по делам молодежи
архиепископаКостромского и Галичского Александра
на Съезде православной молодежи Южного Федерального округа

© Журнал Московской Патриархии. 2004, № 1, сс. 35-37
 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА

СТАТЬИ

МАТЕРИАЛЫ

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Яндекс.Реклама
Статистика показывает, что статьи на тему молодежные часы надоели.
Hosted by uCoz