Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

 
14. Церковь и другие религии

Существуют три взгляда на этот вопрос.

Теософский: спасение одинаково возможно во всех религиях, поскольку все они, хотя и разные, но, по существу, равноценные пути к одному Богу. Рамакришна: "Тот, кто есть Кришна, в то же время - и Шива, и Божественная мать, и Христос, и Аллах" (Провозвестие Рамакришны. СПб. 1914. С.20). - Этим взглядом упраздняетя необходимость пришествия Христова, обессмысливается Его Жертва.

Формально-канонический: для спасения безусловно необходимо быть членом видимой Церкви, принадлежность к которой осуществляется через принятие ее веры, таинств и правил (канонов) жизни. Все неправославные погибнут. - Эта точка зрения противоречит факту спасения Жертвою Христовою как тех святых мучеников, которые не смогли принять ни Крещения, ни Евхаристии, так и всех ветхозаветных праведников. Но ветхозаветная эпоха продолжается для всех тех людей и народов, которые не услышали проповеди Евангелия (напр., Русь в первом тысячелетии; Америка до Колумба; множество современных людей).

Сотериологический: "Всякий грех и хула, простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12,31-32). Христос есть "Спаситель всех человеков, а наиболее верных" (1Тим.4;10). "Христос... находящимся в темнице... сойдя, проповедал, некогда непокорных ожидавшему их Божию долготерпению" (1Петр.З; 18-20). Сошествие Христа в ад - это акт вневременной, потому Христос стал доступен для всех, сходящих туда. Отсюда, всем тем, которые по объективным причинам не приняли Православия, но не похулили Духа Святого и сделались способными увидеть и восчувствовать свою несамобытность, греховность, неспособность стать нормальным человеком без помощи свыше, сохраняется возможность вхождения в Церковь путем ветхозаветного человечества.

Лит:

Арсеньев Н.С. В исканиях Абсолютного Бога (из истории религиозной мысли античного мира). М.1910. Афанасий Вел., св. Слово на язычников. Слово о Воплощении Бога Слова. //Твор. Т. 1. Св.-Троице Сергиева Лавра. 1902. Булгаков С. Тихие думы. М.1918. Введенский А.И. Религиозное сознание язычества. М. 1902. Глаголев С.С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопоанание вне истинной Церкви. Харьков. 1900. Григорий Богослов, свят. Творения.Т.П-111. М. 1889.

Зелинский Ф.Ф., проф. Характер античной религии в сравнении с христианством.//Русская мысль. 1908, февраль. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т.1-2. М.1993. Иоанн Златоуст, св. Творения.Т.1.Кн.2. СПб. 1895.

Ириной Лионский, св. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Кн.1У. СПб. 1900. Иустин, св. Философ и Мученик. Сочинения. М. 1892; М. 1995. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль. 1892. Кудрявцев П. К вопросу об отношении христианства к язычеству. ТКДА.1903.№5. Рождественский Н.П., проф. прот. Критико-сравнительный обзор естественныхрелигий и определение их отношения к христианству. //Христианская апологетика.Т.2.СП6.1893. Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. М. 1996. Феофан (Говоров), св. Толкование первых восьми глав Послания св. ал. Павла к Римлянам. М.1890.




© профессор Алексей Осипов
 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА

СТАТЬИ

МАТЕРИАЛЫ

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz