Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

 
13. Священное Писание. Его Богодухновенность

Церковь действием Духа Святого определила канон Священного Писания. Писание имеет богочеловеческий характер. Божественное и человеческое находятся в нем в "халкидонском" единстве.

Безусловно истинно в Писании только Божественное Откровение. Все прочее в нем: исторические, научные, философские и т.д. сведения, - хотя и сообщается "по тщательном исследовании" (Лук. 1;3), тем не менее имеет уровень лишь человеческой достоверности. Но и человеческое в Писании в силу халкидонского единства с Божественным Откровением промыслительно (богодухновенно) служит также делу спасения людей. Например, т.н. противоречия (разночтения) в Евангелиях являются одним из ярких доказательств исторической достоверности описываемых в них событий. Неверные взгляды на богодухновенность Священного Писания:

монофизитский (вербальный, механический) - Священное Писание было "продиктовано" Самим Богом, так что писатель был лишь "тростью книжника-скорописца" (Духа Святого);

пелагианский (рационалистический) - Священное Писание является плодом человеческого религиозного вдохновения без какого-либо особого действия на писателя Духа Божия.

Священное Предание и предания.

Под Священным Преданием понимается то непрерывное действие Духа Пятидесятницы в Церкви, которое передается из поколения в поколение через носителей этого Духа и выражает себя в вероучительных истинах, нравственных нормах, принципах духовной жизни" канонических и литургических установлениях, дисциплинарных требованиях, обрядах и т.д. в качестве необходимых средств спасения и духовного совершенствования человека.

Священное Предание включает в себя Священное Писание, решения Вселенских и Поместных соборов, творения и жизнь святых отцов и учителей Церкви, ее литургическое наследие, иконо- и гимнографию, различные церковные установления, предания.

Критериями истинности, то есть принадлежности Священному Преданию любого предания в Церкви являются:

· отсутствие противоречий Священному Писанию;

· согласие святых отцов и учителей Церкви в данном вопросе (consensus patnim);

· полезность в духовной жизни человека и общины, т. е. способствование молитве, покаянию, любви ко всем людям, исполнению заповедей.

Напротив, все то в церквах, что служит мирской помпезности, зрелищности, развлечению ума и чувств, фанатизму, нетерпимости, фарисейству, тщеславию, эстетизму и т.п. - прямо свидетельствует об отступлении от Священного Предания.

Предания в Церкви: особенности богослужебных чинопоследований, напевов, церковной дисциплины, обрядов и обычаев, обусловленных временем, народом, культурой, местом и прочее. Предания всегда вторичны по отношению к Священному Преданию, они могут быть и полезными (напр., исповедь перед Причащением), и вредными (напр., "концерты" во время Запричастного).



© профессор Алексей Осипов
 

БИБЛИОТЕКА

МУЗЫКА

СТАТЬИ

МАТЕРИАЛЫ

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz