Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ПРО БИВИСА И БАТХЕДА


Поговорим о самом популярном среди подростков и молодежи мультсериале о Бивисе и Батхеде. Этот сериал шел во всех странах мира. Во всех странах мира его запрещали и снова разрешали. Герои сериала - на редкость глупы, озлоблены и жутко популярны. Выпущено около 200 коротких и один полнометражный фильм о Б&Б. Итак, кто же они, герои сериала Б&Б: Бивис - белобрысый подросток 13 лет, довольно слабо воспринимающий окружающую действительность. Когда съедает много конфет или таблеток, превращается в Корнолио (Кукурузо). Редко моется. Один раз умер. Как-то раз спас жизнь Батхеду, подавившемуся крекером. Любит огонь, взрывы, черепа, чипсы, мертвых животных и группу "Металлика". Батхед - темноволосый друг Бивиса ( тоже 13 лет). Носит серую футболку с надписью "AC/DC". Так же часто, как и Бивис, получает по полной программе. Мечта всей жизни - попасть в банду к Тодду. Любит чипсы и секс по телефону.

Тодд - глава местной банды. Беспрерывно ругается и плюет через выбитый зуб. Любит пиво, а также при случае бьет Бивиса и Батхеда. Дарья Моргендоффер - одноклассница Б&Б по Хайлендской средней школе. Бивис и Батхед обычно называют ее "Диарея" и приветствуют, скандируя "Диарея, ча-ча-ча". Ее можно узнать по черному кожаному жилету и очкам. Дарья - отличница, она старается окончить среднюю школу, чтобы можно было пойти в колледж вместе с людьми, которые действительно хотят чему-то научиться.

Мистер Ван Дриссен - учитель английского языка и истории в средней школе Хайленда. Типичный гуманитарий, стареющий хиппи, чей стиль - длинные волосы с бородой, а также фиолетовая футболка с большим "пацификом". Старается понимать и сострадать своим ученикам, но до Бивиса и Батхеда ему, похоже, не добраться. Его попытки научить их уважать женщин и ценить права человека, искусство, природу и культуру неизменно терпят крах.

Том Андерсен - сосед Бивиса и Батхеда. Бывший военный. Чаще всех становится жертвой двух подростков.

Физик по профессии, Майк Джадж целых пять лет мыкался со своими героями, однако в один прекрасный день оказалось, что дебилов в Штатах гораздо больше, чем кажется, и в начале девяностых сериал дебютировал на MTV. Главным рисовальщиком всех историй, кстати, стал наш бывший соотечественник Илья Скорупский ( что может отчасти объяснить популярность Б&Б среди наших школьников).

Итак, проведем культурологическую экспертизу, выясним те внутренние смыслы, которые заложены в мультфильме о Бивисе и Батхеде.


1. Пропорции

Как известно, Дисней добился в мультипликации успеха именно потому, что придал всем своим героям пропорции детского тела. То есть изменил соотношение величины головы по отношению к телу и конечностям. И если у обыкновенного человека это соотношение составляет примерно один к восьми, то у диснеевских героев - соотношение один к пяти. Православная иконопись, нужно отметить, тоже изменяла пропорции тела, но в противоположную сторону: иконописец делал изображение святого более величественным, возвышенным. Поэтому в иконах пропорции часто составляют один к одиннадцати, а то и двенадцати.

Но вернемся к Диснею. Этот хитрый рисовальщик точно просчитал психологию "target group" - "адресной группы" своего продукта. Подобно тому как сегодня целевой группой рекламы являются женщины (легковерие, любовь к красивостям плюс вся семейная казна в руках), для мультфильмов такой группой, несомненно, всегда были дети. Ребенок ищет подобного себе, маленького, чтобы поиграть. Помните, как вы выходили в детстве на улицу и искали взглядом песочницу или ребятишек, играющих в прятки, догонялки и т.д. Вот Дисней и модернизировал своих героев, чтобы ими могли умиляться мамы, чтобы их "узнавали" дети как своих.


2. Возрастной коэффициент

Точно такой же эффект использовал и Майк Джадж, создатель Бивиса и Батхеда. Кто они? Придурковатые подростки. Они комментировали клипы, разыгрывали несложные гэги. Они были созданы именно как пародия на аудиторию MTV, ее "адресную группу". Уже давно просчитано, что тяжелая рок-музыка привлекает чаще всего подростков, ищущих самоутверждения в обществе. Взрослому человеку ни диско, ни техно, ни рок ничего потребного его душе не скажут. Чьих умов искали завоевать эмтивишники? Незрелых умов подростков. Они и были воплощены в Бивесе и Батхеде. И вот здесь возникло несколько интересных вопросов. Одними детскими пропорциями подростков уже не возьмешь. Значит, нужно давить на две основные тяги этого возраста: начинающуюся половозрелость и интеллектуальное самоутверждение. И тогда Майк Джадж решил использовать прием от противного. Вместо того, чтобы подавлять созревающую сексуальность и востребовать социальной окультурености (то есть воспитания самограничений по отношению к обществу: не ругаться, не ковырять в носу, не чавкать и других три тысячи НЕ, больших и маленьких), он решил высвободить эту атомную энергию подростковой недозрелости.


3. Свобода

Подобно Карлсону, который живет на крыше и который позволяет себе шалить, веселиться и низводить домомучительницу, нарушать все правила, которыми ограничивают родители Малыша, Бивис и Батхед воплощают все то, что запрещено. Воплощают недоразвитую вседозволенность. Они не желают развиваться, потому что как "милые юноши", они должны ковыряться в носу, говорить о сексе, рыгать и т.п. И за это их любят. За то, что не могут позволить ни себе, ни другим. И Карлосона любят за то же, но он хотя бы формально отделен от нас способностью к полетам.

Мы можем быть свободны от греха. Мы помним об этом. Но боимся свободы, потому что за свободу нужно отвечать, ее нужно брать как крест. Хочешь быть свободным от мира, возьми этот мир на плечи. Поэтому нам кажутся занятными проказы Карлсона, в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил, который к тому же свободен от многих мнимостей. Именно мнимостей, потому что наша несвобода - мнимость, наша глупость или бедность - мнимость, Господь задумал и создал нас прекрасными: "Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6,31). Поэтому быть свободным значит быть достойным своей человечности.

В русской педагогике от мнимостей греховной несвободы нас освобождает наша национальная сказка, которая через чудесное показывает красоту и глубину обыденности. Именно поэтому главным героем сказки является дурак - социально неадаптированный персонаж, занятый лежанием на печи, свободным мечтательством. Русским действительно некогда работать, так как они слишком заняты поисками смысла жизни. Но подозрительно, что дураками являются и Бивис с Батхедом. Вот скажем, диснеевские герои дураками быть не могут, они как "дети" могут быть только глупыми.


4. Дураки

Бивис и Батхед - дураки, потому что они должны быть привлекательными и смешными. Как комментаторы MTV, они занимаются веселой инвентаризацией: все вещи перещупываются и переоцениваются в плане смеха, победившего страх и всякую серьезность. В этой смеховой инвентаризации основой как раз и выступает выплеснутая подростковая сексуальность Бивиса и Батхеда, которую еще М.М.Бахтин называл смехом "телесного низа". Все смешное стоит на трех основах - секс, алкоголь и издевательство над национальными меньшинствами. Этого же касается и юмор Бивиса и Батхеда. Но и здесь их глупость, как принцип, поставлена выше этого "телесного низа". Потому что они дураки не русские, а американские. А там дурак не философ, а неудачник.


5. Неудачники

Объяснимся. Все американское общество, протестантское по своему духу, настроено на успех, успех, оправдывающий любые средства по его достижению. Дело в том, что по протестантской теории предопределения, которую развил еще Жан Кальвин в своих "Наставлениях в христианской вере", Бог создает одних людей ко спасению, а других - к погибели. Как комментировал Уильям Блейк:

"Кто рождается на свет лишь для горести и бед. Кто рождается на вечность лишь для радости беспечной. Кто - для радости беспечной, Кто - для смерти бесконечной.". Этой теорией пытались оправдывать социальное неравенство: если ты достигаешь социального успеха в этой жизни, значит, Бог тебя создал для спасения. Здесь Он помогает тебе, значит, и на том свете тоже все будет о-кей. А если ты беден или некрасив, то, извини, ты приготовлен для ада. Поэтому УСПЕХ стал главной целью любого американца. Все остальные - лузеры (looser), неудачники, или, по Б&Б-терминологии - отстой.

Так вот, если Бивис и Батхед должны быть смешны, они должны быть дураками, чтобы быть дураками, они должны стать неудачниками, а чтобы быть неудачниками, у них должны быть проблемы с тремя главными китами смешного, то есть с сексом, алкоголем и национальными меньшинствами. Действительно, Бивис и Батхед - редкие аскеты для американского телевидения, они хотят, очень хотят алкоголя и секса, но никогда не могут это получить, иначе они станут подозрительно серьезными и скучными. Ругаться они тоже не могут, потому что это запрещено американским законодательством по телевещанию. Российская переводчица мультсериала Мария Гаврилова заметила: "Я думаю, в Штатах цензура гораздо серьезнее, нежели у нас. Б&Б ни разу не ругаются матом - ни разу, что даже странно для подобных субъектов. Видимо, помимо цензурных соображений, их создатель решил, что ребятки слишком инфантильны даже для крепких словечек. Все, что они говорят, - это их собственное изобретение: не слишком грубые, но довольно обидные выражения. Главная особенность их лексики в том, что она минимальна. Они свободно общаются с помощью нескольких выражений".

Единственно, где смогли запретить лексику Бивиса и Батхеда вместе с их изображениями, так это в нескольких тюрьмах: там, видимо, надсмотрщики говорят на языке Роберта Фроста и Уолта Уитмена.

Что же насчет национальных меньшинств? И с этим тоже туго у наших смешных неудачников. В Америке процветает печально знаменитая "политкорректность", которая отражает либеральные ценности западного общества. "Все что не запрещено, все разрешено" - так сформулировал в свое время М.Горбачев политкорректное отношение к существующему законодательству, перефразировав народный сарказм "закон - как дышло, куда повернешь - туда и вышло". Политкорректность - это либеральное отстаивание свобод падшего человека, отстаивание прав содомитов, извращенцев, любых социальных меньшинств. Нельзя называть негра "негром", нужно говорить "афроамериканец"; можно заключать однополые браки или рукополагать женщин в священники. Поэтому с национальной тематикой тяжело. Единственное исключение, это мексиканоговорящий Корнхолио, в которого иногда перевоплощается Бивис. Корнхолио - это альтер-эго Бивиса. Он возникает в период помутнения мозгов, связанного с принятием мощной дозы допинга - таблеток, капуччино, огромного количества шоколада, нескольких литров газировки. В нормальных состояниях не наблюдается. В эти моменты Бивис натягивает на голову футболку, и совершает странные поступки со странным бормотанием. На этом мексиканофобский юмор заканчивается.


6. Смех

Бивис и Батхед не только смешат, но они и сами постоянно смеются. И смех является их главной отличительной чертой. Они смеются так, как над ними нужно смеяться. Они смеются не переставая. Этот их смех настолько постоянен, что похож скорее на нервный тик. Этот постоянный смех точно подмечен Джаджом в молодежной среде. В ней не принято быть вежливым (т.е.скучным), серьезным (т.е. занудой), умным (т.е. злюкой). Нужно постоянно смеяться и веселить других. Иначе настанет пауза, и возникнет в разговоре что-то серьезное, а серьезное - это ответственность, это вариант родительских запретов (тех окультуривающих трех тысяч НЕЛЬЗЯ), а это, друзья мои, для современного подросткового жаргона - "напруга", "палево" и "измена лютая". Смех в своей постоянности становится болезненным покашливанием. Это нервное покашливание - знак поколения "Пи" ("Пепси" или "Пелевин"). Логика: " Ты не смеешься? - Значит, у тебя проблемы? - Значит, ты неудачник!"


7. "Эффект клоуна"

Но почему же эти придурки стали столь популярны в мире? Преподобный Антоний Великий говорил, что люди любят прощать себе свои грехи, глядя на чужие прегрешения: "не я один так делаю, вон и другие - тоже, а есть и хуже меня". Психологи придумали для популярности мультгероев термин "эффект клоуна": ребенок радуется, чувствуя свое интеллектуальное превосходство над персонажами сериала. Между тем, общаясь со сверстниками, он сначала умышленно, а потом и ненамеренно начинает копировать их манеру говорить, их поступки, образ мысли, наконец. Спустя некоторое время перемену в детях чувствуют и родители, вот тут-то и надо принимать меры. Разумеется, запретами ничего не добьешься. Американцы - попытались. Как и следовало ожидать, больше всего Бивис и Батхед не понравились американским конгрессменам. Комиссии по вопросам жестокости и насилия на ТВ не понравилось, что один из малолетних идиотов из штата Огайо, насмотревшись на своих мультипликационных кумиров, начал глумиться над собственной кошкой. Спалив ей всю шерсть, он не удовлетворился этим и поджег папашин автомобиль, внутри была младшая сестра, и это стоило ей жизни. Муниципальный суд рассмотрел дело Бивиса и Батхеда и приговорил их к "высшей мере наказания" - отлучению от эфира. Но, конечно, вскоре по требованию тысяч малолетних зрителей, их вновь вернули.


8. Чужие

Как страшит это наслаждение чужой глупостью. Но выгодно смеяться над дураком, играть дурака, быть дураком. Что возьмешь с дурака, с него взятки гладки. Но к счастью, Бивис и Батхед не наши дураки. Наши дураки - "новые русские", глупые и богатые, им хорошо, глупость составляет их главное счастье. И к счастью, они не покидают резервацию анекдота, в реальности их не бывает. Как жаль, что кто-то готовит резервацию для наших детей, резервацию отупелости и идиотизма. Эта резервация называется Бивис и Батхед.


© М. Ю. Бакулин
© Сибирская православная газета
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz