Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ПУТЬ ИСКАНИЙ КОНСТАНТИНА КИНЧЕВА


Писать о Константине Кинчеве очень трудно. И не потому, что его стихи часто бывают довольно сложными и многоплановыми, а в силу особенности самой личности музыканта. Обычно рокеры - люди, далекие от Церкви, а следовательно, и от истинного христианства. Многие из них говорят о Христе, но эти многие часто именно те, о которых было сказано: "не всякий, говорящий Мне: 'Господи! Господи!' спасется". Тут же случай совершенно особый. "Алиса" пока единственная широко известная рок-группа, лидер которой недавно пришел к Православию.


Кинчев прошлый - "к солнцу тропы искать"

Образ солнца проходит через многие песни "Алисы". Это видно даже по названиям "Солнце встает", "Солнце за нас", "Дурак и Солнце", "Осеннее Солнце". В одной из песен ("Пасынок звезд", альбом "Для тех, кто свалился с луны") к Солнцу обращена почти что молитва - "Да охранит тебя солнце от…" и перечисление всех бед. На первый взгляд, все это может показаться чуть ли не языческим поклонением небесному светилу, но это не так. Солнце Кинчева - это символ Правды, Истины и Света. В песне "Солнце встает" это особенно ярко выражено войной лицемерия, фальши и вообще зла этого мира, которое не только говорит Солнцу: "нельзя!", но еще и расстреливает его и топчет рассвет "серпами подков". В конце концов, эти поиски истины, это стремление к Свету и привели Кинчева к Церкви. Так что нет никакого язычества в этом солнцепоклонении. Вспомним, ведь в православии нередко называют Самого Спасителя Солнцем Правды и Светом миру.

Интересно, что Кинчев еще до своего обращения отлично понимал, ЧТО такое рок. В интервью журналу "Музыкальный Олимп" (октябрь 1994 г.) он говорит: "Я считаю, что все, что идет от черепной коробки - от дьявола. Искусство означает искус творить, то есть творческого человека всегда искушает дьявол - славой, гордыней, тщеславием". И в другом месте этого же интервью мы узнаем от лидера рок-группы, что "Алиса" - культовая группа, а во всем, что связано с культом, присутствует определенный ритуал. У нас - прежде всего сочетание черного и красного цветов, эмблема, манера одеваться. Не скажу, что это светло и хорошо - все связано с наркотиками, алкоголем".

Вообще, во всем альбоме "Черная метка" только два светлых пятна - песня "Дурак" и песня "То ли про любовь, то ли про беду". Остальные песни можно отнести к тьме даже без подробного разбора текстов - настолько агрессивны и даже злобны мелодии. Тем более, что Кинчев сам признал, что почти весь альбом написан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

- У вас есть песни, которые вы написали, мягко говоря, в неадекватном состоянии?

- Есть такие: "Белая Невеста", например, и почти все, что связано с альбомом "Черная Метка". Но это были наркотики. По пьяни, знаете, как-то не пишется. В этом состоянии в основном декларируется и исполняется (интервью газете "Московский комсомолец" 18-25 марта 1999 г.).

Поистине неисповедимы пути Господни, если человек, который подобные песни пел искренне, все-таки пришел к Православию. Это лишний раз доказывает: как бы глубоко человек ни пал, у него всегда есть надежда на спасение. Вспомним, что некоторые святые до своего обращения и покаяния были и разбойниками, и даже убийцами (к примеру, св. Моисей Мурин). И уж тем более, человек, игравший агрессивную рок-музыку, может стать верующим. Поэтому, пожалуй, не стоит осуждать всех рокеров и ставить на всей рок-музыке печать сатанизма: эти люди не сатанисты, их заблудшие души, может быть, ждут доброго пастыря, который "душу свою полагает за овец", который будет наставлять их "с кротостью и благоговением".

Одна из самых сильных песен Кинчева - это "Умереть молодым". По сути дела, это более подробная разработка старинной хипповской идеи, кратко сформулированной Джимми Хендриксом - "Живи быстро, умирай молодым". Идея абсолютно сатанинская. Недаром она абсолютно противоположна православной молитве "Христианской кончины живота нашего у Господа просим". Как мечтает умереть любой христианин? Или творя молитву, или исповедавшись и причастившись. Как мечтает умереть рокер? Прожигая свою жизнь наркотиками, пьянством и сексом. И в этой песне перед нами тот рокер, который уже почти сжег свою душу вышеперечисленными элементами "настоящей жизни", и который понимает, что "в этой жизни ты успел в самый раз умереть молодым". Легкая ирония автора по отношению к таким людям не делает песни более светлой. Вообще, слушая эту песню и вдумываясь в текст, начинаешь по-настоящему понимать слова апостола Павла: "печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, печаль же мирская производит смерть".

О заигрываниях Кинчева с язычеством (песня "Театр теней", альбом "Шабаш") лучше вообще не говорить. И вот почему. Все-таки косвенно это осуждение, потому что говорить, что это вот все - Кинчев - значит осуждать его за то, чем он уже не является. Если бы мы говорили об "Арии", "Агате Кристи", "Сплине", можно было бы сказать однозначно, что это - творчество нехристианское, и это было бы не осуждением, а констатацией факта. Относительно Кинчева это неуместно. Перемена ума (metanoia - покаяние) в его случае настолько кардинальна, что лучше не ворошить это чужое прошлое - и так достаточно поворошили.


Кинчев новый - "в молитве радеть"

Изменения в душе Кинчева отобразились на его отношении к поклонникам. Если раньше он призывал: "Пойдем со мной!"- или чувствовал такое родство душ с поклонниками, что имел полное право говорить от их лица, и звучало это без тени фальши - " Мы вместе!",- то теперь эта позиция поменялась на абсолютно противоположную: "А если тебе не по сердцу мой путь - выбери свой, и выбери, с кем". В этих строках уже далеко не неофит, стремящийся всем доказать истинность своей веры, здесь глубоко верующий человек, который через сердце пропустил слова св. Серафима Саровского: "Стяжай дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя".

Кинчев - один из самых талантливых представителей русского рока, иногда он только одной фразой может передать глубокую идею: "На Кресте не спекается кровь", - поет он в песне "Красное на черном". И это уже можно понимать, как и то, что мы своими грехами и нелюбовью к Господу продолжаем распинать Его, или как то, что Бог скорбит о нас постоянно, Кровь Голгофской Жертвы продолжает литься, Господь всегда протягивает нам руку Спасения, хотя по человеческим меркам Он давно должен был отвернуться от нас.

Новый Кинчев вызывает у некоторых старых поклонников чуть ли не раздражение. Его теперешний круг чтения - это книги о духовной жизни, о богословии и жития святых. В его новых песнях угадывается человек с опытом молитвы, боящийся осудить ближнего, деятельно сопереживающий богослужению. Все это настолько непривычно и даже противно многим алисоманам, что они считают фальшью искренние строчки Кинчева. В лучшем случае, новые песни они назовут "излишне пафосными".

Что еще дает мне основание утверждать, что Костя стал другим человеком?

Вот, к примеру, что он говорит в одном из последних своих интервью 14 октября этого года:

Корреспондент: Может, поэты гораздо острее чувствуют духовную реальность, чем религиозные деятели? Если вспомнить стихотворную дуэль Пушкина и митрополита Филарета… Стихотворение, конечно, талантливое, но в истории все-таки остался Пушкин, а не Филарет. Поэтов Серебряного века тоже не назовешь такими уж "благочестивыми христианами", однако им (Блоку, Гумилеву, Волошину, Есенину…) никак не откажешь в глубинности. А современные священники, на мой взгляд, слишком уж озабочены "правильностью", а не талантом.

Кинчев: Ты пытаешься меня подвести к какому-то осуждению - а я не хочу этого. Все зависит от того, какой поэт и какой священник, обобщать здесь неуместно. Например, Вознесенский может считать себя "великим поэтом" и думать, что не нуждается ни в каком духовном окормлении, но это его личное дело. Я же говорю о традиции старчества - это и есть свет истины Православия. И если наша церковная иерархия, да и вообще все православные миряне, будут испытывать на себе их духовное влияние, то многих проблем, о которых ты говоришь, удастся избежать.

Или вот другой момент из этого интервью:

Корреспондент: Может быть, вся эта "перестройка" и "реформы" 90-х были просто не слишком удачной "репетицией" Восхода, и духовное Солнце над Россией так пока и не взошло?

Кинчев: Духовное Солнце над Россией взошло 1000 лет назад, благодаря святому Владимиру. И с тех пор это Солнце не угасало, как бы не пытались погасить его всевозможными тучами, дождями, мраком. В начале 90-х действительно была надежда на какое-то социальное освобождение, казалось, что с падением этого, навязанного нам в 1917 году, режима повержен и наш духовный враг. Но эта иллюзия рассеялась, оказалось, сатана более казуистичен и хитер. Читая Нилуса, это осознаешь очень остро.

Тут нам могут ответить: "А что это, Кинчев у вас особым положением пользуется? Получается, если обыкновенный человек играет рок - так он сатанист, а если православный играет то же самое - значит, все классно?". Отвечаем. Играет он совсем не то же. Его последний альбом - это попытка, как он сам говорит, "развеять представление о роке как о чем-то сатанинском". Во-вторых, осуждая большинство остальных рокеров, мы осуждаем не их самих, а лишь пытаемся показать, насколько опасны их тексты для христианина. Тексты же Кинчева до его обращения свидетельствуют о напряженных духовных поисках, а теперь - лишь о радости обретения истины. Дай Бог каждому ищущему рокеру дойти до храма. Тогда оружие сатанинское обратится против него самого. Еще несколько лет никто и в жизни не мог представить, что возможно существование православной рок-группы. Теперь же эта группа существует и выпускает новые альбомы. Кстати, новый альбом обещан на конец 1999 или начало 2000 года. А нам остается помолится о здравии раба Божия Константина, который 25 декабря будет праздновать свой день рождения, и еще раз убедиться в том, что "свет Христов просвещает всех".


© Влад Головин
© "КАМО ГРЯДЕШИ"
 
Яндекс.Реклама
воблер, приманка для рыбы
Hosted by uCoz