Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

(к читателю)


Дорогой читатель!

Городские Легенды Эта книжка объединяет несколько рассказов и повестей, написанных мной и Тарасом Витковским в жанре «городской легенды» — авторской сказки, действие которой разворачивается в современном городе, среди узнаваемых реалий.

Это старый, весьма почтенный жанр. Его освятил своим творчеством сам Александр Сергеевич, ибо что есть «Гробовщик» или «Пиковая Дама», как не типичная «городская легенда»? Карамзин своей «Бедной Лизой» создал определенную репутацию одному из московских прудов, и это место сделалось объектом паломничества влюбленных. «Черная курица» Погорельского — еще один пример «городской легенды» девятнадцатого века.

Наша книжка разделена на две части: одна — для Петербурга, ее написала я; другая — для Москвы, ее сочинил мой муж, Тарас Витковский.

Петербург представлен очень ограниченным участком: Александровским парком, прилегающим к станции метро «Горьковская».

Человеку свойственно мифологизировать пространство своего обитания. Много часов было проведено нами в описанном парке, там придумывались самые разные сюжеты и истории. Как-то поздно вечером, в начале зимы, когда мы гуляли при свете фонарей возле станции метро, нам было явлено озарение: и сама станция, и бродящие возле нее персонажи удивительным образом напоминали сцену из третьего эпизода «Звездных войн» — ту самую, когда Люк Скайуокер и Оби Ван Кеноби попадают в портовый бар, где встречают Хэна Соло. Каждый второй забулдыга имел вид заправского инопланетянина, а сама станция мигала огнями не хуже портового кабака на захолустной планетке. Из киосков доносилась какая-то скомканная музыка, она придавала картине цельность, завершенность: все как будто двигались в едином ритме.

С этого «судьбоносного» момента, собственно, и начались сказки Александровского парка. В соответствии с традицией «городских легенд», о которой упоминалось выше, эти сказки сентиментальны и романтичны и в определенной степени являются плодом моего решительного нежелания жить в «городе разбитых фонарей». Навязывание модного «черного» мифа о Петербурге как городе бандитском, коррумпированном.и т. п. вызывает у авторов данного сборника решительное отторжение.

Недавно концептуальный петербургский журнал позволил себе гнусный пассаж в адрес Александра Грина. «Алые паруса» были названы там провальной вещью, которая. вызвала смех у здравомыслящего читателя и создала автору феерии репутацию человека недалекого и даже умственно отсталого. Из чего нами был сделан единственный вывод: жителей Каперны по-прежнему раздражают люди, способные верить в чудо и создавать его собственными руками. Жителям Каперны нравится «город разбитых фонарей» — это придает им чувство значимости.

С чем я никак не могу их поздравить. Мои истории — совершенно о другом.

Вторая часть «Волшебных историй» создана Тарасом Витковским и посвящена Москве, точнее — московской ролевой тусовке середины девяностых. Ролевики — это сообщество самых разных в социальном отношении молодых людей, которые имеют общее хобби: представлять себя персонажами различных художественных произведений, в первую очередь «Властелина Колец». Своего рода «театр для себя». Это сообщество обладает повышенной склонностью преобразовывать, «гнуть под себя» окружающее пространство, так что Москва ролевиков — это совершенно не та Москва, которую видят финансисты, туристы или участники мирового масонского заговора.

Важно здесь заметить, что повесть «Самозванец» описывает времена, которых уже нет: они ушли вместе с прошлым веком. Нынешние ролевики — совершенно другие люди, менее восторженные, более трезвые: как своего рода экзотика воспринимается теперь проблема «дивности». Нынешние ролевики могут устроить игру по миру Пелевина или Чехова, латиноамериканских писателей (автор данных строк «лично знаком» с полковником Аурелиано Буэндиа), Павича или Тарантино. Тогдашние играли преимущественно в жанр фэнтези («Артуровки», «Робингудовки» и «Столетовки» недалеко ушли).

Среди ролевиков было очень много «эльфов по жизни», так называемых «дивных». Они представлялись существами неземными, которым не суждено будет ни измениться, ни постареть. Персонам «Самозванца» неизвестно, что пройдет всего пять-семь лет — и большинство «дивных» сделаются мамами-папами, бизнесменами, программистами, менеджерами — вполне нормальными, социально успешными людьми. Ролевое движение не станет для них пожизненной болезнью, как могло показаться когда-то наблюдателю со стороны.

И все же... то было прекрасное время. Несмотря на все страдания, разочарования и всякие глупости, на которые мы были горазды. Кое-кто из сегодняшних ролевиков уже скучает по былому: намечаются игры по середине 90-х, для которых обязательны сочетание кольчуги и кроссовок, наличие «давности» и плаща из занавески. Повесть «Самозванец» отдает собой дань этой ностальгии.

Московский цикл рассказов, в отличие от «Самозванца», — не о ролевиках, но о тех чудесах, которые может подарить Москва заблудившемуся мечтателю.

Тарасу Витковскому свойственно исключительно нежное отношение к нашей необъятной столице. И так же, как я люблю старый, истоптанный Александровский парк, он обожает Покровское-Стрешнево, большой лесопарк близ метро «Водный стадион», славный своими соловьями, целебным источником и удивительно чистой атмосферой.

По большому счету, наши городские сказки представляют собой беллетризированное объяснение в любви двум городам. Мегаполисам, где человеку удалось найти для себя уголок уюта, тепла, любви и чуда.

Всегда Ваша — Елена Хаеикая


© Елена Хаецкая
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz