Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ХАЗАРЫ, ОНИ ЖЕ АШКЕНАЗЫ

Артур Кёстлер "Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие"

Пер. с англ. А.Ю.Кабалкина
СПб.: Евразия, 2001.


Тринадцатое Колено. Крушение Империи Хазар И Её Наследие Существуют такие исторические явления, без знания которых невозможно понимание современной интеллектуальной литературы. "Изысканные" ереси средневековья, таинственные пути тамплиеров или, скажем, хазары. Все это - некая общая почва, на которой общаются и легко понимают друг друга почитатели Умберто Эко, Милорада Павича и Льва Николаевича Гумилева. Эту почву, если можно таким образом развить сравнение, необходимо удобрять, время от времени обогащая интеллект то одним, то другим произведением академического направления.


К числу таких исторических трудов - жизненно необходимых современному интеллектуалу! - относится интереснейшая книга Артура Кестлера "Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие". В своем роде это - несколько отношений к теме в рамках одной книги: во-первых, концепция самого автора; во-вторых, взгляды тех средневековых писателей, на которых ссылается автор; в-третьих, точка зрения русского редактора книги, с самого начала заявляющего о своем участии в формировании отношения к тексту: "Известно, что искусство цитирования относится к сфере манипуляций. Этим искусством А.Кестлер владеет блестяще… Разумеется, исследователь имеет право прервать цитату из источника в том месте, где он считает нужным. Однако у доверчивого читателя может возникнуть впечатление, что все описываемое соответствует некоей реальности. Часто эту реальность создает сам Кестлер, обрывая голос средневекового автора в самом интересном месте. В таком случае мы вправе (в редакторских примечаниях) продолжить цитату и убедиться, что не все так просто…"

Игра ума. Теории внутри теорий. Собрание фактов, их трактовки и контрактовки. Мелькание сцен давно ушедшей жизни, соперничество погибших честолюбий, имена - владык, полководцев, путешественников. Для желающих заглядывать все глубже и глубже в колодцы времени - обширный список литературы и - гвоздь программы - знаменитая "хазарская переписка", столь дорогая сердцу всякого павичефила.

Сюжет "выбора веры", который хазары решили в пользу иудаизма, тянет за собой вторую тему - тему "наследия", тему европейского еврейства, поданную изящно, интересно и по особенному ярко, без еврейского подвыва, без "жидомасонского заговора", вообще минуя скользкую тему "мессианства". Автор пытается доказать - и делает это не без успеха! - что большая часть современных евреев имеет "хазаро-тюркское, а не семитское происхождение". Дополненная рисованной схемой носов (так называемый "еврейский", "римский" и т.п.), идея А.Кестлера воспринимается непредвзятым читателем просто на ура.

Книга создает абсолютно непротиворечивую картину мира. Блестящая теория А.Кестлера разбивает идею "жидомасонского заговора" (как явления расово-мессианского) и представляет современных евреев как общность религиозно-социальную. Потомки хазар - "тринадцатого колена" - те, к кому Артур Кестлер прикладывает любимую поговорку Хаима Вейцмана: "Евреи - такие же люди, как все остальные, только в большей степени".

Книга А.Кестлера, которая сама по себе является итогом (размышлений над фактами, их любовной перетасовки), может, с другой стороны, послужить и началом, отправной точкой для следующего путешествия в Хазарию.


© Елена Хаецкая
© ПИТЕРbook № 05 МАЙ 2002
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz