Te Deum laudamus!
Господа Бога славим!

Елена ХАЕЦКАЯ

дьякон Андрей КУРАЕВ

иеромонах Сергий (РЫБКО)

РОК-МУЗЫКАНТЫ

РЕЦЕНЗИИ (фантастика, фэнтези)
 
ЛИЧНЫЕ ДРУЗЬЯ БОГА

рецензия

Н. Ф. Усков. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. СПб.: Алетейя, 2001.


Раннесредневековое европейское монашество - тема для узкого специалиста. Вчитаться в книгу Н.Ф.Ускова непросто, но результат стоит усилий: читатель погружается в упоительный мир научных дискуссий, древних рукописей, легендарных свидетельств, гипотез и обобщений.

Христианство И Монашество В Западной Европе Раннего Средневековья Европейское монашество как социальное явление имеет свою историю и собственную динамику развития. От суровых аскетов древности до развеселого фриара Тука и прожорливого брата Горанфло - дистанция огромного размера. Раннехристианские общины зачастую оставались замкнутыми мирками посреди моря житейских соблазнов. Однако затем, после того, как Европа сделалась христианской, "неизбежно происходило усреднение христианского идеала. В III-IV веках аскеты порывают с городской общиной и… удаляются in desertum, в пустыню, где и конституируется монашество как институт, обособленный от остальной Церкви".

И теперь уже Церковь, распространившаяся на весь мир, в глазах аскета выглядит олицетворением мирского соблазна. Один из крупнейших западных отцов монашества Иоанн Кассиан (ум. в 435 г.) выразил это так: "Монах всеми путями должен бежать от епископа и женщины".

Монастыри, возникающие по всей Европе, были устроены таким образом, чтобы нивелировать отдельную личность, растворить ее в общине. И в то же время каждый монастырь сам по себе - неповторимая личность со своей собственной биографией и "физиономией". Череда этих "личностей" проходит перед читателем.

И вместе с тем проступают лица конкретных людей - святых, основателей монастырей, выдающихся руководителей, отдельных монахов. Иногда встречаются настоящие драмы - такие, например, как смерть монаха Воло в 876 году. Это был молодой, хорошо образованный человек, сын одного графа, с душой "мятущейся". "Более знатные чаще сбиваются с пути", - добавляет средневековый историк. Как-то раз дьявол явился одному из наиболее авторитетных монахов этого монастыря, Ноткеру Заике, и предрек: "Готовлю злую ночь тебе и твоим братьям". Ноткер предупредил остальных, но из них один лишь Воло отнесся легкомысленно: "Старики, - сказал он, - всегда грезят пустое". В тот день Воло, сидя в скриптории, записал последнюю строку: "И начал умирать" (из Евангелия от Иоанна), после чего вскочил вдруг и убежал. Он стал взбираться на колокольню, надеясь унять свой мятежный дух видом полей и гор, но дьявол ударом сбросил его, и несчастный Воло сломал себе шею. История таинственная и ужасная - она продолжала будоражить умы братии даже спустя 150 лет. Со своей стороны, не можем не заметить, что чтение книги Н.Ф.Ускова для неспециалиста - следующий логический шаг после "Имени Розы".

Изрядное место уделено в исследовании довольно любопытной фигуре средневекового монашества - Отлоху из Сент-Эммерама. Личностью Отлоха и переводом его "Книги видений". Н.Ф.Усков занимался еще в советское время. Бурная биография этого монаха, его многочисленные сочинения содержат множество интересных сведений, в том числе автобиографических - бесценных с точки зрения психологии.

Удивительная атмосфера книги Н.Ф.Ускова не сразу отпускает. Читать этот труд "запоем" невозможно, да и бесполезно. Стоит задержаться на каждой главе, обдумывая прочитанное. Или, если выразиться словами св. Бенедикта, отца западноевропейского монашества, - уподобляясь жвачным животным, которые подолгу пережевывают траву и тем самым усваивают ее наилучшим образом.


© Елена Хаецкая
© ПИТЕРbook № 6-7 ИЮНЬ 2002
 
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz